Первый Байкальский решил узнать, что же все-таки думают экологи и жители Ольхона о самой скандальной скульптуре озера и почему так много шума вокруг «Хранителя Байкала».
Скандальный монумент всемирно известного скульптора Даши Намдакова «Хранитель Байкала» недавно был установлен на острове Ольхон. Изначально, правда, его планировалось поставить на мысе Хобой, но из-за протестов возмущенной общественности место изменили. И, после недолгих сомнений, скульптура встала неподалеку от местечка Узуры, вдали от туристических маршрутов на севере острова. Как к этому относятся люди с активной жизненной позицией – экологи и сами жители Ольхона?
Сам Мастер от комментариев старается воздерживаться.
- Когда лет через десять мы встретимся на Ольхоне, вы сами увидите, что там (около скульптуры) будет паломничество. Конечно, нужно предпринимать меры по охране природы и необходимо ограничить количество людей, чтобы они не затоптали землю. Но у меня там нет никаких коммерческих интересов. Это чистый подарок родине, – сказал Даши Намдаков незадолго до установки «Хранителя Байкала».
Один из самых активных лоббистов установки памятника именно на Ольхоне, иркутский бизнесмен Виктор Бронштейн утверждает, что это одобрил сам лидер монгольских шаманов Баир Цырендоржиев.
- Он сказал, что это одно из самых сакральных мест и что духи Байкала будут ликовать, если скульптора будет установлена тут, – утверждает Бронштейн.
Отчасти это подтверждается словами известного прибайкальского шамана Валентина Хагдаева, живущего в Еланцах.
- Вопрос мы действительно обсуждали долго, созывали целый экспертный совет. Сначала скульптуру хотели установить у мыса Бурхан – самого известного места на острове, но я был категорически против. Духи могут разгневаться изображением идола. Выбрали Хобой. Это тоже священное место, но если провести специальный обряд и спросить разрешения у божеств, тогда можно. Пускай люди приезжают и любуются.
Хватало и противников установки скандального произведения монументального искусства. От движения «За священный Байкал» к прокурору Иркутской области поступило обращение с просьбой разобраться.
- Ничего не известно о том, проводились ли оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза при проектировании данного монумента. Мы заявляем, что эти проекты не имеют ничего общего с традиционными ценностями и верованиями народов, проживающих на Байкале. На наш взгляд, они лишь оскверняют священное имя Байкала, оскорбляют религиозные чувства местных жителей и могут нанести непоправимый вред уникальной экосистеме Ольхона, – был категоричен в суждениях представитель этого движения Андрей Ершов.
Действительно, старший помощник прокурора Наталья Рягузова подтвердила:
- К нам поступило два обращения от жителей Ольхонского района о несогласии с установкой скульптуры. В настоящее время организована проверка законности предоставления как земельного участка для установки скульптуры, так и влияния скульптуры на окружающую природную среду. В случае, если установят, что статуя влияет на окружающую среду, не исключено, что она будет демонтирована.
А чуть позднее стало известно, что у прокуратуры нет претензий к новому месту «прописки» статуи. По крайней мере, начальник отдела туризма и рекреации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Василий Мальцев сообщил:
«В размещении скульптуры на Хобое отказали. Решили (поставить) в Узурах. Проехали туда, обследовали. Там есть небольшая территория муниципалитета. После утверждения новых границ Прибайкальского нацпарка мы изучим расположение с точки зрения законности».
Самым яростным противником установки детища Намдакова на острове оказался иркутский экоактивист и энтомолог Виталий Рябцев.
- Лично у меня сама скульптура не вызывает отторжения, лишь ее название. Как и многие, считаю, что «Дух Байкала» не может выглядеть вот так. Но главное возражение: не место таким объектам на особо охраняемой и ценной территории. Пусть стоит в каком-нибудь поселении. Но не в природном ландшафте Ольхона, и без того испытывающем запредельную туристическую нагрузку, – прокомментировал он ситуацию до того, как монумент был установлен. Но когда стало известно об окончательном решении и месте установки, он высказался более категорично:
- Речь идет о размещении на природной территории объекта, который не связан с целями, задачами и основной деятельностью особо охраняемой природной территории федерального уровня – Прибайкальского национального парка. Напротив, результатом появления данного объекта станет возникновение еще одного участка, где травяной покров байкальской степи будет полностью уничтожен возникшей автостоянкой, на которой будут единовременно размещаться многие десятки (возможно, и сотни) автомобилей, а также сопутствующей сетью тропинок, вытоптанным участком вокруг статуи. Площадь участка «погибшей природы» составит многие тысячи, а никак не заявленные 900 квадратных метров. То обстоятельство, что участок «не является перспективным для дальнейших исследований», нисколько не снижает его высокую природную ценность.
Однако сами жители Ольхона не столь категоричны и не всегда однозначно «против».
- Все последние годы количество туристов, посещающих остров, растет. Все, что это несет природе, – вытаптывание почвы. Лично для меня тем, что может противостоять деградации, является культура, поэтому я поддерживаю все проекты, связанные с повышением общего образовательного и культурного уровня, – объясняет свое видение директор старейшей турбазы на Ольхоне Наталья Бенчарова. – Природа для меня прекрасна, но так же прекрасен и художник, творец, который эту природу интерпретирует, добавляет в нее что-то от себя и возвращает это назад. То есть лично для меня появление скульптуры – жест доброй воли автора, который, тронутый красотой Байкала, делает ему приношение. Тем самым он выражает свое уважение к местности – а что еще может подарить художник? С другой стороны, называя скульптуру Хранителем и придавая ей несколько устрашающий облик, он как бы предостерегает всех от неразумного пользования ее благами. Это сродни изображениям грозных хранителей буддийского учения, которые, по вере последователей буддизма, охраняют чистоту учения от профанации.