The Chemistry of Baikal Water
The Chemistry of Baikal Water
© Photo: Key To Baikal
May, 27

The Chemistry of Baikal Water

Baikal water is the purest in the world, judging by its composition. But why is this so? And why is not pure water always good? We will try to answer these difficult questions in our article.

Water Composition? Does Baikal Contain Some Other Water, not H2O?

Of course, Baikal is filled with H2O. However, water in its pure form can virtually never be found in the lake, just like in nature, in general; much more often various substances are dissolved in it. Water salinity in Baikal makes up 120 mg/l.

The water in Baikal belongs to weakly mineralized soft waters. Its composition is close to distilled water since it contains extremely poorly dissolved mineral salts, organic substances and other impurities.

From the point of view of drinking qualities, its advantages include an insignificant amount of calcium and magnesium, a negligible amount of chlorine and the absence of iron. All this makes the water of Baikal very soft, pleasant to drink.

The chemical composition of the Baikal water is quite homogeneous due to intensive mixing. However, many chemical properties of the Baikal water are variable. The substances dissolved in the lake water can be divided into three groups:

- the substances that are evenly distributed in all layers; their amount practically does not change with the time of year. This is the constant part of the chemical composition of the water of Baikal. These substances include chlorides, sulfates, bicarbonates, magnesium, calcium, sodium and potassium, nitrogen gas and rare gases.

- the substances with the amount increasing with increasing depth. These include free carbon dioxide, phosphates, nitrates and silicates. The same group is characterized by an increase in the number of substances in the upper layers of water in winter and their decrease in the summer months.

- the substances with the amount decreasing with increasing depth. These include oxygen and organic matters dissolved in water, their number also decreases in winter and increases in summer.

In general, Baikal water is different: its composition may in different places, at different depths and even at different times of the year.

The Chemistry of Baikal Water

Why is not Pure Water Always Good?

Weakly mineralized water contains no harmful substances for the body, and this is good. The bad thing is that there are few nutrients in it, too, so it is not harmful to drink Baikal water, but it is not also very useful. That’s why you need not drink Baikal water on a regular basis. But you can enjoy its transparency as long as you wish.

How Is Baikal Water-Formed?

Фото

About half of all water from tributaries coming to Baikal is supplied by Selenga. Another large tributary of Lake Baikal, Verkhnyaya Angara, accounts for 15% of the total annual flow of all lake’s tributaries to Baikal per year. The Barguzin River contributes only about 7% of the total annual flow to Lake Baikal during the year. The share of all the other tributaries of Baikal, their total number exceeding 300, accounts for only about 10% of the water catchment area of ​​the lake.

Each of the tributaries brings water with different chemical compositions, and as a result of mixing, this “cocktail” becomes Baikal water. The water currents in the lake determine the speed of this mixing and the term during which the water of Baikal is completely renewed.

The largest current on Baikal is considered to be the southern circular current, starting from the Selenga delta heading towards the western coast and running along it back to the mouth of the river. A large part of this water does not return and leaves the lake through Angara. It turns out that the water in the southern Baikal is renewed quickly enough: within a couple of hundred years. At the same time, the process of complete water renewal on the middle and northern Baikal may take thousands of years!

However, all this applies only to the upper layers of Baikal, covering the thickness of about 200-300 upper meters. Water at the depth is mixed even more slowly. This explains the difference in the chemical composition of water at different depths.

The deep waters of the lake can store the traces of events that happened thousands of years ago, and therefore are especially valuable for science. Scientists can trace how the climate changed, what geological, biological and chemical processes took place in the Baikal ecosystem.

What Do Tributaries Bring to Baikal?

Surprisingly, the waters carried by the tributaries of Lake Baikal to the lake have chemical compositions that significantly different from the water of the lake itself. Not only the mixing of water, but also a number of processes modifying the chemical composition of the waters takes place in Baikal. We can say that the GREAT LAKE is a giant laboratory that can show us the experiments that took place a thousand years ago!

The waters of the Selenga feeding Baikal contain 10 times more silicon than the lake water itself. The Barguzin River or a number of other small tributaries continuously contribute iron to Baikal, otherwise, this element is virtually absent in the lake’s waters. Why does this happen? Some substances introduced into the Baikal by its tributaries, such as iron, aluminum, and a part of silicon, entering the lake, form colloidal compounds in the form of flakes in the lake; these flakes descend to the bottom and form a part of the silts covering the bottom of the lake. And silicon is gratefully absorbed by algae-diatoms and numerous sponges: their bodies are partly made of this element. The same thing can be said about calcium used by Baikal mollusks to build their shells.

Tell friends
Related articles
The Chemistry of Baikal Water

The World Farm Animals Day is celebrated around the world today. Did you know that a goat once was a wild animal too? Moreover, wild goats still exist and of course live near Lake Baikal.

The Chemistry of Baikal Water

Today our colleagues and good friends from the Baikal State Natural Biosphere Reserve are celebrating the anniversary of their institution. We congratulate our colleagues and tell our readers about the history of one of the most beautiful reserves of our country.

The Chemistry of Baikal Water

Many things on Lake Baikal are not in line with logic and reason. The lake never fails to amaze us by the number of its secrets, so we never cease to admire when we get to know new natural phenomena that were previously unknown, such as, for example, singing sands that may soon become silent forever...

The Chemistry of Baikal Water

We keep on introducing the rivers of Baikal to you. We would like to remind you that there are about 300 of them and they all perform their functions. Today we will talk about Abramikha where the main fish of the lake omul - comes to spawn in autumn.

Химия байкальской воды
Химия байкальской воды
© Фото: Первый Байкальский
27 мая #вода

Химия байкальской воды

Байкальская вода — самая чистая в мире по своему составу. Но почему это именно так и почему чистая вода — это не всегда хорошо? На эти сложные вопросы мы постараемся ответить в нашей статье.

Состав воды? Разве в Байкале какая-то особая вода, а не H2O?

Разумеется, в Байкале H2O. Однако в озере, как и в природе, вообще вода в чистом виде практически не встречается, гораздо чаще в ней растворены различные вещества. Минерализация воды в Байкале составляет 120 мг/л.

Вода в Байкале относится к слабоминерализованным мягким водам. По своему составу она близка к дистиллированной, поскольку содержит крайне мало растворенных в ней минеральных солей, органических веществ и других примесей.

С точки зрения ее питьевых качеств положительным фактом можно считать незначительное содержание в ней кальция и магния, ничтожное количество хлора и отсутствие железа. Все это делает воду Байкала очень мягкой, приятной для питья.

Химический состав байкальской воды достаточно однороден из-за интенсивного перемешивания. Однако многие химические свойства воды Байкала непостоянны. Растворенные в воде озера вещества могут быть разделены на три группы:

- вещества, которые во всех слоях распределены равномерно и количество которых практически не меняется со временем года. Это постоянная часть химического состава воды Байкала. Сюда относятся хлориды, сульфаты, гидрокарбонаты, магний, кальций, натрий и калий, газообразный азот и благородные газы.

- вещества, количество которых возрастает с увеличением глубины. Сюда относятся: свободная углекислота, фосфаты, нитраты и силикаты. Эта же группа характеризуется увеличением количества веществ в верхних слоях воды в зимнее время и их уменьшением в летние месяцы.

- вещества, количество которых уменьшается с возрастанием глубины. К ним относятся растворенный в воде кислород и органические вещества, причем количество их в зимние месяцы уменьшается, а в летние – увеличивается.

В общем, вода на Байкале разная и по составу может различаться в разных местах, на разных глубинах и даже в разное время года.

Химия байкальской воды

Почему чистая вода – это не всегда хорошо?

В слабоминерализованной воде нет вредных веществ для организма, и это хорошо. Плохо то, что в ней мало и полезных веществ тоже, поэтому пить байкальскую воду не вредно, но и не сильно полезно. Именно поэтому употреблять байкальскую воду на постоянной основе не стоит. Зато наслаждаться ее прозрачностью – сколько угодно.

Как формируется байкальская вода?

Фото

Около половины всей воды из притоков в Байкал вносит Селенга. Другой крупный приток Байкала, Верхняя Ангара, в среднем за год вносит в Байкал около 15% общего годового стока всех его притоков. Река Баргузин вносит в Байкал в течение года лишь около 7% общего годового стока. На долю же всех остальных притоков Байкала, общее число которых больше 300, приходится всего лишь около 10% водосборной площади озера.

Каждый из притоков приносит воду с разным химическим составом, и в результате перемешивания этот «коктейль» и становится байкальской водой. Водные течения в озере определяют то, насколько быстро это перемешивание идет и как быстро вода Байкала полностью обновляется.

Самым крупным течением на Байкале по праву считается южное круговое, начинающееся от дельты Селенги к Западному берегу и идущему вдоль него обратно к устью реки. Значительная часть этой воды не возвращается, а покидает озеро через Ангару. Получается, что в южном Байкале вода обновляется достаточно быстро – в течение пары сотен лет. В то же время на среднем и северном Байкале процесс полного обновления воды может занимать тысячи лет!

Впрочем, все это относится лишь к верхним слоям Байкала, охватывающим толщу около 200-300 верхних метров. На глубине вода перемешивается еще медленнее. Именно с этим связана разница химического состава вод на различных глубинах.

Глубинные воды озера могут хранить следы событий, произошедших многие тысячи лет назад, и поэтому особенно ценны для науки. Ученые могут проследить, как менялся климат, какие геологические, биологические и химические процессы происходили в байкальской экосистеме.

Что приносят притоки в Байкал?

Удивительно, но притоки Байкала несут в него воды, значительно отличающиеся по своему химическому составу от воды самого озера. В Байкале происходит не просто перемешивание воды, но и ряд процессов, видоизменяющих химический состав вод. Можно сказать, что великое озеро – это гигантская лаборатория, в которой видны эксперименты тысячелетней давности!

Воды Селенги, питающие Байкал, содержат в 10 раз больше кремния, чем его содержится в самом озере. Река Баргузин или ряд других мелких притоков непрерывно вносят в Байкал железо, которого в Байкале практически нет. Почему так происходит? Некоторые вещества, вносимые в Байкал его притоками, как, например, железо, алюминий и часть кремния, попадая в озеро, образуют в нем коллоидные соединения в виде хлопьев, которые оседают на дно и входят в состав илов, покрывающих дно озера. А кремний с удовольствием поглощается водорослями-диатомеями и многочисленными губками, тела которых частично из него и состоят. Так же происходит и с кальцием, который байкальские моллюски используют для строительства своих раковин.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Химия байкальской воды

Ледовые капитаны — хранители тайн великого озера. Их знания о льде Байкала передавались из уст в уста и подтверждались многолетней практикой поколений. Журналист Первого Байкальского встретился с президентом Лиги Байкальских ледовых капитанов Александром Бурмейстером и узнал о тайнах льда.

Химия байкальской воды

Беляк или русак? Есть ли между ними разница и откуда пошли эти названия.

Химия байкальской воды

Академик Окладников считал, что название реки Кика (с ударением на второй слог) происходит от тюркского «зеленая река». Именно так называется одна из 336 рек, впадающих в озеро Байкал.

Химия байкальской воды

В Селенгинском районе Бурятии находится особо охраняемый природный памятник — скала «Англичанка». Сейчас она известна как смотровая площадка с живописным видом на Селенгу и Спасский собор. Первый Байкальский разобрался, как жизнь миссионеров связана со скалой, что за девушка бродит по ее окрестностям и при чем тут Лондонское миссионерское общество.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать