The Detective Story of the Pokhabiha River
The Detective Story of the Pokhabiha River
© Photo: Key To Baikal
December, 04

The Detective Story of the Pokhabiha River

We wrote a lot about interesting and strange names of the rivers flowing into the mighty Baikal. Without a doubt, one of them is Pokhabikha: its name in Russian means literally as “obscene”, “shameless”...

We believe that the situation needs to be explained. Moreover, there is still no unity in understanding of this name, however, one can write a real adventure novel on this subject.

Where Is the Pokhabikha River Situated?

It might seem that this issue is very easy. The source of the river is located in the mountains of Khamar-Daban, it flows along the eponymous valley in Slyudyansky district of Irkutsk Oblast, then it flows into Lake Baikal through one of its bays - Kultuk Bay.

But this name was not given to this river on the southern coast of the lake right then and there.

The unique personality of Muscovite Russia, Semen Ulyanovich Remezov, a famous geographer and map-maker, described the Kultushnaya wintering place (Pohaba) located on the left bank of the Pokhabiha River in his first printed atlas titled “Drawing Book of Siberia”. But if you compare this section with modern maps and pay attention to the positioning of roads and treeless sections in the river valley (“Arable lands in the mountains and steppes”), you can see that the modern Kultuchnaya River is called Pokhabikha. In XVIII century, the toponym “Pokhabikha” was used to designate another river - the modern Talaya River. It is clearly visible on one of the most detailed maps of the lake dated by 1806. Only later this name was assigned to modern Pohabikha.

Ivan or Yakov Pokhabov: Who Is the Forefather of the River’s Name?

Modern disputes about the member of the Pokhabov family who gave the name to the river have been provoked by the problems with the history of the original location of the Baikal village of Kultuk.

Фото

However, there was no unity in the opinions on the origin of this name even earlier: the subject was actively discussed by the Irkutsk newspapers in the middle of the 19th century. On June 20, 1857, the Irkutsk Provincial Gazette wrote about Yakov and Ivan Pokhabov and all local legends about them, noting that all the written sources on the city of Irkutsk called Ivan Pokhabov the man who built the wintering place on the Dyachiy Island (later known as “The Irkutsk Island”) on the banks of the Angara. In general, the builder of the wintering place and of the dungeon was considered to be one and the same person, as N.V. Semivsky and “The Panorama of the Irkutsk Province” for June 1850 also testified. Semivsky was a collegiate adviser, vice-governor of the Irkutsk province; in 1817 he wrote “The Latest, Curious and Reliable Tales of Eastern Siberia”. At the same time, a reliable historical act, Pokhabov’s letter written in response to Rzhevsky, clarified that Pokhabov called himself “Yakunka”, i.e. Yakov. Thus, they proposed two versions of the explanation; the first one says that there were two Pokhabovs: father who built the wintering place and his son Yakov who built the dungeon; according to the second one, Ivan and Yakov Pokhabov are one and the same person who was called Ivan due to some Irkutsk tradition, but his real name was Yakov.

In modern sources we can find two totally opposite points of view: “The river is named after the explorer Yakov Pokhabov” and “the Pokhabikha River flowing into Baikal in the southwestern part of the lake is named in memory of Ivan Pokhabov”.

Today we are hardly able to say for sure which of the Pokhabovs was perpetuated in the name of the river. Many authors rely on the argument of the writer A.I. Martos, the author of the book “Letters on Eastern Siberia”: “... Pokhabikha is named after Pokhabov who built the dungeon of Irkutsk ...”

Here is another historical mystery! Both Pokhabovs “played a hand” in the emergence of the city of Irkutsk. During the campaign of 1652 “on exploration of new lands” Ivan Pokhabov built a temporary prison dungeon on the Island of Irkut, against the possibility of an unexpected Buryat attack. This island became known as the Dyachiy Island. And in 1661, Yakov Pokhabov erected a dungeon on the right bank of Angara, opposite to the mouth of Irkut: soon this dungeon became known as Irkutsk. Today a new monument to the founder of the city stands on the bank of Angara; it has a laconic inscription on it: “ToYakov Pokhabov and His Comrades”.

But if the controversy of the name was the only problem of the Pohabikha River, then we could only be happy that local historians still have reason for scientific discussions. But Pohabikha is also threatened by another danger!

The Trouble of the Pokhabiha River

Unfortunately, the Pokhabikha River that is only 20 km long flows through the town of Slyudyanka. As a result, on the one hand, almost unfiltered wastewaters are discharged into it, and on the other hand, the residents of the town regularly turn the banks of Pokhabiha and its water surface into a real rubbish dump! Therefore, in winter the river is almost bare, without any ice.

It has been solemnly reported that new wastewater treatment facilities were built there in 2010. But, unfortunately, there no fundamental changes were observed. In recent years, the media have reported that Sludyanka treatment facilities regularly pollute water, air and soil. Besides, the activities of local enterprises truly correspond to the meaning of the Russian name of the river – “shameless”. Wastewater is discharged into the Pohabikha River that carries it to Lake Baikal. The amounts of pollutants in effluents exceed the permitted level. Moreover, wastewater enters the soil, and the waste sludge is stored in open spaces.

Treatment facilities themselves are a source of air pollution. Specific harmful substances from sewage treatment tanks enter the air.

The decisions of the Baikal Interregional Environmental Prosecutor’s Office are not being implemented.

The disputes about renaming the Pohabikha River and choosing a more harmonious name for it have lasted for several years by now. But if only this measure could also change the environmental situation on its banks!

Tell friends
Related articles
The Detective Story of the Pokhabiha River

Academician Okladnikov believed that the name of the Kika River (with the emphasis on the second syllable) was derived from the Turkic “green river”. This is the name of one of 336 rivers flowing into Lake Baikal.

The Detective Story of the Pokhabiha River

Why should one remember about an ordinary hare - the animal with the nickname “squint-eye” that is considered a coward?

The Detective Story of the Pokhabiha River

A specially protected natural monument of regional significance – “Anglichanka” Rock – is situat-ed in Selenginsky district of Buryatia. Now it is known as an observation deck with a picturesque view of the Selenga and Spassky Cathedral dated by the 18th century. However, in 1818-1841, Protestant preachers lived here. Key to Baikal explored how the life of the missionaries was con-nected with the rock, what kind of girl was wandering around it and what the London missionary society had to do with it.

The Detective Story of the Pokhabiha River

The name of the valley originated from local “Bargut” which means “outskirts, wilderness”. It was a name of Mongolian tribe that used to inhabit the valley.

Детективная история речки Похабиха
Детективная история речки Похабиха
© Фото: Первый Байкальский
4 декабря #реки Байкала

Детективная история речки Похабиха

Мы много писали об интересных, но при этом довольно странных названиях рек, вливающихся в могучий Байкал. И, несомненно, одна из них — Похабиха, имя которой в русском языке воспринимается буквально как «непристойная», «бесстыдная»…

Полагаем, что ситуация требует пояснения. Тем более что до сих пор единства в понятиях не просто нет, но наоборот, можно написать на эту тему настоящий авантюрный роман.

Где находится река Похабиха? 

Казалось бы, ну в чем сложность данного вопроса? Исток реки располагается в горах Хамар-Дабана, протекает она по одноименной пади на территории Слюдянского района Иркутской области, а впадает в Байкал через один из его заливов – залив Култук.

Но это название именно за данной рекой южного побережья озера закрепилось не сразу.

Уникальная личность Московской Руси Семен Ульянович Ремезов, знаменитый географ и картограф, в своем первом печатном атласе «Чертежная книга Сибири» изобразил Култушное зимовье (Рohaba), которое располагалось на левом берегу реки Похабихи. Но если сравнить этот участок с современными картами и обратить внимание на положение дорог и безлесных участков в долине реки («Пашни по горам и степям споваль»), то видно, что Похабихой названа современная река Култучная. В XVIII веке топонимом Похабихой обозначали уже иную реку – нынешнюю реку Талая. На одной из самых подробных карт озера от 1806 года это прекрасно видно. И только впоследствии данное название было распространено на сегодняшнюю Похабиху.

Иван или Яков Похабов родоначальник названия реки?

Современные споры о том, в честь какого Похабова названа река, спровоцированы проблемами с историей первоначального расположения прибайкальского поселка Култук.

Фото

Но единства в первенстве фамилий не было и раньше, о чем активно писали Иркутские газеты еще в середине XIX века. Иркутские Губернские Ведомости 20 июня 1857 года отмечали относительно Якова и Ивана Похабова, что все местные предания, все рукописные летописи города Иркутска зовут Иваном Похабовым человека, построившего зимовье на Дьячем острове и позднее – «остров Иркутский» на берегу Ангары. Вообще строитель зимовья и строитель острога считался одним и тем же лицом, о чем свидетельствовали и Н.В. Семивский, коллежский советник, вице-губернатор Иркутской губернии, написавший в 1817 году  «Новейшие, любопытные и достоверные повествования о Восточной Сибири», и  Панорама Иркутской  Губернии за июнь 1850 года. При этом уточнялось, что в достоверном историческом акте, в отписке Похабова к Ржевскому, сам Похабов звал себя Якунькой, т.е. Яковом. Предлагали два варианта объяснения, были два Похабова: отец Иван, построивший зимовье, и сын – Яков, построивший острог; или же что Иван и Яков Похабов – одно и то же лицо, которое предание иркутское почему-то зовет Иваном, тогда как его настоящее имя – Яков.

И в современной литературе мы находим две диаметрально противоположных точки зрения: «Река названа по имени землепроходца Якова Похабова», «В память об Иване Похабове названа река Похабиха, впадающая в Байкал в юго-западной части озера».

Вряд ли мы сегодня сумеем с точностью утверждать, кого из Похабовых решили увековечить в названии реки. Многие авторы опираются на довод писателя А.И. Мартоса – автора книги «Письма из Восточной Сибири»: «...Похабиха, которую называют в честь того Похабова, который построил острог Иркутский...»

Но и здесь очередная историческая загадка! К возникновению города Иркутска «приложили руку» оба Похабовых. Иван Похабов в походе 1652 года по «проведыванию новых землиц» соорудил на Иркуте, на острове, временную крепостицу-острожек на случай неожиданного бурятского нападения. Остров этот стал именоваться Дьячим. А в 1661 году Яков Похабов поставил на правой стороне Ангары против устья Иркута острог, получивший вскоре название Иркутский. И сегодня на берегу Ангары возвышается новый памятник основателю города с лаконичной надписью: «Якову Похабову со товарищи».

И если бы спорность имени была единственной проблемой реки Похабиха, то можно было бы только порадоваться за краеведов, у которых на долгое время сохраняется повод для научных дискуссий. Но Похабиху подстерегает иная опасность!

Беда речки Похабиха

К сожалению, река Похабиха, длина которой всего-то 20 км, протекает и по городу Слюдянка. И в результате, с одной стороны, в нее сбрасываются практически неотфильтрованные сточные воды, а с другой, сами жители регулярно превращают берега Похабихи и ее поверхность в натуральную свалку! Поэтому зимой она практически не покрывается льдом.

Торжественно сообщили, что в 2010 году были построены новые очистные сооружения. Но принципиальных изменений, к сожалению, почти не произошло. Все последние годы средства массовой информации сообщают о том, что очистные сооружения Слюдянки регулярно загрязняют воду, воздух и почву. И деятельность местных предприятий воистину соответствует названию реки – бесстыдная. Сточные воды сливаются в реку Похабиха, которая несет их в Байкал. Показатели загрязняющих веществ в стоках превышают нормы. Более того, сточные воды попадают в почву, а отработанный ил хранится на открытых площадках.

Сами очистные сооружения являются источником загрязнения атмосферы. От резервуаров канализационных очистных сооружений в воздух поступают специфические вредные вещества.

Решения Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры не выполняются.

Уже несколько лет ведется разговор о переименовании реки Похабиха и выборе для нее более благозвучного названия. Но если бы эта мера смогла изменить и экологическую ситуацию на ее побережье!

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Детективная история речки Похабиха

В Селенгинском районе Бурятии находится особо охраняемый природный памятник — скала «Англичанка». Сейчас она известна как смотровая площадка с живописным видом на Селенгу и Спасский собор. Первый Байкальский разобрался, как жизнь миссионеров связана со скалой, что за девушка бродит по ее окрестностям и при чем тут Лондонское миссионерское общество.

Детективная история речки Похабиха

Уже скоро начнется предновогодняя суета, и по всей стране люди будут ставить и наряжать у себя дома главный символ Нового года: красивые молодые ели. А вы знали, что 19 декабря по экологическому календарю считается Днем вечнозеленых растений? В преддверии этой даты давайте вспомним, что это за дерево — ель, главное из всех вечнозеленых деревьев.

Детективная история речки Похабиха

Восточные гороскопы прочно вошли в нашу жизнь, и даже если мы не рассматриваем их прогнозы всерьез, то все равно читаем с неизменным любопытством. И наступающий 2020 год — год Водяной Крысы.

Детективная история речки Похабиха

Международный день гор по инициативе ООН отмечается во всем мире 11 декабря начиная с 2003 года. В резолюции Генеральной Ассамблеи предложено «организовывать в этот день мероприятия на всех уровнях с целью пропаганды значения устойчивого развития горных регионов». Одним из самых перспективных для подобной пропаганды с точки зрения развития туризма в Прибайкалье является Баргузинский хребет.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать