Baikal Disturbances, or Why Natural Disasters around the Great Lake Are So Dangerous
© Photo: Key To Baikal
October, 13

Baikal Disturbances, or Why Natural Disasters around the Great Lake Are So Dangerous

Baikal is not only a natural miracle impressing people with its amazing beauty, but also a place of power, moreover, destructive one, really terrifying. We are telling you why the Baikal region is so rich in the most powerful earthquakes...

International Day for Disaster Reduction, falling on October 13, plays a huge role for the Baikal region. First of all, it reminds us of the need to raise the awareness of people living in such a seismic region concerning the measures that can be taken to reduce the magnitude of the consequences of natural disasters.

An earthquake means earth shocks and vibrations of the Earth’s surface caused by natural processes, mainly tectonic or artificial ones: explosions, collapses of underground cavities, etc.

The Whole Earth Shook in a Flash...

The surroundings of Lake Baikal keep the memory of the ancient disastrous earthquakes with a magnitude up to 12. Even today, such phenomena occur on the coast of the lake pretty often – of course, on a smaller scale. According to various sources, seismographs record up to 8 thousand seismic events per year, their epicenter located as deep as 12 to 22 km. It is no coincidence that we mention a seismograph since the majority of shocks are so weak that they can be recorded only with special devices.

Besides, there is an interesting cyclicality. 5 - 6 magnitude earthquakes are observed approximately every 10 - 12 years, and even more significant 7 - 9 magnitude earthquakes - every 20 - 25 years. In the 19th and 20th  centuries, when an official “chronicle” of seismic activity was already kept, the most powerful earthquakes on Lake Baikal were officially documented with an interval of 100 years between them: in 1862 (Tsaganskoye earthquake) and in 1959.

A logical question arises: why is such seismic activity concentrated around the lake?

The case is that Baikal itself is located almost in the center of the so-called Baikal rift zone. Its emergence dates back to for 40 million years ago, when Eurasia and the Indian plate collided. These two tectonic plates are quite mobile, and today the further formation of the Baikal rift continues, accompanied not only by increased seismic activity but also by horizontal extension of the Earth's crust.

Scientists acknowledge that some features of gravitational, magnetic fields and abnormally high heating of the earth depths under Baikal are observed in this rift zone.

What to do during an Earthquake on Lake Baikal (or Any Earthquake)?

In order to behave properly during an earthquake, it is necessary to assess its state.

The magnitude of an earthquake is determined by scientists, in particular, in points. The existing experience has made it possible to develop a whole system of signs for people to assess the score of this phenomenon by simple external manifestations, and, accordingly, adhere to the necessary behavior pattern.

It is believed that many do not even perceive shocks from one to three points, and magnitude of up to six points is not really dangerous for people, of course,  except for possible consequences, for example, fires.

Glass rattles at 4 points, chandeliers swing at 5, slight damage to buildings may be done at 6 points - thin cracks in plaster may appear.

Beginning from 7 points, earthquakes are considered to be dangerous. They are associated with cracks in the walls, pieces of plaster chipping off, cornices falling off, partial destruction of chimneys in private sector houses.

At 8 points, it is already difficult for people to stand on their feet, and they also must beware of injuries by the destructive events - falling cornices, chimneys, partial collapse of walls where through cracks already appear.

At 9 points of destructive collapse of walls, floors of buildings is observed.

10 points mean the destruction of a large number of buildings, faults up to 1 meter wide in the ground.

11 - 12 points are already a disaster associated with a change in the ground relief.

On top of that, there are more than a few seismological, geochemical, biological and other precursors of earthquakes. Whereas the first ones are associated with the activities of specialists, then biological ones, for example, can be noticed by everyone, because they are connected to the people’s pets - dogs, cats, fish, birds, and the sensations of people themselves.

In particular, during the study of the course of the Kultukskoye earthquake (2008), it turned out that in some cases people felt a general malaise, nausea, dizziness; their pets demonstrated restless, inappropriate behavior.

Baikal Disturbances, or Why Natural Disasters around the Great Lake Are So Dangerous

Pardon the phrase, but a person is the master of his/her destiny. Therefore, living under the conditions of the Baikal region, you simply have to know the rules of behavior in an extreme situation.

If you find yourself in an earthquake zone, you must try to control yourself and perform certain actions, for the sake of the salvation of yourself and your relatives:

- in case of significant vibration of the building you are in (if the building is no higher 3 floors), you should be aware that there are only 20-30 seconds left to take advantage of: immediately leave the room, move to an open space that does not border on high-rise buildings (the distance to the nearest high-rise building should be no smaller than 1/3 of its height) and electricity transmission lines;

- in case a house has more than 3 floors, it is difficult to quickly evacuate, respectively, you should find a safe place: stand in the doorway, inner corner of the room, hide under a big table;

- avoid stairwells and do not try to go down using the elevator;

- if an earthquake caught you on the street, in a center of a modern city, without any open places, go into an entrance hall of some house;

- remember that the first shock is followed by the next one that can be no less dangerous;

- it should be taken into account that the earthquake results not only in physical destruction of houses, but also gas leaks, damage to electric cables, fires... If it is impossible to eliminate these problems, you should shut off such places from other people.

And the most important thing is to render first aid to everyone in need!

According to Forecasts of Scientists

The extraordinary seismic activity on the coast of Baikal makes this region extremely attractive for scientists from different countries. And frightening forecasts can be heard all the more often: they expect that a seismic catastrophe will occur here! The tectonic plates will shift apart, so our Eurasia will be divided into two parts, and the Great Siberian Ocean will emerge. Truly speaking, the term of the forecast of this cataclysm is a little bit calming: all this may happen in the next hundred million years.

And if we talk about the prospects for the near future, then the coastal line of Baikal in the direction of Irkutsk - Ulan-Ude moves apart at a speed of 5 mm per year. The modern tectonic activity can become a real threat to inhabited settlements, industrial facilities, and infrastructure projects: the Baikal-Amur Railway and its tunnels, as well as well-known oil and gas pipelines.

Tell friends
Related articles
Baikal Disturbances, or Why Natural Disasters around the Great Lake Are So Dangerous

Academician Okladnikov believed that the name of the Kika River (with the emphasis on the second syllable) was derived from the Turkic “green river”. This is the name of one of 336 rivers flowing into Lake Baikal.

Baikal Disturbances, or Why Natural Disasters around the Great Lake Are So Dangerous

Why should one remember about an ordinary hare - the animal with the nickname “squint-eye” that is considered a coward?

Baikal Disturbances, or Why Natural Disasters around the Great Lake Are So Dangerous

A specially protected natural monument of regional significance – “Anglichanka” Rock – is situat-ed in Selenginsky district of Buryatia. Now it is known as an observation deck with a picturesque view of the Selenga and Spassky Cathedral dated by the 18th century. However, in 1818-1841, Protestant preachers lived here. Key to Baikal explored how the life of the missionaries was con-nected with the rock, what kind of girl was wandering around it and what the London missionary society had to do with it.

Baikal Disturbances, or Why Natural Disasters around the Great Lake Are So Dangerous

The name of the valley originated from local “Bargut” which means “outskirts, wilderness”. It was a name of Mongolian tribe that used to inhabit the valley.

Байкальские потрясения, или почему так опасны стихийные бедствия в районе Великого озера
Байкальские потрясения, или почему так опасны стихийные бедствия в районе Великого озера
© Фото: Первый Байкальский
13 октября

Байкальские потрясения, или почему так опасны стихийные бедствия в районе Великого озера

Байкал — это не только поражающее своей красотой природное чудо, но и место силы, причем силы разрушительной, воистину пугающей. Рассказываем, почему байкальский регион так богат на сильнейшие землетрясения…

Для Прибайкалья Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий, приходящийся на 13 октября, играет огромную роль. Он, прежде всего, – напоминание о необходимости повышать уровень осведомленности людей в таком отличающемся сейсмичностью регионе о мерах по снижению размаха последствий природных катаклизмов.

Землетрясение – это подземные толчки и колебания поверхности Земли, вызванные естественными, главным образом – тектоническими или искусственными процессами: взрывами, обрушением подземных полостей и т.п.

Вся затряслась в одночасье Земля…

Окрестности Байкала хорошо помнят древние катастрофические землетрясения силой до 12 баллов. И сегодня подобные явления – естественно, не такого масштаба – происходят на берегах озера очень часто. По разным данным, сейсмографы фиксируют до 8 тысяч сейсмических событий за год, эпицентр которых располагается на глубине от 12 до 22 км. Мы неслучайно упоминаем сейсмограф, так как основная масса толчков настолько слаба, что регистрируется исключительно при помощи приборов.

А дальше «включается» интересная цикличность. Примерно каждые 10 – 12 лет наблюдаются 5 – 6 балльные землетрясения, а в 20 – 25 – еще более значимые, в 7 – 9 баллов. В XIX и XX веках, когда уже велась официальная «летопись» сейсмической активности, с разницей примерно в 100 лет официально были задокументированы самые мощные землетрясения на Байкале – 1862 (Цаганское) и 1959 годов.

Вполне логично возникает вопрос: почему вокруг озера такая концентрация сейсмической активности?

Дело в том, что сам Байкал расположился практически в центре так называемой Байкальской рифтовой зоны. Ее зарождение «отбрасывает» нас на 40 миллионов лет, когда произошло столкновение Евразии с Индийской плитой. Эти две тектонические плиты достаточно подвижны, и сегодня продолжается дальнейшее оформление Байкальского рифта, сопровождаемое не только повышенной сейсмической активностью, но и горизонтальным растяжением земной коры.

Ученые констатируют, что в данной рифтовой зоне наблюдаются особенности гравитационного, магнитного полей и, ко всему, аномально высокий разогрев недр под Байкалом.

Что делать во время землетрясения на Байкале (и не только)?

Для того, чтобы правильно вести себя во время землетрясения, необходимо определить его состояние.

Сила землетрясения учеными определяется, в частности, в баллах. Существующий опыт позволил разработать целую систему признаков, где по элементарным внешним проявлениям можно оценить балльность этого явления и, соответственно придерживаться нужной линии поведения.

Считается, что многие даже не ощущают толчки в один-три балла, а интенсивность до шести баллов не слишком опасна для человека, за исключением, конечно, возможных последствий, например пожаров.

В 4 балла дребезжат стекла, в 5 – раскачиваются люстры, в 6 могут наступить    легкие повреждения здания, появиться тонкие трещины в штукатурке.

Начиная с 7 баллов землетрясения считаются опасными. Они связаны с наличием    трещин в стенах, откалыванием кусков штукатурки, карнизов, частичным разрушением дымовых труб в частном секторе.

При 8 баллах человеку уже сложно устоять на ногах, ему надлежит опасаться и травм от разрушительного падения карнизов, дымовых труб, частичного обрушения стен, в которых появляются уже сквозные трещины.

В 9 баллов наблюдается разрушительное    обрушивание стен, перекрытий зданий.

В10 – уничтожение большого количества строений, разломы в земле до 1 метра шириной.

11 – 12 баллов – это уже катастрофа, связанная с изменением рельефа местности.

Более того, существует и немалое количество сейсмологических, геохимических, биологических и других предвестников землетрясений. И если первые связаны с деятельностью специалистов, то биологические, например, может заметить каждый, потому что они связаны с поведением животных вокруг человека – собак, кошек, рыбок, птиц, и ощущениями самих людей.

В частности, при изучении действия Култукского (2008 год) землетрясения выяснилось, что в ряде случаев наблюдалось общее недомогание, тошнота, головокружение у людей и беспокойное, неадекватное поведение домашних животных.

Байкальские потрясения, или почему так опасны стихийные бедствия в районе Великого озераБанальность, но человек – хозяин своей судьбы. Поэтому в условиях Прибайкалья просто необходимо знать правила поведения в экстремальной ситуации.

Если вы оказались в зоне землетрясения, необходимо постараться сохранить самообладание и, ради своего спасения и помощи близким, выполнять определенные действия:

– при существенной вибрации здания, в котором вы находитесь (если здание до 3-х этажей), следует знать, что в запасе всего 20 – 30 секунд, которые надо использовать полноценно: немедленно покинуть помещение, отойти на открытое пространство, не граничащее с высотными зданиями (расстояние до ближайшей «высотки» должно быть не менее 1/3 его высоты) и линиями электропередач;

– в доме, где больше 3-х этажей, быстро эвакуироваться сложно, соответственно, следует найти более безопасное место: встать в дверной проем, внутренний угол комнаты, спрятаться под массивный стол;

– избегать лестничных проемов и не пытаться спуститься на лифте;

– если землетрясение застало вас на улице, в центре современного города, где нет открытых мест, зайдите в подъезд дома;

– помните, что после первого толчка возникает новый, который может быть не менее опасным;

– следует учитывать, что результатом землетрясения становится не только физическое разрушение жилища, но и утечка газа, повреждение электрических кабелей, пожар… При невозможности ликвидировать эти проблемы самостоятельно следует изолировать данное место от людей.

И самое важное! Окажите первую помощь всем нуждающимся.

По прогнозам ученых

Необычайная сейсмическая активность на побережье Байкала делает этот регион крайне привлекательным для ученых разных стран. И все чаще слышатся пугающие прогнозы – здесь произойдет сейсмическая катастрофа! Тектонические плиты разойдутся так, что наша Евразия «развалится» на две части и возникнет Великий Сибирский океан. Правда, несколько успокаивает время наступления этого катаклизма – в ближайшую сотню миллионов лет.

А если говорить о ближайших перспективах, то береговая линия Байкала по направлению Иркутск – Улан-Удэ раздвигается со скоростью 5 мм в год. Современная активность тектонической деятельности может стать реальной угрозой и населенным пунктам, и промышленным объектам, и инфраструктурным проектам: Байкало-Амурской магистрали и ее тоннелям, знаменитым нефте- и газопроводам.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Байкальские потрясения, или почему так опасны стихийные бедствия в районе Великого озера

Многие птицы, в первую очередь синички, не покидают снежный байкальский край, как будто своими яркими перышками постоянно напоминая нам о скором наступлении солнечной весны.

Байкальские потрясения, или почему так опасны стихийные бедствия в районе Великого озера

6 ноября по инициативе защитников природы в мире отмечается День памяти животных, погибших по вине человека. Таким образом общественность старается привлечь внимание людей, не безразличных к судьбе «наших меньших братьев».

Байкальские потрясения, или почему так опасны стихийные бедствия в районе Великого озера

Древние народы озера считали, что у могучего Байкала 336 жен. Именно столько рек официально наполняют воды озера.

Байкальские потрясения, или почему так опасны стихийные бедствия в районе Великого озера

Продолжаем знакомство с реками Байкала. Река Тыя, известная нам уже более четырех веков, и сегодня служит излюбленным местом для рафтинга. Тем временем именно здесь наблюдается одна из самых тяжелых экологических ситуаций на озере…

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать