pic
pic
© Фото: Алексей Трофимов
13 августа #религия

Женщинам вход воспрещен: о суровых табу Байкала

Путешествующие на Байкал (особенно в сакральные для бурят местности) не раз сталкивались с недоверчивыми взглядами местного населения, а все потому, что в некоторые места категорически запрещено входить женщинам.

Коренные жители побережья Байкала и острова Ольхон, буряты, с древности поклонялись многим явлениям природы и природным объектам, обожествляя горы, долины, пещеры, леса… Современная уникальная особенность бытия бурят как раз и состоит в том, что они свято придерживаются традиций и обычаев предков, приезжают в сакральные места поклониться высшим силам, соблюдая при этом правила поведения, в том числе связанные с возможностью участия в этих таинствах женщин.

Место женщины в традиционной бытовой культуре коренного населения Байкала было очень интересно. С древности, с одной стороны, в семье женщина пользовалась и уважением, и свободой, и почетом. Неуважительное отношение к женщине считалось большим грехом. С другой стороны, женщина была связана рядом ограничений, которые не были одинаковы для всех представительниц женского пола. Зависели они не от знатности происхождения, богатства, положения мужа, а от возраста женщины. В традиционном мировосприятии бурят женщина, достигшая физической зрелости и способная рожать детей, в силу своих физиологических особенностей («критические дни», во время и после родов) являлась рассадником ритуальной нечистоты, то есть однозначно считалась «нечистой». 

Комплекс запретов для женщин во многом предопределялся спецификой шаманских верований. Исходя из этого, они не должны были трогать костюм и атрибуты шамана, касаться шаманских божеств, кузнечных инструментов; подходить к месту удара молнии, к кузнице, к шаманским захоронениям; находиться на церемонии посвящения в шаманы и шаманских похоронах, обрядах, в том числе и тайлаганах (молебствие, совершаемое шаманом с целью просить у богов благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях и т.п.).

Самой позитивной была роль, которую шаманские верования отводили пожилым женщинам. 

У бурят существовала крайне многозначительная поговорка: «Бескормица от года зависит, счастье женщины — от возраста». Именно пожилые женщины являлись хранительницами традиций, исполняли многие обряды жизненного цикла, связанные, например, с появлением на свет младенца, или очищения и окончательного введения роженицы в семью мужа. Только женщины, достигшие возрастной, а значит, и ритуальной чистоты, могли делать различные предметы религиозного характера, такие как плетение зээга — шнура из конского волоса, служащего для отпугивания злых духов при рождении ребенка и заболеваниях детей. Шили они и специальные кожаные мешки для праха шамана, посещали тайлаган.

Ритуально чистыми были для бурят и девочки, которым также дозволяли посещать часть религиозных обрядов и праздников, в том числе чисто мужской праздник стрельбы, проводимый раз в год.

Из поколения в поколение передавалась убежденность, что нарушение запретов будет жестоко наказано духами, насылающими за своеволие несчастье, болезни и даже смерть.

Особенно бескомпромиссно должно было соблюдаться это правило относительно сакральных территорий Байкала.

Скала Шаманка

Одним из самых известных таких мест является беломраморная скала Шаманка, расположенная на Ольхоне. Именно здесь, по легендам, находится дворец духа-хозяина острова (Хан-Хото Бабая). В скале — сквозная пещера, особо почитаемая бурятами. Это точка слияния шаманизма и ламаизма (тибетский буддизм), так как в пещере проходили шаманские церемонии, а позже размещался алтарь Будды. Распространение буддизма изменило и название скалы, которую стали называть Бурхан-мыс. И уж если для мужчин здесь предусматривался ряд ограничений — не рекомендовалось проходить сквозь пещеру, скакать мимо нее верхом, не обвязав копыта лошади, так как можно побеспокоить хозяина Ольхона, проезжать на колесах, — то можно представить, что ожидало женщин. Им не только ближе чем за 2000 метров запрещалось подходить к пещере, но даже проплывать на лодке мимо жилища хозяина Ольхона. Этому, конечно, есть свои объяснения. Одно из самых старых связано все с той же «нечистотой женщины», уже самим фактом своего приближения к святилищу оскверняющей его. Следующая трактовка — близость к пещере, не говоря о посещении ее, может отрицательно сказаться на деторождении; наконец, сакральное место обладает такой мощной энергетикой, что более слабая психика женщины может не выдержать подобной энергетической встряски.

И уж конечно категорическое табу распространялось на возможность привезти сюда ребенка, эмоциональный фон которого мог разрушиться от сильнейшего воздействия духов.

Мыс Рытый

Еще один пункт — Рытный (Рытый) — мыс на северо-западном берегу озера, считающийся самой северной точкой его побережья. Местные жители, называющие его Хыр-Хушун (гневный, сердитый), эту пологую падь мыса определяют проклятым краем. Данная часть побережья Байкала — одно из древнейших шаманских мест, и по преданию в верховье пади живут ее злые «хозяева», братья-холостяки Аэрэ и Алмэ, способные устраивать на Байкале страшные штормы и бури. Небывалый страх наводили эти ужасные духи именно на женщин, которые не должны были ступать в эти места, а двигаться мимо них только на лодке. Запретной границей для женщин являлись реки Хейрем и Анютха (Анютка). Название последней произошло от бурятского «анюрхла» — что значит моргнуть или закрыть женщине глаза перед святым местом. Интересно, что после посещения этого места мужчины должны оставить там стельки из обуви.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Много на великом озере таинственных и пугающих легенд-сказаний. Вот одна из них.

pic

В культуре многих древних народов человек — это песчинка природы, но никак не ее царь. Высший разум — это именно природа, где Байкал и все, что с ним связано, веками почитался, оберегался и даже обожествлялся.

pic

Аксиомой стало выражение «Байкал — мистическое место силы». Атмосфера озера пропитана паранормальными и аномальными явлениями, которые коренные жители байкальских земель старались объяснить при помощи устного народного творчества. Среди таких преданий — рассказ о таинственных (ведьминых) кругах.

pic

О древнем озере на протяжении многих десятков и сотен лет слагали мифы, легенды, песни. О наиболее популярных и известных песнях о Байкале и пойдет речь в этой статье.