pic
pic
© Фото: Первый Байкальский

Мистический Байкал: божества и духи Озера-моря

В канун Дня всех святых самое время вспомнить об опасных и древних духах Байкала, которых местные жители почитают уже многие столетия. Культ орла, стародавние традиции шаманов и как уважить хранителей озера — обо всем этом читайте в нашем материале.

Древняя земля Прибайкалья, воды Байкала — уникальное хранилище многовековых культов коренных жителей этих мест, которые и само Озеро почитали как великое божество. Непокорный характер Озера-моря полностью не принял ни буддизм, ни православие, оберегая свои языческие божества, своих духов, священные заклинания шаманизма…

Никто не может точно сказать, когда появились и эти шаманские кумиры, и предания о них. Ясно, что речь здесь о столь далеких временах, что никакой точности и согласованности в представлении кровных связей между небесными и земными божествами быть не может. Поэтому обозначим только общую картину шаманского пантеона, в котором господствуют Хухэ Мунхэ Тэнгэри (Вечное Синее Небо) и Этуген — земля-матушка. Далее — 9 сыновей неба. Они почитаются как самые древние небесные духи, а также считаются прародителями всех других духов. Завершают круг божеств высшей касты многочисленные тэнгрии. Именно на них возлагается ответственность за природные явления, за защиту человеческой души, за покровительство племен и родов, ремесел… Следующие по иерархии — сыновья и внуки небесных тэнгриев (хаты, наойны) и, наконец, великие эжины различных рек, озер, территорий Байкала, например, Ольхона. Любое природное явление, представитель живого мира, даже предмет оберегается своим духом. Число их подсчету не поддается, но духи однозначно есть везде, и именно они определяют судьбу конкретного человека. 

С давних пор Байкальский регион — носитель традиционного шаманизма, а общепризнанным священным местом шаманов северного мира издревле являлся и является остров Ольхон.  

У коренных жителей Байкала есть предание, повествующее, что Озеро — это живое существо, дух Озера, Бурхан, обитает на острове Ольхон, и он может принимать облик орла, а непременные его помощники — это эжины. Кто-то из стариков рассказывал, что Белоголовый Орел — родной сын Хозяина острова Ольхон, обитающего на мысе Бурхан. Другие говорили о том, что Хозяин Ольхона, не имея сыновей от своей жены, усыновил трех орлов, которые впоследствии стали предками рода ольхонских шаманов.

Три легенды шаманизма

Давайте разбираться.

В Сибири, а соответственно, и в Прибайкалье, одним из самых распространенных считается культ священного орла. Более того, именно Ольхон называется символической столицей всех орлов, в которой обитает мифический Царь-Орел. Случалось, что именно его называли Великим отцом Ольхона, первым шаманом, отдавшим свой дар человеку для предохранения от черных сил. И культуре бурятского народа присуще преклонение перед белоголовым орлом как прародителем шаманов. По материалам бурятской мифологии, шаманство — ровесник сотворения мира, а первый шаман был сыном небожителя, который опустился на землю в образе орла и сотворил там шамана. Но при конкретизации данного факта национальные легенды демонстрируют нам множество версий. По одной легенде, орел, летающий между небом и землей, получил шаманский дар от неба. Ему было сложно нести этот дар, поэтому пришлось спуститься на землю и отдать его женщине-эвенкийке. Та, в свою очередь, преподнесла его мужу-буряту. И именно от этой пары произошли все следующие поколения шаманов.

Иная вариация этой притчи. Вначале существовали только боги. Именно они создали человека, счастливую жизнь которого омрачали посланные злыми духами болезни и смерть. И тогда боги отправили людям для поддержки шамана-орла. Но ничего не поняли люди, а вернувшийся к богам орел получил указание наделить шаманским даром первого встречного. На земле орел увидел спящую под деревом женщину, от связи с которой появился сын, и ставший «первым шаманом».

И, наконец, такая версия. Женщина, в результате своей близости с орлом, сама увидела духов и стала первой шаманкой.

Орлы поэтому до сих пор почитаются как божества, сошедшие с небес, которым преподносят и родовые, и личные дары-жертвы.

Угощения для духов

Обычным явлением у бурят был поклон в сторону замеченного гнезда орла, орлиные перья стали обязательной принадлежностью шамана, которая могла обеспечить его путешествие в иные миры, рисунок орла украшал детали бурятского костюма. Если случалось, что прилетевший на стойбище орел хватал зазевавшуюся живность, на него нельзя было сердиться. Но если человек убивал или даже ранил орла, то этого отступника ждала неминуемая смерть.

В мифологии бурят одушевляется все — животные, птицы, леса, реки, деревья, камни… Их эжинов надо задабривать, кормить, угощать. Иначе — немилость, неприятности, болезнь. За непочтительное отношение к себе духи жестоко мстят, а благосклонно относятся только к тем, кто оказывает уважение и почтение. И неприкосновенной по сей день остается старейшая традиция бурятского народа — отдать почести местным духам во главе с Бурханом. Именно поэтому берега Байкала и степи вокруг него заполнены жертвенными стоянками, на которых просят духов о хорошем улове, гладком пути, солнечных днях, здоровье семьи, защите от бед… Место, где проходит такое приношение духам, называется бариса. Именно здесь появляются духи умерших шаманов и пребывают местные эжины.

Поэтому все посетители святых байкальских мест должны знать, что эта земля допускает и принимает только тех, кто верит в могущество Бурхана, бережно относится к Байкалу, уважает местные традиции и приехал к Великому озеру с чистыми помыслами. А напомнит об этом тем, кто, например, собрался на Ольхон, стела, изображающая могущественного Хозяина Ольхона и его сыновей — Белоголовых Орлов.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Иркутский областной краеведческий музей — это уникальное вместилище экспонатов, посвященных истории, природе, этнографии байкальских земель, верованиям их коренных жителей. Естественно, серьезное место среди различных музейных предметов занимают те, которые связаны с шаманизмом, в том числе и бурятским. Например, хранится в музее целая коллекция бурятских онгонов, датируемых XIX веком.

pic

Рассказываем о странных обычаях древних людей Байкала — тунгусах — в новой статье из нашей рубрики #ктоживетнабайкале.

pic

К 50-летию со дня смерти байкаловеда Михаила Кожова рассказываем об этом удивительном человеке, который первым заговорил о важности сохранения Байкала.

pic

В новой страшилке Байкала рассказываем про самую загадочную скалу озера — ольхонскую Шаманку. Почему она так называется, как скала мстит своим обидчикам и почему вам стоит быть с ней поаккуратнее даже сегодня — в нашем материале.