pic
pic
© Фото: Первый Байкальский

Люди снега: обычаи древних тунгусов

Рассказываем о странных обычаях древних людей Байкала — тунгусах — в новой статье из нашей рубрики #ктоживетнабайкале.

Сегодня самоназвание «тунгусы» правильно употреблять в историческом контексте. В 1931 году появилось официальное определение — эвенки. И остановиться на какой-то единственной теории их происхождения очень сложно, так как они крайне спорны и неоднозначны. Тем не менее одна из самых распространенных версий помещает прародину этого народа в Забайкалье. В настоящее время этот коренной народ Российской Федерации живет в Иркутской области, Красноярском, Забайкальском краях, Якутии, Бурятии, в Монголии и Китае…

Современные исследования отмечают, что единого культурного пространства у эвенков не было. Все зависело от их хозяйственной деятельности — оленеводства, охоты или рыболовства.

До 2007 года в составе РФ существовал как отдельный субъект Эвенкийский автономный округ (ныне входит в состав Красноярского края). Это далекий и загадочный край, куда может отправляться только подготовленный, сильный духом путешественник.

Значимую роль в освещении процесса освоения Байкальского региона сыграли «Записки Сибирского (Восточно-Сибирского) отдела императорского русского географического общества», члены которого регулярно публиковали в своем издании интереснейшие материалы об экспедициях по Сибири и Дальнему Востоку, истории, культуре, быте, религии народов, эти земли населяющих.

В номере за 1857 год опубликована статья члена-сотрудника отдела П. Кларка, посвященная не только тунгусскому этносу, где он подробно описывает необычные обычаи этого народа и рассказывает об их образе жизни.

Мы решили поделиться этой редкой информацией, сохраняя, по возможности, стиль повествования.

Места обитания

Тунгусы бродят между северо-западным берегом Байкала, реками Манзурка и Анга, впадающими в Лену, и хребтами, сопровождающими северные притоки реки Киренги (очеульские тургусы), а также по реке Тутуре, ее притокам и по реке Ильде — правая сторона реки Лены (тутурские тунгусы).

Места их обитания покрыты дремучим лесом, наполненным лосями, называемыми в Сибири сохатыми, изюбрями, белками, лисицами, зайцами, волками и медведями. Звери эти служат тунгусам ежедневною пищею; из шкур их делают они себе одежду, уплачивают ими ясак (натуральный налог, в основном, пушниной, народов Сибири и Севера), а остальные меняют на хлеб, порох, свинец, дабу и китайку (виды китайской ткани).

Некоторые тунгусы, более других обрусевшие, держат лошадей и коров, а потому выбирают для жилища места пастбищные, но живут в срубленных избах или конусообразных шалашах. А их сородичи, имеющие оленей, уходят вдаль, почти каждый день при этом перенося с места на место свои берестяные урасы (летнее жилище, шалаш), и большую часть лета проводят вблизи высоких хребтов, покрытых снегами, и хребты эти облегают прибрежья Байкала и вершины рек Лена и Киренга.

Вершины гор, называемые гольцами, большею частью покрыты вечным снегом, и лишь второстепенные по высоте гольцы обнажаются от снега в последних числах июня. Здешние гольцы тем замечательны, что иногда попадаются на них соболи лучшего качества, как по темноте цвета, так и по нежности шерсти, известные под названием каменных.

Жилища тунгусов

Берестяные урасы оленных тунгусов не доставляют ни простора, ни каких-то других удобств, кроме защиты от дождя и ветра, и легкости при ежедневной перевозке и установке их на новом месте. Ковры, сшитые из кожи оленей или диких коз, служат постелью. Котел, несколько деревянных чаш и ложек, берестяные туески составляют весь домашний скарб оленного тунгуса. К числу этого скарба нужно отнести и люльки для грудных детей, сшитые из бересты. Дети, зашнурованные ремнем в этой люльке, в жилище висят на одной из жердей шалаша, а при переезде крепятся сбоку оленя, сосут кусок жира, привязанный к палочке, чтобы не проглотить этот питательный кусок.

Одежда

Оленьи кожаные унты, лосинные шаровары, тканевая, всегда синяя, рубаха — это общая принадлежность костюма тунгуса обоих полов. Летом они носят короткие тканевые кафтаны, причем женщины предпочитают голубой и зеленый цвета, а зимой короткие оленьи или козьи шубы, как правило — шерстью вверх.

Тунгуса от тунгуски можно отличить только по числу заплетенных кос: мужчины носят на самом затылке одну коротенькую, а женщины две косы по обеим сторонам лица.

Занятия

Мужчины и взрослые сыновья промышляют зверя, летом ловят рыбу, женщины выделывают нужные для одежды звериные шкуры, крутят из жил животных нитки для шитья, наблюдают за оленями и доят их, а осенью собирают бруснику.

Обычаи

Фото

При рождении дитяти дают ему имя первого вошедшего в жилище постороннего человека или имя первого попавшегося животного. При этом никакого религиозного обряда не происходит. Многие тунгусы приняли православие, но большая их часть придерживается грубого шаманства. Брак происходит как у бурят. Высватывают, нередко еще в детстве, невесту, выплачивают за нее установленный калым оленями или звериными шкурами. Если же у жениха есть сестра, а у невесты брат, то делают обмен невестами, без платы калыма. Накануне свадьбы подруги невесты собираются к ней и пляшут всю ночь. В день свадьбы выбирают для установки жилища поляны и места открытые. В этот день невеста, вместе с родственниками и гостями, идет к жениху. Когда все приготовленное для угощения будет выпито и съедено, отец жениха идет в свое жилище, надевает шубу, но подпоясывает ее так, чтобы шуба от груди далеко отставала. Усевшись  у огня, он ждет невесту, которая, взяв мелконарезанный сваренный жир, войдя в урасу, кидает жир на свекра, и если он весь попадет ему под шубу, на распахнутую грудь, то невеста признается за честную девицу. Все гости, находящиеся здесь, хватают с груди свекра этот жир, который почитается как лучшее угощение.

При смерти тело умершего некрещенного тунгуса, одетое в его платье, увозят далеко в лес и, положив на землю, закидывают множеством сухого валежника и сучьев. Поджегши эту кучу, оставляют ее гореть, а поэтому нередко полуобгорелые тела достаются в пищу зверям.

 

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Одним из самых страшных преданий, которое жители Байкала передают из уста в уста, можно считать историю о жутком кровожадном чудовище, обитающем на дне озера. Буряты называют его Лусуд-хан — «Хозяин Водный Дракон» и боятся до сих пор.

pic

Сагаалган — один из наиболее традиционных, любимых, долгожданных бурятских праздников, связанных с началом Нового года по старинному лунному календарю.

pic

Местные говорят, что сагудай — блюдо творческое. Мы говорим так: не пробовал сагудай — считай, что не был на Байкале. Рассказываем, как приготовить это совершенно особенное блюдо, чтобы душою (и телом) вернуться на любимый Байкал.

pic

За 800 лет, прошедшие после смерти великого Чингисхана, никто так и не смог найти его могилу. Однако есть легенда, что похоронен великий вождь именно на Байкале.