pic
pic
© Фото: Первый Байкальский

Люди снега: обычаи древних тунгусов

Рассказываем о странных обычаях древних людей Байкала — тунгусах — в новой статье из нашей рубрики #ктоживетнабайкале.

Сегодня самоназвание «тунгусы» правильно употреблять в историческом контексте. В 1931 году появилось официальное определение — эвенки. И остановиться на какой-то единственной теории их происхождения очень сложно, так как они крайне спорны и неоднозначны. Тем не менее одна из самых распространенных версий помещает прародину этого народа в Забайкалье. В настоящее время этот коренной народ Российской Федерации живет в Иркутской области, Красноярском, Забайкальском краях, Якутии, Бурятии, в Монголии и Китае…

Современные исследования отмечают, что единого культурного пространства у эвенков не было. Все зависело от их хозяйственной деятельности — оленеводства, охоты или рыболовства.

До 2007 года в составе РФ существовал как отдельный субъект Эвенкийский автономный округ (ныне входит в состав Красноярского края). Это далекий и загадочный край, куда может отправляться только подготовленный, сильный духом путешественник.

Значимую роль в освещении процесса освоения Байкальского региона сыграли «Записки Сибирского (Восточно-Сибирского) отдела императорского русского географического общества», члены которого регулярно публиковали в своем издании интереснейшие материалы об экспедициях по Сибири и Дальнему Востоку, истории, культуре, быте, религии народов, эти земли населяющих.

В номере за 1857 год опубликована статья члена-сотрудника отдела П. Кларка, посвященная не только тунгусскому этносу, где он подробно описывает необычные обычаи этого народа и рассказывает об их образе жизни.

Мы решили поделиться этой редкой информацией, сохраняя, по возможности, стиль повествования.

Места обитания

Тунгусы бродят между северо-западным берегом Байкала, реками Манзурка и Анга, впадающими в Лену, и хребтами, сопровождающими северные притоки реки Киренги (очеульские тургусы), а также по реке Тутуре, ее притокам и по реке Ильде — правая сторона реки Лены (тутурские тунгусы).

Места их обитания покрыты дремучим лесом, наполненным лосями, называемыми в Сибири сохатыми, изюбрями, белками, лисицами, зайцами, волками и медведями. Звери эти служат тунгусам ежедневною пищею; из шкур их делают они себе одежду, уплачивают ими ясак (натуральный налог, в основном, пушниной, народов Сибири и Севера), а остальные меняют на хлеб, порох, свинец, дабу и китайку (виды китайской ткани).

Некоторые тунгусы, более других обрусевшие, держат лошадей и коров, а потому выбирают для жилища места пастбищные, но живут в срубленных избах или конусообразных шалашах. А их сородичи, имеющие оленей, уходят вдаль, почти каждый день при этом перенося с места на место свои берестяные урасы (летнее жилище, шалаш), и большую часть лета проводят вблизи высоких хребтов, покрытых снегами, и хребты эти облегают прибрежья Байкала и вершины рек Лена и Киренга.

Вершины гор, называемые гольцами, большею частью покрыты вечным снегом, и лишь второстепенные по высоте гольцы обнажаются от снега в последних числах июня. Здешние гольцы тем замечательны, что иногда попадаются на них соболи лучшего качества, как по темноте цвета, так и по нежности шерсти, известные под названием каменных.

Жилища тунгусов

Берестяные урасы оленных тунгусов не доставляют ни простора, ни каких-то других удобств, кроме защиты от дождя и ветра, и легкости при ежедневной перевозке и установке их на новом месте. Ковры, сшитые из кожи оленей или диких коз, служат постелью. Котел, несколько деревянных чаш и ложек, берестяные туески составляют весь домашний скарб оленного тунгуса. К числу этого скарба нужно отнести и люльки для грудных детей, сшитые из бересты. Дети, зашнурованные ремнем в этой люльке, в жилище висят на одной из жердей шалаша, а при переезде крепятся сбоку оленя, сосут кусок жира, привязанный к палочке, чтобы не проглотить этот питательный кусок.

Одежда

Оленьи кожаные унты, лосинные шаровары, тканевая, всегда синяя, рубаха — это общая принадлежность костюма тунгуса обоих полов. Летом они носят короткие тканевые кафтаны, причем женщины предпочитают голубой и зеленый цвета, а зимой короткие оленьи или козьи шубы, как правило — шерстью вверх.

Тунгуса от тунгуски можно отличить только по числу заплетенных кос: мужчины носят на самом затылке одну коротенькую, а женщины две косы по обеим сторонам лица.

Занятия

Мужчины и взрослые сыновья промышляют зверя, летом ловят рыбу, женщины выделывают нужные для одежды звериные шкуры, крутят из жил животных нитки для шитья, наблюдают за оленями и доят их, а осенью собирают бруснику.

Обычаи

Фото

При рождении дитяти дают ему имя первого вошедшего в жилище постороннего человека или имя первого попавшегося животного. При этом никакого религиозного обряда не происходит. Многие тунгусы приняли православие, но большая их часть придерживается грубого шаманства. Брак происходит как у бурят. Высватывают, нередко еще в детстве, невесту, выплачивают за нее установленный калым оленями или звериными шкурами. Если же у жениха есть сестра, а у невесты брат, то делают обмен невестами, без платы калыма. Накануне свадьбы подруги невесты собираются к ней и пляшут всю ночь. В день свадьбы выбирают для установки жилища поляны и места открытые. В этот день невеста, вместе с родственниками и гостями, идет к жениху. Когда все приготовленное для угощения будет выпито и съедено, отец жениха идет в свое жилище, надевает шубу, но подпоясывает ее так, чтобы шуба от груди далеко отставала. Усевшись  у огня, он ждет невесту, которая, взяв мелконарезанный сваренный жир, войдя в урасу, кидает жир на свекра, и если он весь попадет ему под шубу, на распахнутую грудь, то невеста признается за честную девицу. Все гости, находящиеся здесь, хватают с груди свекра этот жир, который почитается как лучшее угощение.

При смерти тело умершего некрещенного тунгуса, одетое в его платье, увозят далеко в лес и, положив на землю, закидывают множеством сухого валежника и сучьев. Поджегши эту кучу, оставляют ее гореть, а поэтому нередко полуобгорелые тела достаются в пищу зверям.

 

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Иркутский областной краеведческий музей — это уникальное вместилище экспонатов, посвященных истории, природе, этнографии байкальских земель, верованиям их коренных жителей. Естественно, серьезное место среди различных музейных предметов занимают те, которые связаны с шаманизмом, в том числе и бурятским. Например, хранится в музее целая коллекция бурятских онгонов, датируемых XIX веком.

pic

К 50-летию со дня смерти байкаловеда Михаила Кожова рассказываем об этом удивительном человеке, который первым заговорил о важности сохранения Байкала.

pic

В новой страшилке Байкала рассказываем про самую загадочную скалу озера — ольхонскую Шаманку. Почему она так называется, как скала мстит своим обидчикам и почему вам стоит быть с ней поаккуратнее даже сегодня — в нашем материале.

pic

В канун Дня всех святых самое время вспомнить об опасных и древних духах Байкала, которых местные жители почитают уже многие столетия. Культ орла, стародавние традиции шаманов и как уважить хранителей озера — обо всем этом читайте в нашем материале.