Кому подают именное мясо и как правильно гадать на бараньей лопатке?

Кому подают именное мясо и как правильно гадать на бараньей лопатке?

© Фото: www.depositphotos.com
Рассказываем про самые странные и необычные бурятские обряды и ритуалы.
Анастасия Яровая

Известно, что буряты празднуют свой новый год по лунному восточному календарю. Называется этот праздник Сагаалган или Праздник Белого месяца и обычно приходится на конец января – начало февраля. Это большой красивый праздник, наполненный глубоким смыслом, и о нем надо рассказывать отдельно. Между тем прибайкальские и забайкальские буряты, конечно же, отмечают и традиционный новый год по григорианскому календарю, дополняя этот праздник своими местными обычаями и обрядами, главные из которых касаются ритуалов, связанных с организацией застолья, а также того, без чего немыслим новый год, — без гадания.

Бурятский праздничный стол имеет свои отличительные черты и особенности. Главными блюдами традиционно являются молоко и мясо. Неслучайно в Сагаалган требуется есть так называемую «белую пищу». Белую буквально — молоко, творог и блюда из них. А на 31 декабря принято готовить мясо. Да не простое. Если к столу ожидаются гости, хозяева готовят так называемое «именное мясо».

Именное мясо

Буряты — народ традиционно гостеприимный, а это значит, что когда в улус (или даже просто в дом) приезжает гость, всякий считает за честь принять его как подобает. Что в свою очередь требует главного события: для угощения необходимо заколоть барана. Этот обычай сохранился до сих пор. А в старые времена, как рассказывают бурятские старейшины, даже если гость приезжал в конкретную семью, это ни о чем не говорило: каждый житель улуса считал своим долгом завлечь приезжего к себе, чтобы угостить его от всего сердца. В итоге обычно собиралась большая компания, которая водила гостя из дома в дом, пока не обходили весь улус.

Самых почетных гостей на самые большие праздники обычно угощают именными блюдами из баранины.

По свидетельству председателя Бурятской автономии Ольхонского района Веры Щеботкиной, жители прибайкальских деревень Анга, Нарин-Кунта и Тонта сегодня на праздничный стол ставят пять видов именного мяса:

- тоолэй (голова),
- дала (лопатка),
- сэмгэн (бедренная кость),
- убсуун (грудинка),
- хотойн амhар (желудок, начиненный кровью).

Жители деревень Агалуй, Бугульдейка и Таловка к означенным видам мяса добавляют еще два самых длинных ребра.

Главное блюдо — это, конечно, голова. Название «тоолэй» означает, в свою очередь, бурятское словосочетание «тулын дээжэ», где тулын — это приплод, а дээжэ — самое первое, лучшее. Голову барана обязательно отделяют от нижней челюсти, остригают, палят, аккуратно чистят, чтобы не было порезов. Затем тщательно моют в кипятке и варят в подсоленной воде. Когда мясо готово, тоолэй ставят на красивое блюдо, по обе стороны кладут два длинных ребра, разделенных вдоль. Перед тем как преподнести блюдо самому почетному гостю (только мужчине!), надрезают на лбу треугольник и подают блюдо мордочкой к гостю. Приняв блюдо, почетный гость крутит его по часовой стрелке три раза, после чего ставит на стол. Затем, когда ему предоставляют сказать приветственное слово хозяевам, он встает, отрезает кусочки мяса со щек и уха и отдает помощнику хозяина дома, чтобы тот преподнес кусочки ритуального мяса Хозяину Огня. После чего берет блюдо с тоолэй в руки, крутит по часовой стрелке и в это же время говорит хозяевам дома благопожелания. Затем помощник хозяина берет блюдо у гостя и тут же лежащим ребром разрубает голову повдоль, чтобы вскрыть мозг. Возвращает блюдо и ребро гостю, который первым должен попробовать мозг, а затем при помощи ребра угостить сидящих рядом.

Если самый почетный гость застолья присутствует на празднике с супругой, ей преподносят хотойн амhар (желудок, начиненный кровью). Если же гость приехал один, то желудок преподносится самой старшей женщине из присутствующих. Готовят хотойн амhар следующим образом: кровь разбавляют молоком или водой, добавляют соль, заливают в приготовленный желудок барана, лучиной закрывают горловину желудка, сверху нанизывают жир и обматывают тонкой кишкой. Варят в подсоленной воде. Прежде чем преподнести блюдо гостье или самой старшей женщине за столом, хотойн амhар разрезают наискосок к лучине.

Остальные блюда преподносят в строгом порядке по степени важности тех, кто присутствует за столом — как мужчинам, так и женщинам.

Убсуун (грудинку) варят без добавления специй в подсоленной воде, а подают обязательно острием к себе. Рядом с убсуун принято на блюде выкладывать отдельно сваренное зурхэ (сердце).

Интересное традиционное условие существует для именного мяса, которое называется дала (лопатка). Подавая его к столу, хозяевам нужно быть очень внимательными и осторожными: если среди гостей присутствует представительница гостя по материнской линии (такую женщину называют нагаса), то самому гостю нельзя подать лопатку. Если хозяин преподнесет такое мясо, не зная о присутствии нагасы, то гость вправе отказаться от принятия именного мяса, объяснив корректно причину. Если же гость, не зная обычая или не зная родственницу, все же примет данное именное мясо из рук хозяина, то далее может разыграться целый ритуальный спектакль. А именно: нагаса подойдет к гостю, принявшему именное мясо дала, сделает ему замечание по поводу неуважительного отношения к себе, затем возьмет лопатку, сделает в ней дыру, проденет веревку и наденет этот кусок мяса на шею незадачливому родственнику, который не знает обычая. После чего вообще выгонит провинившегося из-за стола. По этой причине во многих традиционных бурятских семьях, где чтят старые ритуалы, к приготовлению лопатки до сих пор относятся с крайней осторожностью.

Именное мясо сэмгэн (бедренную кость) обычно подают замужним дочерям, внучкам, сестрам, приехавшим в гости в родные края (турхэмдоо). Это мясо идет вместе с благопожеланиями жизни в достатке вдали от родного дома.

Рядом с сэмгэн обычно выкладывают на блюдо мясо с позвоночной части. Вообще ко всем видам именного мяса, кроме головы, принято на блюдо выкладывать мясо шейных, позвоночных, крестцовых костей, а также — ребрышки, «косички» (оремок), толстую кишку (хошхонок), слепую кишку (голго), начиненную кровью, которую аккуратно режут на тоненькие дольки. Вместе с мясом преподносят тогоон (другое название — тарасун) — алкогольный напиток, сделанный на основе кислого молока. Также гостям дарят подарки (зала). Мужчины традиционно получают рубашки, а женщины — платки.

Когда хозяин преподносит гостю именное мясо, он говорит ему благопожелание (юроол). Гости обязательно крутят блюдо с именным мясом по часовой стрелке, а когда приходит их черед говорить свое ответное благопожелание, они отрезают от каждого именного мяса маленькие кусочки и дают помощнику хозяина, чтобы тот «угостил» Хозяина Очага.

Какой же новый год без гадания?

Самое распространенное и известное гадание у бурят — на бараньей лопатке.

Гадание на бараньей лопатке

Баранья лопатка (дала) испокон века предназначалась для гадания. Обычно принято было гадать по лопатке овцы, родившейся в стаде именно этой семьи. При этом масть и пол животного решающего значения не имели.

У лопатки есть множество примет. По ней знающие люди рассказывали о хозяевах дома, о том, как пройдет зима; о будущем семьи, о состоянии домашнего хозяйства…

Если на головке лопатки имеется чашечка-углубление, а на дне хорошая «накипь», это означает, что хозяин живет богато, часто варит сытную пищу. Если чаша широкая, с обширными краями, то хозяин богат и хороший человек; если она узкая и глубокая, то хозяин ходит в середняках, но дела его тоже вполне неплохи. Если же чаша широкая и толстая — то хозяин красноречивый и веселый человек.

Если ладонь лопатки (ее плоская часть) тонкая и просвечивает, то зима будет белоснежной и холодной. Если же вокруг ладони много серой массы и кость плохо просвечивает, то зима будет снежной и теплой. Если ладонь широкая, то и двор у хозяина будет просторный и широкий, где может разместиться много скота.

На ладони обычно находится гребень (возвышающаяся вертикальная часть). Если вершина гребня выдается выступом вперед, это признак того, что хозяин — человек гордый, уверенный в себе. Если такого выступа нет (вершина скошена), значит хозяин, напротив, — человек слабый и зависимый. Высокий и широкий гребень свидетельствует о том, что скота в предстоящем году будет много. Если боковая часть лопатки толстая, то все животные в стаде будут быстро и хорошо расти.

Также по лопатке определяют, скоро ли появятся в семье дети и внуки. Старики говорят: если на ладони лопатки с правой стороны видны прямые неглубокие линии, то скоро в доме родятся мальчики. Если такие линии имеются с левой стороны, то девочки.

Подготовлено по материалам книги «В краю, где горы, степь, тайга».

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Эвенки — один из коренных народов Байкальского региона с давней и славной историей. «Первый Байкальский» расскажет об этом древнем народе, разбросанном от Енисея до Тихого океана, родиной которого является Байкал.

pic

История об огненном драконе Байкала, о его братьях на юге и о том, почему его надо бояться.

pic

Про историю шаманизма в Прибайкалье написано уже много статей. Но далеко не всем известно, как живется настоящим шаманам сегодня. Легко ли быть избранным? Как шаманы относятся к туристам, церкви и своему призванию?

pic

Не секрет, что из-за того, что люди покидают свою малую родину, стремясь уехать в города или более крупные населенные пункты, многие небольшие села и деревни исчезают с географических карт. Была деревня - и нет деревни. Сегодня мы расскажем об исчезнувших поселениях острова Ольхон на Байкале.