pic
pic
© Фото: Первый Байкальский
4 декабря #культура

Где живут байкальские духи

Иркутский областной краеведческий музей — это уникальное вместилище экспонатов, посвященных истории, природе, этнографии байкальских земель, верованиям их коренных жителей. Естественно, серьезное место среди различных музейных предметов занимают те, которые связаны с шаманизмом, в том числе и бурятским. Например, хранится в музее целая коллекция бурятских онгонов, датируемых XIX веком.

Что такое онгон?

Онгон в бурятском шаманизме означает «светлый дух», «чистый», «святой», «священный», «первоначальный», «девственный». Но это скорее формальное, переложенное на русский язык, значение слова. Если же обращаться к сущностной стороне, то можно обнаружить несколько значений. Онгон как некий сгусток энергии, наделенный силой и разумом, для которого во время камлания душа шамана освобождает место (это, конечно, предмет отдельного рассказа), — и онгон как некий материальный элемент, который является вместилищем духов. Если совсем просто — это домик, жилище духов, сделанный руками человека. Но, исторически, онгонами могли служить не только рукотворные изображения духов, животных, различных природных сил, но и конкретные животные, и даже овцы, лошади.

Вполне естественно возникнет вопрос, а о каких духах, собственно, идет речь? Для этого посмотрим, какое представление о душе человека характерно для бурят-шаманистов. Человек, по их мнению, имеет три души. Первая — хорошая (золотая), оберегающая человека, борющаяся со злыми духами. Вторая — пассивная, бездеятельная, находящаяся с человеком даже в потустороннем мире. А вот третья несет отрицательный заряд, навязывает человеку недостойные поступки, содействует злым духам в том, чтобы поймать первую душу. И душа могла преображаться, в зависимости от физического самочувствия человека, перемещаться в виртуальном пространстве.

Надежда на душу и духов являлась у шаманистов непоколебимой. Шаманисты свято верят, что многие из духов — это люди, которые при жизни занимали в мире различное место. Это может быть дух предка — основоположника какого-либо производства или отрасли труда (охоты, рыбной ловли, пастьбы скота) и увеселения, или дух умершего шамана, воина, охотника, рыболова, снискавшего славу при жизни, или дух трагически умершего в молодости человека.

Есть убеждение, что люди, настрадавшиеся в жизни, особенно от окружающих, после смерти имеют возможность отплатить живым, став злыми духами, насылающими всяческие беды.

Помимо людей, есть еще множество духов-помощников. Так и зародился культ онгонов как выражение невероятного почтения к предкам и стремления умилостивить злых духов.

Зачем духам нужен дом?

Фото

Дом для духов изготавливали с помощью шамана из различного материала — дерева, камня, кости, металла, травы, шкур, перьев, ткани, кожи, войлока. Кстати, в Иркутском областном краеведческом музее есть уникальные, редко встречающиеся виды, — онгоны, нарисованные на ткани.

Онгоны должны помогать человеку, но содействие следует заслужить. Поэтому с онгонами связано множество обрядов. Их было нужно регулярно кормить. Этот процесс осуществлялся различными путями: жидкую пищу намазывали на поверхность онгона, твердую складывали рядом, а еще могли окуривать жиром. Обязательно надо было оказывать, при содействии шамана, постоянное внимание, приносить жертвы-угощения, например овец. При помощи онгона шаман изгонял болезни из тела человека, а люди более всего стремились найти причину и особенно — тот онгон, который излучает опасность.

Онгоны делятся на родовые и семейные, мужские и женские, скотоводческие, кузнечные, медицинские и посвященные иным духам-покровителям. Род и семья имели собственный комплект онгонов, где каждый выполнял определенное предназначение. Онгон – дух-хозяин огня был одним из центральных в бурятском пантеоне, онгон – дух-хозяин хорька являлся покровителем брачного союза и ставился у изголовья кровати, онгон из шкурки колонка с изображением фигурки человека — покровитель охоты (также и дух-покровитель шамана), лягушки и жабы — широко известные медицинские онгоны.

Распространен был и онгон «луговых женщин», изображение которых на разных амулетах редко повторялось, но единым был смысл легенды. Как-то при переезде на новое место сородичи оставили умирать в старом улусе трех беспомощных, а поэтому бесполезных для них старух. Умирая от холода и голода, те прокляли односельчан, для которых перемена жительства счастья не принесла — неурожаи, падеж скота, болезни… И по совету шамана был сделан онгон, которому воздавали всё, чего оказались лишены умершие односельчанки. Поэтому «луговые женщины» превратились в покровительниц скотоводства и земледелия.

Все сюжеты онгонов связаны с хозяйственной деятельностью бурят — охотой, рыбалкой, скотоводством, ремеслами.

Если онгоны не требовались для совершения определенного обряда, их хранили в четко обозначенных местах. Укрытие родовых онгонов, к примеру, — это священные рощи, горы, пещеры, куда запрещалось заходить женщинам. Семейные же онгоны, наоборот, оберегались женщинами, помещались ими, как правило, в мешочки, которые подвешивались к дымовому отверстию в юрте, над косяком двери в домах или амбарах.

И если основное предназначение онгона — охранение людей, мы можем предложить вам способ изготовления традиционного бурятского онгона из соленого теста: смешайте муку, масло, соль и постепенно начните вливать в эту смесь воду, помешивая постоянно, чтобы не дать образоваться комочкам. На деревянной доске, посыпанной мукой, хорошенько размяв, раскатайте тесто до толщины в 0,5 см. Вырежьте ножом желаемые фигурки, разложите на смазанном жиром противне и выпекайте в духовке при минимальной температуре всю ночь. После того, как фигурки остынут, покрасьте их. Ваш домашний онгон готов!

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Одним из самых страшных преданий, которое жители Байкала передают из уста в уста, можно считать историю о жутком кровожадном чудовище, обитающем на дне озера. Буряты называют его Лусуд-хан — «Хозяин Водный Дракон» и боятся до сих пор.

pic

Сагаалган — один из наиболее традиционных, любимых, долгожданных бурятских праздников, связанных с началом Нового года по старинному лунному календарю.

pic

Местные говорят, что сагудай — блюдо творческое. Мы говорим так: не пробовал сагудай — считай, что не был на Байкале. Рассказываем, как приготовить это совершенно особенное блюдо, чтобы душою (и телом) вернуться на любимый Байкал.

pic

За 800 лет, прошедшие после смерти великого Чингисхана, никто так и не смог найти его могилу. Однако есть легенда, что похоронен великий вождь именно на Байкале.