pic
pic
© Фото: www.depositphotos.com

Феномен мыса Рытый

Есть на Байкале мыс, о котором ходит легенда, что его до сих пор стерегут древние духи озера. Читайте нашу страшилку о мысе Рытый и его необычных обитателях.

С берега острова Ольхон, между северной оконечностью Малого моря и мысом Покойники, прекрасно можно разглядеть рассекающий Байкал более чем на 2 км мыс, получивший название Рытый.

Местное бурятское население предлагает для Рытого свои имена, среди которых обязательный элемент — «хушун», что означает собственно «мыс». Есть Хыр-Хушун — гневный, сердитый мыс, или Хэр-Хушун — степной мыс. Ведь правда, здесь начинаются склоны Байкальского хребта, а следовательно, заканчиваются степные пастбища. И, наконец, Ухэр-Хушун — мыс Ухэр-нойона.   

Проклятое место

Известно, что сформировался он благодаря наносам реки Риты, которая стремительно «добегает» до середины мыса, а там исчезает под землей, уже так пробираясь до Байкала. Вид долины не радует взор — нагромождения больших валунов, высохшие русла речных рукавов, остатки выкорчеванных деревьев, недонесенных селевыми потоками до озера. Перепутанные остатки пересохших русел вызывают ощущение, что поверхность изрыта многочисленными канавами. Полагают, что именно так и возникло название — Рытый.

И мыс является такой же священной землей для коренного населения, как и знаменитая Шаманка на острове Ольхон.

Место это, благодаря непонятным явлениям, не может не пугать человека. Регулярно вонзаются в землю мыса молнии, а напротив его берегов ежегодно появляется трещина на льду, оседают под лед машины, выходит из строя техника. Опасность угрожает и жизни человека. Из века в век переходит рассказ о двух непослушных бурятских охотниках.

Как охотники грозного духа ослушались

Собрались два охотника за добычей и отправились вдоль реки. Словили они в лесах много добычи славной да отправились обратно в деревню. Но не сказали они никому, откуда добыча такая.

Обогатились славно, да вот совсем скоро хворать начали страшно, кошмары их стали одолевать да видения. То придет к ним в дома дух какой да давай клюкой по полу стучать. Или собираются они с утра на рыбалку, а в окно им смотрит хмурый богатырь, да так сурово смотрит, что сжимается все внутри. А в одну из ночей и вовсе пришел зверек какой-то, сел на ноги и начал их покусывать, а как накусался, так вообще стал вгрызаться своими острыми зубками.

Не прошло и года, как умерли охотники, оставив все богатства свои. Встретились их духи у входа в ущелье реки, сидят оба на камнях напротив друг друга по разные берега. Не отпускает их что-то на свет тот. И видят они у себя на шеях веревки серебряные, что тянутся в леса пушистые. Переглянулись, попробовали стянуть, да только больше узлы затянули, скорчились они от боли дикой да пошли туда, откуда шла она, искать ответ на вопрос свой. Идут они той же дорогой, что и на охоте шли, да вот теперь наоборот все было. На какой берег не переберутся, идет тьма за ними. Долго шли охотники и пришли до самого мыса Рытого, семью воинами, семью сыновьями Ухэр-нойона огороженными. Встали охотники как вкопанные. Ударила молния в мыс тот заколдованный, пробуждая дух Ухэра-нойона, встал он из своей могилы, поклонился Байкалу, хозяину своему. Смотрят охотники, а глаз у Ухэр-нойона — лишь две черных бездны затягивающих, откуда вода ледяная течет по щекам и стекает в реку Рытую. Поднял он тучу дождевую, наполнилось русло реки водами темными, и углядели охотники свои тела в этих водах. Утянула веревка и дух их на дно байкальское, прямиком в царство загробное, что сразу за мысом пряталось, да Ухэр-нойоном охранялось.

Успокоилось небо, замолчали и духи, погружаясь снова в свой сон.

Наученные горьким опытом коренные жители, веря, что местность эта проклята, сделали ее запретной для посещения. Здесь не встретишь человеческого жилья, не проходят автомобильные пути, отсутствует и пешеходная тропа вдоль побережья. 

Почему духи до сих пор стерегут мыс Рытый?

Ситуацию объясняет древнее бурятское предание. Здесь сходилась граница территорий между землями охотников, пахарей и скотоводов. Постоянно шли споры о владении землями мыса, вылившиеся в распрю о шаманской силе между эвенкийским, якутским и бурятскими родами. На великую битву от каждого рода вышло по шаману и богатырю. Шаманы заявили, что для битвы с молниями нужны скалы с расщелинами без деревьев, и удалились в ущелье. Богатыри сказали, что для разминки нужна просторная земля без растений, и остались на равнине мыса. Началась великая битва, продолжавшаяся не одни сутки, однако в этой схватке так никто никого и не одолел. После битвы трех шаманов и трех богатырей это место стало проклятым, потому что шум сражения разбудил дух захороненного здесь Ухэр-нойона. И скатился на плодородную равнину ужасный сель, перемешав всю землю огромными камнями. Раньше была традиция через каждые три года ходить на мыс для проведения специального обряда жертвоприношения духу Ухэр-нойона, чтобы он смилостивился. В центре мыса было священное дерево, а на входе в ущелье — святилище. Только шаманам дозволялось доходить до святилища. Молились они черной ночью, на перевернутом черном котле. Но преемственность этой традиции была нарушена, и теперь дух мстит всем людям, посещающим местность, где захоронено его тело.

Как умилостивить духа Ухэр-нойона?

Шаманы предлагают тем, кто решится причалить к берегу, совершить ряд действий. Необходимо обязательно припасть на правое колено в знак почитания. Затем сварить кусок баранины, чтобы душистый мясной аромат распространился по берегу. Мясо нужно съесть, но кости выбрасывать нельзя, а следует, расположив их по форме тела, сжечь. Ну а если баранины нет, необходимо мысленно произнести: «Мы на земле ваших обычаев, делаем жертвоприношение, чем есть. Извиняемся. Прости нас, непосвященных». 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Первый Байкальский решил узнать, что же все-таки думают экологи и жители Ольхона о самой скандальной скульптуре озера и почему так много шума вокруг «Хранителя Байкала».

pic

Иркутский областной краеведческий музей — это уникальное вместилище экспонатов, посвященных истории, природе, этнографии байкальских земель, верованиям их коренных жителей. Естественно, серьезное место среди различных музейных предметов занимают те, которые связаны с шаманизмом, в том числе и бурятским. Например, хранится в музее целая коллекция бурятских онгонов, датируемых XIX веком.

pic

Рассказываем о странных обычаях древних людей Байкала — тунгусах — в новой статье из нашей рубрики #ктоживетнабайкале.

pic

К 50-летию со дня смерти байкаловеда Михаила Кожова рассказываем об этом удивительном человеке, который первым заговорил о важности сохранения Байкала.