Золотая пряжка России: история Кругобайкальской железной дороги

Золотая пряжка России: история Кругобайкальской железной дороги

© Фото: www.depositphotos.com
Кругобайкальская железная дорога, которую местное население называет по-свойски Кругобайкалкой, — одна из уникальных железнодорожных веток, что есть на территории нашей необъятной родины.
Анастасия Яровая
pic
Доцент, профессор, лауреат восьми нобелевских премий
Фото

И речь не только об инженерно-технических решениях, прогрессивных для начала прошлого века — хотя до сих пор поражаешься тому, КАК это построено (практически вручную! Без использования сложной техники), да еще за столь короткий срок. Дело еще и в том, как этот памятник технической мысли человека вписан в вечный памятник окружающей природы, когда уникальность великого озера не нарушена вмешательством человека, а лишь подчеркивается им. Красоту природы дополняет красота рукотворного объекта, органично вписанного в ландшафт.

Чтобы понять, что Кругобайкальская железная дорога – не просто железнодорожная ветка (да еще и тупиковая), что идет по южному берегу Байкала, начать надо издалека.
 

Все началось еще во второй половине 19 века, когда был придуман Транссиб. Сибирский железнодорожный путь представлял собой настоящую стройку века — от Миасса до Владивостока (с точки зрения исторической правды, именно эта часть и называется Транссибирской магистралью) за четверть века было переброшено железнодорожное полотно и налажено сообщение между западом и востоком огромной страны.

Чтобы построить такую махину, весь путь был разбит на семь участков, одним из которых и стала Кругобайкальская дорога. Впоследствии ее назовут «Золотой пряжкой Транссиба». Иногда это название можно услышать в более поэтичной версии — «Золотая пряжка стального пояса России», что является допущением не только по созвучию: Иркутск традиционно держит за собой статус «середины Земли», а значит, где же еще находиться «золотой пряжке», как не в непосредственной близости? Формально именно в Иркутске и начинался Кругобайкальский участок магистрали, а заканчивался — на восточном берегу Байкала, на станции Мысовая. Сегодня это город Бабушкин.

Первые работы по проектированию дороги начались еще в 1880-е годы, когда инженеры начали определяться на местности. Сначала думали строить дорогу по правому берегу Ангары, но река неоднократно показывала свой норов во время ледохода, потому неизбежные варианты строительства понтонных мостов отпали, и решено было тянуть железнодорожную ветку по левому берегу, крайне неудобному. Окончательное решение о том, где и как пройдет Транссиб на Кругобайкальском участке, было принято летом 1901 года. Тогда же и подсчитали, что строительство КБДЖ обойдется российской казне в 52 с половиной миллиона рублей.

Однако «пряжка» становилась «золотой» не только по данному показателю. Выдающиеся инженерные решения — вот что выделяет КБЖД среди прочих железных дорог России.

В 1899 году параллельно началось встречное строительство — от Мысовой до Танхоя, а потом и до Слюдянки. Здесь дорогу строили каторжане и ссыльные — арестанты Александровской тюрьмы. Впрочем, на строительстве КБЖД было достаточно много иностранных рабочих. В частности, около шестисот итальянских мастеров по строительству тоннелей. В их честь одна из подпорных стенок так и называется — Итальянская.

Весной 1902 года началось строительство самого сложного участка КБЖД — от Слюдянки до порта Байкал. Именно он сегодня и известен как Кругобайкальская железная дорога, или просто — Кругобайкалка, один из самых ярких байкальских рукотворных туристических объектов.

Фото
Это было грандиозное по сложности строительство. Изначально предполагалось, что надо будет пробить в горах 33 тоннеля, соорудить несколько подпорных стенок и виадуков. Строительство шло по самому берегу озера, потому все материалы приходилось доставлять по воде — на баржах или по зимнему льду. 
 

При этом не стоит забывать, что только-только пришел 20-й век, а потому подавляющее большинство работ велось вручную.

Исследователи приводят такие цифры: на каждый километр Кругобайкалки ушло по вагону взрывчатки и по четыреста вагонов земли и щебенки.

С началом Русско-японской войны в 1904 году строителям было приказано ускориться. На строительство отправили еще четыре с половиной тысячи рабочих (к уже имеющимся девяти тысячам). Темпы возросли, но и сложность работ тоже. Однако 13 сентября 1904 года на 123-м километре, который пришелся на 18-й тоннель КБЖД, замкнулись рельсы Транссиба. Последний костыль символически вбил в лиственичную шпалу министр путей сообщения России Михаил Хилков. И уже 18 сентября 1904 года по Кругобайкальскому участку прошел первый поезд, а еще через год КБЖД была введена в постоянную эксплуатацию.

За пять лет было построено 260 километров железнодорожного полотна, пробит 41 тоннель (их общая длина – девять с половиной километров), построено 15 каменных и 3 железобетонных галереи, 270 подпорных стенок, переброшено 470 мостов и 6 виадуков…

Например, на 147-м километре в районе Ангасолки сохранился уникальный железобетонный мост. Таких мостов в России было построено всего три — на КБЖД, в Санкт-Петербурге и на дороге Старая Туапсинка близ Ставрополя. Сегодня лишь Ангасолский мост КБЖД сохранился в первозданном виде.

Интересен и мост на 100-м километре — над бухтой Березовой. Его несущая конструкция в длину составляет 116 метров, а в высоту — 19. Железную конструкцию весом 630 тонн накатывали прямо с путей с помощью лебёдок и дом­кратов на опоры, при этом середину моста поддерживали пять барж с понтонами... Этот мост — родной брат Проскуряковского моста через Енисей, названного так в честь автора проекта Лавра Проскурякова. В 1900 году этот проект заслужил первую премию на международной выставке в Париже… Сегодня Березовский мост демонтирован и перевезен на речку Выдрино, где служит до сих пор.

Историки подсчитали, что на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится одно инженерно-техническое сооружение.

К слову, изначально у Кругобайкалки была всего одна колея. И лишь в 1911-1914 годах была построена вторая. А еще на всем пути от Слюдянки до порта Байкал организовали и обустроили десять остановочных пунктов, а к ним, соответственно, со временем пристроились пристанционные поселки.

С приходом революции на Кругобайкальской дороге тоже стало неспокойно. Летом 1918 года Киркидайский тоннель (между Слюдянкой и Мысовой) был взорван. И до сих пор вдоль дороги можно встретить братские могилы погибших в борьбе за советскую власть.

В 30-е годы, перед войной, активно строились поселки и вся инфраструктура к ним. Тогда же начались работы по укреплению дорожного полотна. Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и изыскательские работы были завершены лишь к 1947 году. Вывод инженеров оказался неожиданным: дешевле достроить обходную дорогу от Иркутска до Слюдянки через горы, сделать ее полноценной двухпутной электрифицированной магистралью. Что и было сделано.

А потом строительство в 50-е годы Иркутской ГЭС довершило начатый процесс упадка КБЖД… Но и в то же время — начало ее туристического расцвета.

Сегодня Кругобайкальская железная дорога — это одноколейка длиной 89 километров, которая начинается в Слюдянке и заканчивается в порту Байкал. Четыре основных станции — Култук, Маритуй, Уланово и Байкал. Поезд проходит через 38 отлично сохранившихся тоннелей, самый длинный из которых — через мыс Половинный. Его длина — 777 метров.  По пути следования встречается 248 мостов и виадуков и 268 подпорных стенок.
Фотография

В 80-е годы дорога была частично реконструирована: положили новый путь, укрепили инженерные сооружения. Сейчас по Кругобайкалке курсирует один поезд, состоящий из тепловоза и пары вагонов. Весь путь он проходит за 4 часа 40 минут. На местном жаргоне поезд называется «мотаня» (от глагола «мотаться», в значении ездить туда-сюда) — его знают и любят многочисленные туристы, для которых КБЖД давно стала излюбленным местом отдыха.

А еще время от времени по старой байкальской железной дороге с гудком и черным дымом из трубы проезжает настоящий паровоз. Старинные колеса стучат на стыках новых рельс…

В декабре 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от порта Байкал до станции Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану. Кроме самой дороги и непосредственной близости озера Байкал, здесь есть что посмотреть. В районе КБЖД много природных памятников. Это и скальные обнажения, и каменные останцы… А в Маритуе сохранились деревянные дома начала 20 века — настоящий модерн.

Фотография1
Фотография2
Фотография3
Фотография4

На 106-м километре находится научно-исследовательская база Института ядерных исследований. Начиная с 1993 года здесь работает подводный байкальский нейтринный телескоп.

В 2005 году, когда дорога праздновала свое 100-летие, в порту Байкал перестроили старинное здание вокзала, где был открыт музей, посвященный истории Кругобайкальской железной дороги.

На сегодняшний день основными достопримечательностями КБЖД являются:
 

Вокзал в Слюдянке, построенный из белого и розового мрамора.

Станция Старая Ангасолка (149 км), после которой начинается самый насыщенный инженерными сооружениями участок дороги. Здесь же расположен уникальный каменный арочный виадук Ангасольский.

Шабартуйский комплекс (130 км) — железный мост и железобетонный двухпролетный виадук.

Киркирей (123 км). Здесь пробиты целых два параллельных тоннеля — №18 и №18 бис.

Станция Половинная (109 км). Живописная долина реки Половинная. В этих местах проходит два тоннеля — самый длинный и самый короткий.

Итальянская стенка (102 км). Одно из самых красивых мест КБЖД. Свое название стенка получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру. Проект стены разрабатывал итальянец Феррари. Неподалеку находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Ее построили, чтобы защитить дорогу от камнепада…

А еще — само озеро, которым можно любоваться как из окна туристического поезда, так и во время пешего похода по одной из самых красивых, старых и необычных железных дорог страны.
 
РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

6 октября исполняется 135 лет со дня открытия для посещения интереснейшего здания, в котором сегодня хранятся секреты Байкала.

pic

Что общего у Байкала и Мертвого моря? Очевидно, что два этих водоема лучше сравнивать с точки зрения непохожести: самое пресное в мире и самое соленое. Тем не менее они связаны одним общим именем…

pic

Почти 150 лет назад на Байкале было зафиксировано землетрясение. Оно быстро стало легендой среди местного населения, но жертв было всё же не так много. Почему? Читайте в нашей новой страшилке.

pic

Григорий Иванович Галазий – почетный гражданин Иркутска, выдающийся российский ученый, автор более 400 научно-популярных работ – не счесть всех званий и заслуг этого замечательного человека.