Превратности судьбы: итальянцы на Байкале
© Фото: Первый Байкальский
5 мая 2022 #кбжд #история

Превратности судьбы: итальянцы на Байкале

Итальянцы и Байкал? Нет, речь пойдет не об европейских туристах, а о строительстве КБЖД. Именно итальянцы построили большую часть дороги. Как они появились на озере и какие новинки привнесли в Сибирь?

Сибирь всегда была необычайно интернациональным краем, где спокойно уживались люди разных национальностей. Конечно, для сурового региона итальянская диаспора – дело удивительное, но в начале XX итальянцы столетия были вполне себе полноправными жителями такого далекого от их родины Байкала.

Итальянская кладка в «золотой пряжке» Транссиба

На берега далекого, абсолютно чужого, неведомого Байкала строить Кругобайкалку итальянцы поехали по приглашению Департамента путей сообщения Российской империи.

Обращение к ним было неслучайно. Издавна итальянские строители считались самыми лучшими каменотесами и мозаичниками, у которых «чувство камня» было в крови. Ко всему прочему, итальянцы прекрасно показали себя на строительстве многих железнодорожных участках европейской части России, на Кавказе, при возведении мостов через Волгу и Енисей.

Здесь следует вспомнить, что конец 1880-х годов характеризовался невероятным обнищанием северной Италии, поэтому ее жители массово уезжали на заработки в другие страны.

На сооружении Кругобайкальской железной дороги трудилось множество представителей разных национальностей. В какой-то момент к русской, польской, украинской, албанской речи прибавилась итальянская. Зазвучали непривычные для русского человека фамилии – Андреолетти, Флориани, Риццолатти… По разным данным, итальянская колония насчитывала до тысячи человек.

Точности и хорошего вкуса требовала каменная кладка на подпорных стенках, порталах тоннелей и галерей. Эту задачу и возложили на плечи выходцев из итальянского королевства.

Все было здесь для них непривычно, и, в первую очередь, сама земля – первобытная, с суровым климатом, без какого-либо стационарного жилья. Поэтому размещаться приходилось в палатках, балаганах, бараках.

Сам труд был невероятно тяжелым: камнепады, обвалы, отсутствие минимальной техники безопасности и медицинской помощи. Но работа и уклад жизни итальянских строителей отличались от русского. Для них нехарактерны были прогулы, требования выходных и праздничных дней, и, главное, они практически не пили. В придачу, многие итальянские рабочие упорно учили русский язык, запоминая диковинные слова и фразы.

Соответственно, платили им больше. При выполнении идентичных заданий итальянцы получали по 4 рубля, а русские – 1 рубль 50 копеек.

Чтобы был понятен порядок цен, уточняем: на сибирских приисках прожиточный минимум взрослого мужчины, не отказывающего себе ни в чем, составлял 90 копеек. Поэтому даже для семейных 4 рубля – очень достойная сумма.

Кладку закончили к началу августа 1904 года. Однако еще в начале года разразилась русско-японская война, и всех иностранцев убрали с железной дороги – важного стратегического объекта.

А на память сибирякам остались мастерски выполненные своды и стены тоннелей, арки, кордоны из прекрасно шлифованного камня. И на отдельных порталах можно увидеть вытесанные даты строительства: 1902 – 1904.

Итальянская фотография в Иркутске

После окончания строительства перед итальянцами встал вопрос об устройстве своей дальнейшей жизни. Многие не стали торопиться с возвращением на родину, решили обосноваться в Иркутске, даже вступили в брак с русскими женщинами. На несколько десятков лет итальянские семьи «вросли» в жизнь города: стали открывать магазинчики, фотоателье, кинотеатры.

Иркутск в начале ХХ века считался довольно «продвинутым» городом, в котором были широко распространены последние достижения техники, особенно фотографической. Фоторынок сравнивали с Одесским, и, собственно, из Одессы доставлялось соответствующее оборудование.

В 1905 году в Иркутск приехали фотографы Густав Энне и Ромуальд Каупе. К Энне и поступил в ученики Джованни Минизини, отец которого после участия в железнодорожных строительных работах вместе с семьей остался в Иркутске. Занятие фотографией было в то время довольно выгодным делом, и скоро из ученика Джованни превратился во владельца собственной студии фотографии, расположенной в историческом здании по 3-й Солдатской улице Иркутска постройки 1870-х годов (ныне улица Грязнова, 11).

Семейное ателье Минизини считалось по меркам того времени невероятно шикарным: зеркала в красивых рамах, обшитые шелком кресла, дорогой ковер.

Фотоателье было очень популярно среди иркутян. Великолепными были и получавшиеся снимки, которые даже сегодня позволяют увидеть лица давно ушедшей эпохи.

Во времена СССР начали сворачивать частное предпринимательство, и семья Минизини уехала в Италию, оставив горожанам дом, где располагалось фотоателье.

Антонио Донателло: из провинциального циркача в бизнесмена

Фото

Еще один заметный итальянец на Байкале – Антонио Микеле Донателло. Он не принадлежал к когорте строителей Кругобайкальской железной дороги, а начинал свою карьеру как циркач. Невероятно заинтересовавшись новым тогда делом – фотографией и кинематографом, Антонио постепенно перемещался по стране и добрался до Иркутска.

Жители Иркутска всегда проявляли интерес к техническим новинкам. В городе открывались новые выставки, кинотеатры, читались лекции по фотоделу. Донателло задумался о строительстве собственного помещения для показа кинофильмов и воплотил эту идею в жизнь – так в 1907 году на углу улиц Большой (ныне Карла Маркса) и 3-й Солдатской (Грязнова) появился кинотеатр «Электроиллюзион». Городская легенда гласит, что перед входом он выложил на тротуаре белым мрамором собственное имя: Дон Отелло.

В витринах «Иллюзиона» выставлялись снимки на злободневные темы, демонстрировались новинки кинопроката.

Донателло установил хорошие связи с зарубежными представителями киноиндустрии, благодаря чему постоянно обновлял репертуар. Но главной его заслугой, «изюминкой» иркутского кинематографа можно назвать интерес к документальному кино на местные темы, которое сам Антонио и снимал. Краеведы предполагают, что Донателло, скорее всего, был первым в Иркутске оператором. Свои съемки он проводил тяжелой камерой на штативе-треножнике при дневном свете в солнечную погоду. С 1908 по 1919 год киностудия Донателло подготовила более 20 разнообразнейших кинолент.

К сожалению, сохранились только названия. Уезжая в начале 1920-х годов из России, Донателло вывез в Харбин и свои творческие работы, затерявшиеся на чужбине.

Постскриптум

Судьба итальянской диаспоры в Иркутске закончилась трагически. Часть из них после ликвидации новой экономической политики в СССР покинула Россию в начале 1930-х годов. Остальных в 1937 году депортировали из Иркутска. А в 1938 году последних итальянцев, оставшихся из-за смешанных браков в Сибири, репрессировали и расстреляли.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Превратности судьбы: итальянцы на Байкале

Знаете ли вы, что автором сразу трех известнейших зданий Иркутска является один и тот же человек? Его зовут Иван Ефимов, именно он спроектировал нархоз, бывший иняз и здание «Востсибугля». Рассказываем о личности архитектора и о том, что он успел построить за недолгие 37 лет жизни. 

Превратности судьбы: итальянцы на Байкале

Буряты обожают праздновать Новый год и делают это как минимум трижды: в ночь с 31 декабря на 1 января, в Старый Новый год и в Сагаалган, который длится целый месяц. Дата его наступления зависит от лунного календаря, в 2024 году он начнется 10 февраля. О главных традициях – в нашем материале.

Превратности судьбы: итальянцы на Байкале

В названиях рек, озер и горных вершин Прибайкалья спрятаны скрытые смыслы, которыми их наделяли местные жители. Мы собрали самые удивительные топонимы и подготовили для вас короткий тест. Сможете сопоставить места на Байкале и их дословные названия?

Превратности судьбы: итальянцы на Байкале

В начале XX века в Иркутске насчитывалось около 15 городских бань – но даже этого населению не хватало. «Первый Байкальский» решил выяснить, сколько часов иркутяне проводили в очереди за паром, где мылся Антон Чехов и какую дореволюционную баню удалось спасти.

Превратности судьбы: итальянцы на Байкале