pic
pic
© Фото: http://depositphotos.com/
24 ноября #Иркутск #кбжд

Дом миллионов лиц: 110 лет вокзалу Иркутска

Иркутск — ворота Байкала, и он всегда притягивал к себе людей. Однако до строительства Транссибирской магистрали путешествие к нему было поистине эпопеей. Дорога от Москвы могла занимать долгие месяцы. Сейчас через Иркутск ежедневно проходят десятки поездов: кто-то едет с Запада на Восток, кто-то наоборот, но все здесь останавливаются и знакомятся с вокзалом города, которому в этом месяце исполняется 110 лет. «Первый Байкальский» расскажет об этом известном здании

Бездомная дорога

Вообще-то первый поезд пришел в Иркутск еще в далеком 1898 году. Это торжественное и поистине знаменательное событие произошло 16 августа. Прибывший поезд был украшен флагами и гирляндами, а встречали его со всеми подобающим почестями. И вокзал к тому времени тоже был, но это было небольшое здание, по сути временное.

Долгое время Иркутск — к тому времени уже крупный по сибирским меркам город — не имел настоящего вокзала. Его начали строить вместе с началом расширения станции. Произошло это после поражения в Русско-японской войне, когда стало очевидно, что для того, чтобы удержать огромные восточные владения империи, необходимо улучшать железнодорожное сообщение и в том числе строить новые вокзалы.

В апреле 1906 г. наконец-то началось строительство нового вокзала, отвечавшего всем требованиям, предъявляемым к такого рода сооружениям. Открытие нового вокзала состоялось 11 ноября 1907 г.

В новом здании в двух залах обслуживались пассажиры 1-го, 2-го и 3-го классов. В каждом зале находился свой буфет, а кроме того, туалеты, парикмахерская, камера хранения, сберегательная касса, парадные комнаты. В зале 1-го и 2-го классов были паркетные полы, в зале 3-го класса — асфальтовые. Привокзальный перрон вымощен плитками. Здание вокзала стало одной из самых красивых, современных и инновационных построек города. Надо понимать, что для начала XX века и железные дороги, и всё сопутствующее ей было самым последним словом техники.

В старом здании вокзала остались служба телеграфа, контора дежурного по станции. Часть здания предназначалась для пассажиров 4-го класса и переселенцев, а часть была отдана для хранения ручного багажа пассажиров первых трех классов.

Для выполнения почтовых операций имелось здание рядом со старым вокзалом. В другом двухэтажном доме на втором этаже находился телеграф, а на первом — охрана и квартира унтер-офицера.

История и современность

Со временем происходили некоторые изменения на территории станции, и вокзал был реконструирован. Новое здание постройки 1907 г. и пассажирское здание постройки 1898 г. соединили между собой еще одним корпусом. Вновь выстроенный переход был выполнен в том же стиле, в каком построены прежние здания. А первый вокзал был надстроен вторым этажом, у него изменили внешний вид, а внутри — планировку.

До строительства железобетонного моста через главную реку Иркутска — Ангару — связь вокзала с городом осуществлялась через деревянный путепровод и понтонный мост. Но уже в 1930-х гг. намечалось строительство трамвая для связи города с вокзалом, поэтому с сооружением железобетонного ангарского моста деревянный путепровод был заменен металлическим.

Дальнейшее развитие железнодорожной магистрали виделось в проектировании новых направлений. В конце 1930-х гг. вопрос об обходе кругобайкальского участка Восточно-Сибирской железной дороги перешел в практическую плоскость. Над станцией Иркутск вновь нависла угроза остаться в стороне от магистральной линии, впрочем, это уже была не та ситуация, которая сложилась во время сооружения Транссиба. Без железной дороги город, конечно же, уже не мог остаться.

Переправа поездов через озеро была крайне неудобной и требовала других, более оптимальных с точки зрения логистики решений. К тому же, КБЖД хотя и очень живописный участок Транссиба, но для него нередки обвалы скал, что тоже затрудняло сообщение межу Центральной Россией и Дальним Востоком.

В 1936 г. по заданию Народного комиссариата путей сообщения началось исследование обхода озера Байкал. А уже в 1939 г. «Союзтранспроект» должен был организовать проектно-изыскательские работы и составить проект новой двухпутной железнодорожной линии в направлении от Иркутска II (Иркутска-Сортировочного) по долине р. Олхи со спуском у станции Слюдянка. Проектные работы должны были завершиться к 1 августа 1940 г., а строительство новой железнодорожной линии — к августу 1942 г. Даже с началом Великой Отечественной войны приказ не был отменен. Работы были выполнены, как указано в приказе.

Перевальная железнодорожная линия, начавшая строиться в марте 1941 г., была построена в однопутном варианте в 1949 г. В 1956 г., когда почти весь железнодорожный участок Иркутск — Байкал был затоплен в результате строительства Иркутской гидроэлектростанции, поезда пошли по новой, уже двухпутной магистрали Иркутск — Большой Луг — Слюдянка.

Тогда считалось, что в связи с тяжелым профилем перевальной железнодорожной линии она вскоре не справится с растущим грузооборотом. Одним из возможных вариантов увеличения пропускной способности участка Иркутск — Слюдянка являлось строительство линии Иркутск — Байкал в обход затопленного участка. Однако проект так и не был реализован.

Фото

В первой половине 1960-х гг. во время очередной реконструкции вокзала к нему был пристроен пригородный павильон, сделан пешеходный тоннель, перепланированы помещения, расширена и благоустроена привокзальная площадь. Затем в связи со столетием прихода первого поезда в Иркутск была осуществлена очередная реконструкция здания, и, наконец, в 2004 г. вокзал приобрел тот облик, который имеет сейчас.

Это здание помнит страшные годы гражданской войны, помнит лица сибиряков, отправляющихся защищать Москву в 1941 году, и тех, кто через четыре годы ехал на восток воевать против Японии. Вокзал принимал у себя переселенцев, политиков и даже королевских особ, а также простых пассажиров и путешественников.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

К подготовке будущего наследника престола в императорской семье относились очень серьезно. Завершающим этапом обучения, как правило, являлось путешествие цесаревича по зарубежным странам. Однако и визиты по своей необъятной родине были важной частью императорского долга. Иркутск и Байкал стали значимым пунктом назначения в одной из таких поездок.

pic

Московская триумфальная арка стала мостом, соединившим разные страницы истории Иркутска. И в 19 веке, и сейчас она воспринимается как символ Иркутска, который встречал всех путешественников, государственных деятелей, писателей, посетивших и посещающих столицу Восточной Сибири.

pic

Шаман-камень — скала у истока Ангары, памятник природы Прибайкальского национального парка и вместе с тем — священное место шаманистов. Это один из символов Байкала.

pic

Для большинства туристов путешествие к Байкалу начинается с Иркутска, крупнейшего города вблизи озера. И этот город — не просто точка маршрута: помимо многих его интересных особенностей, нельзя обойти стороной его архитектуру.