Звездные карты байкальских следопытов
© Фото: Первый Байкальский

Звездные карты байкальских следопытов

Изобретенный в Китае при династии Сун и вновь придуманный в Европе в XII – XIII веках, компас не был известен аборигенам байкальских берегов — эвенкам (тунгусам) и бурятам. Но они умудрялись прекрасно обходиться и без него...

«Внутренний» компас бурят и эвенков

И эвенки, и буряты обладали уникальной способностью выживания в экстремальных условиях жесткого сибирского климата, и помогали им в этом знания и навыки, передаваемые из поколения в поколение на протяжении столетий. Овладение ими считалось абсолютно обязательным для членов и бурятских, и эвенкийских родов, в которых воспитание подрастающего поколения являлось зоной ответственности семьи, внутри которой передавались как необходимые для жизни технические знания (ориентирование, охота, рыболовство, домашнее ремесло), так и социально-духовные ценности.

Только в XVI – XVIII веках в быт эвенков, например, медленно стали проникать русское летоисчисление, календарь, меры длины… Но, опираясь на свой житейский опыт и накопленный практический багаж, эвенки и без посторонней информации прекрасно ориентировались и ориентируются в окружающей природной среде. Путь следования они сопоставляли с положением на небе солнца и звезд. Эвенки считали, что число звезд на небе и деревьев на земле одинаково. По положению звезд они определяли время суток. Земля была картой и книгой, а небо – компасом и часами.

Но мир эвенки видели очень самобытно. На небе, вместо привычной для нас Большой Медведицы, у эвенков размещался Лось, который днем уходил в чащу небесной тайги, а к ночи возвращался на вершины хребтов. За ним всегда гонится охотник, и след его лыж – это Млечный Путь.

Потрясающая способность ориентироваться в пути издавна отмечалась всеми путешественниками, которые пользовались услугами эвенков-проводников. Стороны света эвенки определяли по восходу и закату солнца. Исходя из этого, существовали даже специальные термины, например, восток – это «дылача», что в переводе обозначает «выход солнца». Запад – «тыктэн», соответственно, «падение» солнца.

Время также исчислялось по звездам, луне и солнцу. Летом определение времени дня проводилось по предметам чума, освещаемым солнцем через дымоход или через дверь. Это и являлось своеобразными домашними часами. Дело в том, что ориентация чума, его двери и расстановка в нем предметов были строго установлены. Дверь всегда была обращена на юг, так как южная сторона особо почиталась.

У бурят также, благодаря особенностям расположения юрты, с раннего детства на уровне подсознания закладывались сведения о сторонах света. При выходе из юрты спереди всегда находился юг, за спиной – север; справа – запад, слева – восток. Это подкреплялось и традицией укладываться спать головой на север, ногами на юг.

В результате и у эвенков, и у бурят изначально развивался некий внутренний компас. Кроме того, с малых лет в процессе повседневной жизни, постоянных перекочевок мальчики на практике учились ориентироваться в пространстве.

Современный писатель научно-популярного жанра, археолог, историк, философ, путешественник А.М. Буровский, прекрасно знающий мир современных эвенков, неоднократно отмечал их потрясающую особенность до сих пор, без каких-либо приспособлений, безошибочно определять дорогу. Он пишет: «Эвенк проведет вас уверенно, ни на секунду не усомнившись ни в расстоянии, ни в направлении движения, с точностью до нескольких метров».

Эвенкийские практики подготовки детей к выживанию в природе

Фото

Представители старшего поколения, прекрасно знающие местные угодья, играли и играют большую роль в передаче подросткам знаний о специфике родной природной территории.

Интересно, что непременным обучающим элементом с давних времен были игры и состязания, к которым детей привлекали с пятилетнего возраста, а закаливание вообще начиналось с младенчества. С 4 – 5 лет малышей начинают учить управлять оленями. И тогда же им объясняют, как ориентироваться в тайге. Любимыми играми с этого возраста становятся забавы с «тарагайками», годовалыми оленятами, с которыми можно вдоволь побегать, учась вырабатывать бесшумный шаг, чтобы даже веточка под ногами не хрустнула. 

Да и другие игры носили сугубо утилитарный характер. Правильность дыхания отрабатывалась подбрасыванием не просто камней, а довольно тяжелых для ребенка глыб. Или же собиралась куча валежника, сооружался барьер, через который все по очереди прыгали. Довольно опасной была и такая игра. Ребятишки становятся в круг, и один из них старается длинной увесистой палкой с размаху угодить остальным по ногам в районе лодыжек. Такой удар вполне мог перешибить ноги, но подростки должны успеть подпрыгнуть или отскочить в сторону.

Как правило, дедушка с малолетства учил детей навыкам, необходимым таежникам. Например, много внимания уделяли тому, как различать… снег! В эвенкийском языке около 30 определений состояния снега, и это неслучайно. Ведь жизнь таежника связана с передвижением по заснеженному лесу на дальние расстояния, с зимней охотой, в которой нужна удача. Бывает просто снег, первый пушистый снег, мокрый снег, рыхлый снег, смерзшийся снег, снежная крупа, снег, падающий пушистыми крупными хлопьями…

Старшие учили ребятишек, что следует делать, если пурга застала внезапно и ты далеко от людей, а возможности развести костер нет. Детям внушалась мысль, что обморозиться в тайге – большой позор. Необходимо уметь выкопать себе укрытие в снегу.

Пожилые эвенки вспоминают: «Родители говорили нам, что ко всему нужно относиться, как к живому. К огню. Уметь его слышать, у него свой язык. К камню… А к живому относиться надо как к равному. Даже к комару…»

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Звездные карты байкальских следопытов

В конце прошлого года документальный канал RТД (Russia Today Documentary) выпустил фильм «Как стать шаманом». Первый Байкальский публикует видео для своих читателей.

Звездные карты байкальских следопытов

Профессор Иркутского государственного университета доктор биологических наук Федор Эдуардович Реймерс всю свою жизнь занимался физиологией растений. Начинал он простым учителем, а впоследствии стал директором Сибирского института физиологии и биохимии растений и член-корреспондентом АН СССР.

Звездные карты байкальских следопытов

На дворе святочные дни — время жечь свечи и вопрошать дух Гоголя о насущном. Пер-вый Байкальский рассказывает, каким был ритуал гадания на Байкале пару веков назад.

Звездные карты байкальских следопытов

Предновогодняя суета, казалось бы, не меняется из года в год: нарядить елку, подготовить все к празднику, который придет в полночь, под бой курантов загадывать заветные желания; шампанское, конфетти, бенгальские огни... Привычные нам радостные хлопоты. Но интересно — а как встречали Новый год иркутяне сто с лишним лет назад? Какие традиции с тех пор сохранились, а какие утрачены?

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать