На дворе святочные дни — время жечь свечи и вопрошать дух Гоголя о насущном. Пер-вый Байкальский рассказывает, каким был ритуал гадания на Байкале пару веков назад.
Святки – это двенадцатидневный праздничный цикл от первой рождественской звезды (6 января) и до освящения воды в Крещение (19 января). С приходом на Русь христианства получилось, что религиозный праздник совпал с древней языческой традицией – днями зимнего солнцеворота. Народ проводил обряды и радовался тому, что световой день становится длиннее, а природа меняет курс с зимы на лето. Считалось, что в это время на земле царит первозданный хаос и проницаемы границы между мирами – нечистая сила и покойники свободно разгуливают среди живых.
Если мир и природа находятся в переходном состоянии, значит, и человеку разрешается в период Святок почувствовать себя свободным от запретов и вдоволь повеселиться – участвовать в шумных гульбищах, смелых игрищах, ряжениях и вечерках. Молодежь готовилась к празднику почти за полгода: девушки шили наряды, а парни делали маскарадные костюмы.
Одна из причин, по которой с нетерпением ждали святочных дней, – возможность погадать. Безусловно, церковь не одобряла ворожбу, но людей это не останавливало. Гадали в течение всех святочных вечеров, однако наиболее точными считались те, что происходили в канун Нового года, Рождества и Крещения.
В назначенный вечер подруги собирались вместе – гадали на суженого, удачу в будущем году, о том, сбудется ли желаемое. Для ворожбы выбирали место, где, согласно поверьям, обитает нечистая сила: баня, овин, хлев, подпол, заброшенные дома. Кроме того, ритуал проводился на границе между «своим» и «чужим» миром: около печи, на пороге, возле забора, угла дома, ворот, на перекрестках дорог. Но и этого мало. Чтобы войти в контакт с нечистой силой, снимали нательные кресты и обереги, развязывали пояса и узлы на одежде, девушки распускали волосы и оставались в одних рубашках. Однако всегда себя очерчивали кочергой, мелом или огарком свечи. Считали, что круг имеет символику солярного знака, а значит, он защитит человека от воздействия темных сил.
В Сибири гадания начинали подблюдными песнями. На стол, покрытый белой скатертью, ставили тарелку. Незамужние девушки клали в нее свои драгоценности, после чего накрывали платком. Выбирался «ведущий». Пока пели, он встряхивал тарелку и вытаскивал из нее по одной вещице. Песня, которая звучала в данный момент, предсказывала судьбу хозяйке украшения. Тому, чья вещь оказалась последней, пели свадебную «Дорогая моя гостейка».
Около полуночи участницы действа выходили во двор «полоть снег». Набирали его в фартук, качали, приговаривая: «Полю, полю бел снег. Где собака залает, там мой суженый». Толстый и хриплый лай пророчил в мужья старика, звонкий и тонкий – молодца. Еще один традиционный способ – бросить за ворота валенок. Куда он упал, там и любимый.
Узнать от судьбы, готовит ли она тебе мужа, – это хорошо, но увидеть его воочию – вернее. Для этого сибирячки клали на кружку с «молчаной» водой, принесенной без единого слова с проруби, лучинки в виде сруба колодца и ставили ее к изголовью кровати. Со словами «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный, лошадей поить» девушка ложилась спать, а в вещем сне к ней являлся жених.
Чтобы определить характер суженого, в полночь девушка отправлялась в баню. Завернув подол на голову и пятясь в противоположную от входа сторону, она произносила: «Мужик богатый, ударь рукой мохнатой». Если к телу прикоснется волосатая рука, то жених будет обеспеченным, если безволосая и жесткая – беден и лют, мягкая – с легким характером.
Однако далеко не все гадали на суженого-ряженого. Например, старухи спрашивали духов о смерти, для чего прибегали к пророчествам по ложкам: наливали в них воду и выставляли на мороз. У кого вода замерзла бугром, тому жизнь, впадиной – смерть.
Большинство гаданий считались простыми и безопасными, однако к главным девушки прибегали редко и относились весьма серьезно, полагая, что в них происходит непосредственный контакт с потусторонними силами. Одно из таких гаданий – зеркала, где нечистый дух принимает образ суженого. Для этого девица оставалась одна, а если сильно боялась, то садила в соседней комнате няню или подругу. Ставила на стол одно против другого зеркала и две свечи. Очертив себя лучиной, которой зажигался огонь в Сочельник, она пристально глядела в одно из зеркал. Сначала оно подергивалось туманом, потом прояснялось, и суженый глядел через плечо девицы. В этот момент она чуралась: «Чур меня, полно». Во время гадания нельзя было оглядываться, иначе беды не миновать.
Также звали суженого ужинать. Стелили на стол новую скатерть, ставили два прибора, хлеб, соль. Около полуночи девушка садится за стол и произносит: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать». Предвестником духа могли быть резкие порывы ветра за окном или стук, иногда серный запах. Лишь только пробьет полночь, является жених в том наряде, в каком будет на сговоре. Когда он садился за стол, у него спрашивали имя, а после произносили: «Чур моего места, чур моей загадки».
В книге «Записки и замечания о Сибири» писатель Екатерина Авдеева-Полевая вспоминает: «Я сама нарочно испытывала многое, но мне никогда ничего не чудилось. Напротив, от других я слыхала чудеса, и они божились, что это точно было. Однажды три девушки сговорились идти гадать на прорубь. Взяли бычью кожу, очертились и сели как надобно. Вдруг слышат, кожу кто-то тащит в воду. Девушки: “Чур того! Полно!” Однако напрасно. Они побежали домой, но за ними погоня, вслед им кричат: “Копылиха, постой! Обвариха, постой! Барыня, постой!” Они, творя молитву, насилу добежали, да скорей ворота на запор. Но что же вышло? В течение года одна из девушек обварилась кипятком и умерла, другая упала и зашиблась об копылья саней, а третья вышла замуж за дворянина».
В канун Крещения все бесчинства заканчивались. Сибиряки ходили в церковь за святой водой, окропляли ей избу, двор, скотину. Кроме того, на ставнях и в дверных проемах ставили мелом крестики. Местные верили, что это поможет изгнать чертей и всю нечистую силу из дома. Сами люди крестились, пили святую воду, читали молитвы. Наступало Крещение.