Продолжаем знакомить вас с самыми необычными экспонатами Иркутского краеведческого музея. На этот раз рассказываем о бурятском стрелохранилище, которому более 100 лет и которое было неотъемлемым атрибутом… невесты.
С глубокой древности берега Великого Озера населяли буряты, культура которых постепенно впитывала традиции Азии и Европы, обогащая их своими самобытными ценностями. Воистину исключительным вместилищем этих национальных древностей является исторический отдел Иркутского областного краеведческого музея. В 1934 году в фонды музея поступил экспонат, датированный примерно концом XIX – началом XX века, – бурятское стрелохранилище.
Оружие, которое использовали буряты, отличалось массой вариаций. Одним из непременных его атрибутов первоначально был деревянный лук, используемый для охоты. Но со временем оттачивалась техника его изготовления, а потребность защищать свои земли превратила лук в мощное боевое оружие. Стрелы лежали в специальных футлярах, но и те и другие могли, в зависимости от ситуации, играть различную роль в жизни бурят, да и отличаться по внешнему виду.
В условиях похода (охота, война) стрелы размещались в обычном колчане общеазиатского типа на деревянной основе. Он назывался hаадаг. Как правило, его делали из бересты, а затем обрамляли кожей или прочной тканью яркого цвета, любовно украшая наружную часть бисером, кораллами, тиснением, металлическими пластинами.
Колчан имел несколько отделений, границами которых были отрезки толстого, обтянутого красным сукном жгута. В этих секциях находилось до двадцати стрел разных типов и предназначения, лежащих наконечниками вниз, а оперением кверху. Таким образом сохранялись стабилизаторы и достигалась высокая скорость стрельбы, без чего невозможна успешная погоня за добычей и победа над врагом. Колчан у бурят помещался на правом бедре, для чего портупея перекидывалась через левое плечо. Так удобнее было брать из него стрелу правой рукой и поворачивать ее острым концом вперед.
Но, помимо такого походного колчана, использовались и особые стационарные стрелохранилища – хэhэнэг, являющиеся непременным элементом домашнего убранства в каждой юрте.
Невероятно интересна вся обрядовость бурят, но особенно та, которая близка большинству людей – брачная. В мировоззрении бурятского народа с древности побуждением к браку было осознание необходимости продолжения рода, понимание невозможности его прерывания, невероятное уважение к старшим и духам ушедших предков, огонь в очаге которых обязательно нужно сохранить.
Еще в начале XIX века было принято снаряжать выходящую замуж бурятскую невесту луками и стрелами. Это – отражение традиций древней облавной охоты, где участвовали и девушки. И атрибутом свадебного ритуала и будущей семейной жизни считалось специальное стрелохранилище.
Стрелохранилище представляло собой футляр треугольной формы высотой больше метра, обтянутый телячьей или жеребячьей шкурой с остовом из деревянных перекладин. На лицевой стороне помещали вышивку, железные, покрытые серебром бляхи, мелкие раковины и, чуть ниже половины высоты, – ряд ременных кистей. По бокам прикреплялись 9 узких длинных сыромятных ремней, свисающих до пола. Узоры для украшения вырезались по выкройкам из материи (обычно черной) и пришивались тонким белым шнуром, свитым из белой овечьей шерсти и белого волоса.
Приданое невесты в разные периоды времени включало тот или иной набор традиционных вещей. И именно такой хэhэнэг – часть приданого невесты, а в дальнейшем – непременная реликвия дома, его святыня и оберег. Стрелы олицетворяли жизненную силу будущих детей новобрачных, и чем полнее и красивее был хэhэнэг, тем больше могло родиться детей, тем выше их достаток.
По приезду невесты в дом жениха хэhэнэг вносили в юрту и ставили у изголовья будущего супружеского ложа. Народное бурятское жилище (юрта) – это не просто место проживания, а выражение полноценного представления бурятами образа Вселенной. В ней ничего не размещалось случайно, наоборот, внутреннее пространство разграничивалось в соответствии с вертикальной и горизонтальной структурой мироздания. Поэтому у супружеского ложа хэhэнэг стоял в течение всей супружеской жизни, как ритуальный предмет, символизирующий пожелание многочисленного потомства.
По брачным обычаям, предводитель свадебного поезда со стороны невесты первым входил в юрту жениха, внося туда стрелохранилище со стрелами. При этом родственники жениха задавали вопрос: «Что вы привезли?» В ответ они получали: «Полный стрел хэhэнэг привезли, полное душ вместилище привезли».
В более позднем варианте свадебного обряда хэhэнэг уже специально не делали, а перед свадьбой выясняли, есть ли в роду у жениха старый хэhэнэг. При наличии такового, со стороны невесты привозили только стрелу для стрелохранилища. Позже про хэhэнэг совсем забыли, а стрелу просто втыкали в столб юрты.
С хэhэнэгом был связан один интересный обычай. При рождении ребенка устраивали семейный праздник, который назывался «Улгээдэ оруулха» (укладывание в колыбель). Специально для его проведения кололи тучного бычка или телку и варили мясо. В этот момент повивальная бабка держала в одной руке младенца, а в другой бедренную кость и спрашивала у детей, собравшихся на праздник: «Кого укладывать в колыбель: ребенка или кость?» Дети отвечали: «Ребенка, ребенка, ребенка!» Ребенка укладывали в колыбель, а мясо от бедренной кости делили между ребятами и повивальной бабушкой. Она начисто очищала кость и привязывала ее к одному из ремней хэhэнэга. Кость являлась оберегом от злых духов.