Created by Skilled Craftsmen: Buryat Arrow Storage Facility
Created by Skilled Craftsmen: Buryat Arrow Storage Facility
© Photo: Key To Baikal
January, 24

Created by Skilled Craftsmen: Buryat Arrow Storage Facility

We continue to introduce the most unusual exhibits of the Irkutsk Regional Museum to you. This time, we will speak about the Buryat arrow storage facility which is more than 100 years old and used to be an inseparable attribute of...a bride.

The coast of the Great Lake has been inhabited by Buryats since ancient times: they gradually absorbed the traditions of Asia and Europe, supplementing them with their own unique values. A really exclusive repository of these national ancientries is the Historical Department of the Irkutsk Regional Museum of Local History. An exhibit found and included into the Museum’s collection in 1934 dates back approximately to the end of the 19th – beginning of the 20th century: it was a Buryat arrow storage facility.

A Quiver of Tough Arrows...

Created by Skilled Craftsmen: Buryat Arrow Storage Facility

The Buryats used many kinds of different weapons. One of their essential attributes was originally a wooden bow used for hunting. Over time, the technology of bow manufacturing improved, and the need to protect their lands turned the bow into a powerful military weapon. The arrows may be put into special cases, besides, arrows and quivers could play a different role in the life of the Buryats and look in different ways, depending on the situation.

Under field conditions (while hunting or in war), the arrows were placed in the usual quiver of general Asian type on a wooden basis – it was called “haadag”. As a rule, it was made of birch bark, and then framed with leather or durable fabric of bright color; the outer part was heartily decorates with beads, corals, prints, and metal plates.

A quiver had several sections, the boundaries of each section was marked by thick strap covered with red cloth. Each of these sections contained up to twenty arrows of different types and purposes, placed with their tips down and tails up. Thus the arrows remained stabilized, and the archery could be done at a greater speed, which ensured successful pursuit of prey and victory over the enemy. The Buryats placed quivers on their right hip: for this purpose a shoulder-belt was thrown over the left shoulder. Thus it was more convenient to take an arrow from the quiver with the right hand and turn its sharp end forward.

However, alongside with this field quiver, Buryats used special stationary arrow storage facilities – “hahangs” – they were inherent components of interior in each yurt.

Irreplaceable Attribute of Ritual Buryat Utensils

Фото

All rituals of the Buryats are highly interesting, but marital rites that are significant to the majority of people  are especially exciting. Since ancient times, the worldview of the Buryats has perceived the urge to marry as the awareness of the need to bring new people to the world, the understanding of the impossibility to stop propagation: their incredible respect for the elders and spirits of departed ancestors said that the fire in the hearth had to be preserved.

There was a custom to give a Buryat bride bows and arrows in the beginning of the 19th century. This is a reflection of the traditions of the ancient battue where the girls also participated. An attribute of the wedding ritual and future family life was considered a special arrow storage facility.

An arrow storage facility was a triangular case with a height of more than a meter, covered with calf skin or colt skin, with a carcass of wooden bars. Embroidery, iron, silver-faced plates, small shells were placed on the front side, and a row of belt brushes were hanging below the middle of the storage facility. 9 narrow long rawhide belts hanging down to the floor were attached on both sides. The patterns for decoration were cut of fabric (the fabric was usually black) and sewn with a thin white cord weaved of white sheep wool and white hair.

The Keeper of Family Happiness

The dowry of a bride included various sets of traditional things in different periods. For example, a hahanag was part of the bride’s dowry, and later it became an indispensable relic of the house, its shrine and protecting amulet. The arrows symbolized the life force of future children of the young couple: the more beautiful and full of arrows was the hahang, the more children could be born, the higher their wealth would be.

As the bride came to the groom’s house, a hahang was brought into the yurt and placed at the head of the future marriage bed. The popular Buryat type of dwelling (yurt) is not just a place of residence, but also an expression of the full-fledged Buryat view of the image of the Universe. Nothing was put there accidentally, on the contrary, the interior was organized according to the vertical and horizontal structure of the universe. Therefore, the hahang stood near the bed during the entire marriage, as a ritual object, symbolizing the wish to have many children.

According to marriage customs, the leader of the wedding procession on the bride’s side was the first to enter the groom's yurt, bringing in an arrow storage facility with arrows. At the same time, the relatives of the groom asked the question: “What did you bring?” They were answered: “We brought a full arrow storage facility, a full container of souls”.

In the later version of the wedding ceremony, no one produced hahangs for purpose, but found out whether the groom’s family had any old hahang before the wedding. If they had a hahang, the bride’s relatives brought only an arrow for the arrow storage. Late Buryats completely forgot about the hahangs, and the arrow was simply stuck into the pole of the yurt.

Putting a Baby to the Cradle

One more interesting custom was associated with the hahang. When a baby was born, a family holiday titled “Ulgeedeorulkha” (translated as “putting the baby to the cradle”) was held. A fat bull or a cow was stabbed specially for this holiday, they cooked the meat. At that moment, the midwife was holding the baby in one hand and the thigh bone in the other and asked the children who gathered for the holiday: “Whom should I put in the cradle: a baby or a bone?” The children answered: “The baby, of course!” The baby was put to the cradle, and the meat from the thighbone was divided between the children and the midwife. She removed the meat from the bone and tied the bone to one of the belts of the hahang. The bone was an amulet protecting the baby from evil spirits.

Tell friends
Related articles
Created by Skilled Craftsmen: Buryat Arrow Storage Facility

Buryat ornamental patterns and figures convey ancient sacred symbolism. They express the beliefs and lifestyle of the most ancient people of Lake Baikal.

Created by Skilled Craftsmen: Buryat Arrow Storage Facility

A large number of traditional common views of shamanists about the soul of Lake Baikal, its character, disposition that have persisted until today appeared in ancient times. A legend about the bottomlessness of Baikal accompanied by the idea of underground merger of Lake Baikal with the Arctic Ocean has existed since the Stone Age...

Created by Skilled Craftsmen: Buryat Arrow Storage Facility

Our new article from the section “Lives of Great People” is dedicated to “the shaggiest employee of the reserve system”. That is what Semyon Ustinov called himself.

Created by Skilled Craftsmen: Buryat Arrow Storage Facility

We continue to acquaint you with the outstanding villages of Lake Baikal. This article will be dedicated to the village of Kachug. This place was inhabited by people many thousands of years ago. “Key to Baikal” will tell you about the traces left here by the ancient people and why it is better to come here in September.

Умелых мастеров творенье: бурятское стрелохранилище
Умелых мастеров творенье: бурятское стрелохранилище
© Фото: Первый Байкальский
24 января #религия

Умелых мастеров творенье: бурятское стрелохранилище

Продолжаем знакомить вас с самыми необычными экспонатами Иркутского краеведческого музея. На этот раз рассказываем о бурятском стрелохранилище, которому более 100 лет и которое было неотъемлемым атрибутом… невесты.

С глубокой древности берега Великого Озера населяли буряты, культура которых постепенно впитывала традиции Азии и Европы, обогащая их своими самобытными ценностями. Воистину исключительным вместилищем этих национальных древностей является исторический отдел Иркутского областного краеведческого музея. В 1934 году в фонды музея поступил экспонат, датированный примерно концом XIX – началом XX века, – бурятское стрелохранилище.

Колчан упругих стрел…

Умелых мастеров творенье: бурятское стрелохранилищеОружие, которое использовали буряты, отличалось массой вариаций. Одним из непременных его атрибутов первоначально был деревянный лук, используемый для охоты. Но со временем оттачивалась техника его изготовления, а потребность защищать свои земли превратила лук в мощное боевое оружие. Стрелы лежали в специальных футлярах, но и те и другие могли, в зависимости от ситуации, играть различную роль в жизни бурят, да и отличаться по внешнему виду.

В условиях похода (охота, война) стрелы размещались в обычном колчане общеазиатского типа на деревянной основе. Он назывался hаадаг. Как правило, его делали из бересты, а затем обрамляли кожей или прочной тканью яркого цвета, любовно украшая наружную часть бисером, кораллами, тиснением, металлическими пластинами. 

Колчан имел несколько отделений, границами которых были отрезки толстого, обтянутого красным сукном жгута. В этих секциях находилось до двадцати стрел разных типов и предназначения, лежащих наконечниками вниз, а оперением кверху. Таким образом сохранялись стабилизаторы и достигалась высокая скорость стрельбы, без чего невозможна успешная погоня за добычей и победа над врагом. Колчан у бурят помещался на правом бедре, для чего портупея перекидывалась через левое плечо. Так удобнее было брать из него стрелу правой рукой и поворачивать ее острым концом вперед.

Но, помимо такого походного колчана, использовались и особые стационарные стрелохранилища – хэhэнэг, являющиеся непременным элементом домашнего убранства в каждой юрте. 

Бессменный атрибут обрядовой бурятской утвари

Фото

Невероятно интересна вся обрядовость бурят, но особенно та, которая близка большинству людей – брачная. В мировоззрении бурятского народа с древности побуждением к браку было осознание необходимости продолжения рода, понимание невозможности его прерывания, невероятное уважение к старшим и духам ушедших предков, огонь в очаге которых обязательно нужно сохранить.  

Еще в начале XIX века было принято снаряжать выходящую замуж бурятскую невесту луками и стрелами. Это – отражение традиций древней облавной охоты, где участвовали и девушки. И атрибутом свадебного ритуала и будущей семейной жизни считалось специальное стрелохранилище.

Стрелохранилище представляло собой футляр треугольной формы высотой больше метра, обтянутый телячьей или жеребячьей шкурой с остовом из деревянных перекладин. На лицевой стороне помещали вышивку, железные, покрытые серебром бляхи, мелкие раковины и, чуть ниже половины высоты, – ряд ременных кистей. По бокам прикреплялись 9 узких длинных сыромятных ремней, свисающих до пола. Узоры для украшения вырезались по выкройкам из материи (обычно черной) и пришивались тонким белым шнуром, свитым из белой овечьей шерсти и белого волоса.

Хранитель семейного благополучия

Приданое невесты в разные периоды времени включало тот или иной набор традиционных вещей. И именно такой хэhэнэг – часть приданого невесты, а в дальнейшем – непременная реликвия дома, его святыня и оберег. Стрелы олицетворяли жизненную силу будущих детей новобрачных, и чем полнее и красивее был хэhэнэг, тем больше могло родиться детей, тем выше их достаток.

По приезду невесты в дом жениха хэhэнэг вносили в юрту и ставили у изголовья будущего супружеского ложа. Народное бурятское жилище (юрта) – это не просто место проживания, а выражение полноценного представления бурятами образа Вселенной. В ней ничего не размещалось случайно, наоборот, внутреннее пространство разграничивалось в соответствии с вертикальной и горизонтальной структурой мироздания. Поэтому у супружеского ложа хэhэнэг стоял в течение всей супружеской жизни, как ритуальный предмет, символизирующий пожелание многочисленного потомства.

По брачным обычаям, предводитель свадебного поезда со стороны невесты первым входил в юрту жениха, внося туда стрелохранилище со стрелами. При этом родственники жениха задавали вопрос: «Что вы привезли?» В ответ они получали: «Полный стрел хэhэнэг привезли, полное душ вместилище привезли».

В более позднем варианте свадебного обряда хэhэнэг уже специально не делали, а перед свадьбой выясняли, есть ли в роду у жениха старый хэhэнэг. При наличии такового, со стороны невесты привозили только стрелу для стрелохранилища. Позже про хэhэнэг совсем забыли, а стрелу просто втыкали в столб юрты.

Укладывание в колыбель

С хэhэнэгом был связан один интересный обычай. При рождении ребенка устраивали семейный праздник, который назывался «Улгээдэ оруулха» (укладывание в колыбель). Специально для его проведения кололи тучного бычка или телку и варили мясо. В этот момент повивальная бабка держала в одной руке младенца, а в другой бедренную кость и спрашивала у детей, собравшихся на праздник: «Кого укладывать в колыбель: ребенка или кость?» Дети отвечали: «Ребенка, ребенка, ребенка!» Ребенка укладывали в колыбель, а мясо от бедренной кости делили между ребятами и повивальной бабушкой. Она начисто очищала кость и привязывала ее к одному из ремней хэhэнэга. Кость являлась оберегом от злых духов.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Умелых мастеров творенье: бурятское стрелохранилище

Мы продолжаем знакомить вас с необычными деревнями Байкала. Героем этой статьи станет поселок Качуг. Это место, которое было населено людьми многие тысячи лет назад. Первый Байкальский расскажет, какие следы здесь оставил древний человек и почему сюда лучше приезжать в сентябре.

Умелых мастеров творенье: бурятское стрелохранилище

Национальный костюм — это код для современного человека. Он помогает почувствовать и понять прошлое народа, его традиции и особенности самосознания. Не говоря уже об особой энергетике, которую передает вещь, изготовленная вручную. Первый Байкальский рассказывает об особенностях костюма древних жителей Байкала и как озеро влияло на моду…

Умелых мастеров творенье: бурятское стрелохранилище

Ужин или обед для древних народов Байкала — это не просто прием пищи, а целый обряд со своими правилами и традициями. О том, как приготовить мясо по-тунгусски и как менялись обычаи питания древних людей озера в зависимости от времени года, рассказываем на Первом Байкальском.

Умелых мастеров творенье: бурятское стрелохранилище

Воды единственного на планете озера-моря всегда требовали к себе почтения. Байкал не вписывается в рамки «добрый или злой». Ему безразлична человеческая жизнь, которую он легко забирает в жертву… Именно о такой истории пойдет речь в нашей новой страшилке.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать