«Первый Байкальский» продолжает публиковать статьи о народах, проживающих около Байкала. В этом материале речь пойдет о двух самых редких народах у вод великого озера — тофах (тофаларах) и сойотах.
Оба народа издревле населяют регион Восточного Саяна, проходящего на тысячу километров от Енисея до Байкала. До недавнего времени тофы и сойоты вели кочевой образ жизни и занимались охотой и оленеводством. Помимо общего образа жизни народы объединяло происхождение их языков. Тофаларский и сойотский – очень близкие языки генетически родственных тюркских народов, вместе с тувинским языком они входят в уйгуро-тукюйскую подгруппу уйгуро-огузской группы тюркских языков. Они постоянно были в контакте между собой, поскольку обитали на смежной территории. При этом тофы находились с середины XVII в. под русским влиянием, хотя и продолжали контактировать с соседними бурятами. Сойоты же постоянно контактировали с монголами и бурятами и даже чуть не были ассимилированы ими к концу XX столетия. Языковая же ситуация у тофов и сойотов сложилась разная. Если к моменту перевода в 1930-х. гг. кочевых оленеводов тофов и сойотов на оседлость владение родными языками было повсеместным, то в период оседлой жизни ситуация стала меняться. Тофы в своих поселках оказались расселенными среди русскоязычного населения, а в школе из-за отсутствия письменности на тофаларском языке, до 10 класса учились на русском языке. Это привело к тому, что русский язык стал вытеснять тофаларский даже из среды семейного общения в связи с появлением множества смешанных браков. У сойотов оказалась аналогичная ситуация, но только у них место русского языка занял бурятский. Однако и среди тофов, и среди сойотов сохраняется знание родного языка и культуры, и даже имеются тенденции к национальному возрождению.
Современные тофы являются самым малочисленным тюркоязычным народом России. Их численность не превышает 800 человек. Они живут оседло в трех поселках – Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара на территории Нижнеудинского района Иркутской области.
Самоназвание тофов – тофá, до революции их называли карагасами. В прошлом они жили родовым строем, делясь на пять экзогамных родов – hааш, сары-hааш, чогды, кара-чогды, чептэй. Все кочевья и охотничьи угодья были распределены между родами. Хотя тофы довольно рано, еще в XVII в. были обращены в христианство, они продолжали придерживаться шаманизма.
Будучи аборигенами края, тофы до конца 1920-х гг. вели кочевой охотничье-оленеводческий образ жизни. Основным жилищем у них был конический чум из лиственничных жердей, крытый в теплое время года берестой, а в холодное – покрышками из шкур лосей или изюбрей.
У тофов сохранились некоторые их традиционные занятия: оленеводство, сезонная пушная охота, охота на весенних изюбрей на солонцах с целью добычи пантов, осенняя охота на гонных изюбрей со специальной дудкой-манком, добыча медведей осенью на берлогах, охота на водоплавающую дичь, лов рыбы осенью запрудами во время нереста. От собирательства осталась лишь заготовка осенью кедровых орехов. Многие из этих видов хозяйственной деятельности приняты и местным русским населением, живущим в поселках тофов.
Современные сойоты – один из малочисленных народов России, представители которого компактно проживают на территории Окинского района и немного в Тункинском районе Республики Бурятия Российской Федерации. До 1993 г. они официально не выделялись из числа бурятского населения района. Сойоты, осевшие в Тунке и оставившие оленеводство ввиду отсутствия географических условий для его ведения, стали перенимать у тункинских бурят их хозяйственно-культурный тип и быстро этнически слились с ними. Сойоты-оленеводы переселились в Оку в местность Ильчир на водораздельный горный хребет в верховьях реки Иркут, где были хорошие пастбища с оленьим мхом-ягелем и подходящие условия для охоты. Здесь они продолжали вести свой традиционный охотничье-оленеводческий образ жизни, какой вели и другие соседние с ними саянские охотники-оленеводы – тофы России, уйгуры цаатаны Монголии и тувинцы-тоджинцы.
История сойотов изучена слабо. В научной литературе встречаются лишь отдельные замечания об их происхождении. Высказывались предположения о том, что в их этногенезе принимали участие саянские самодийские племена, явившиеся той основой, на которую впоследствии наложился древний тюркский этнос. Иначе говоря, по своему происхождению сойоты – саянские самодийцы, подвергшиеся тюркизации еще в VII-VIII вв. н.э., а возможно, и ранее.
Как и среди бурят, у сойотов распространен буддизм школы Гелуг и традиционные религиозные представления в виде шаманизма.
И тофы, и сойоты уникальны своим происхождением, культурой и бытом. Кроме того, они живут в районах с первозданной природой – этот горный регион (Тофалария и Окинский район) нередко называют «сибирской Швейцарией». Большую ее часть занимают среднегорные таежные ландшафты, остальная часть территории представляет собой горную тундру, практически непригодную для постоянного проживания людей, с многочисленными хребтами высотой от 1600 до 3491 метров, ущельями, каньонами и гольцовыми террасами. Здесь же находится высочайшая точка Восточной Сибири – гора Мунку-Сардык.
Эти отдаленные и труднодоступные места привлекают наиболее искушенных туристов и путешественников. Путь в Тофаларию возможен только на самолете или вертолете, поскольку дороги отсутствуют, а чтобы приехать в гости к сойотам, необходимо ехать по бездорожью несколько часов.