Пароход «Иннокентий» был спущен на озеро в конце XIX века и стал первым научно-исследовательским судном Байкала. О его младшем «брате» и о том, как судно помогло при строительстве КБЖД, — читайте в нашем материале.
В состав Иркутского областного краеведческого музея входит невероятно интересный отдел – широко известный ледокол «Ангара», который и сам является частью истории Восточной Сибири, в том числе и освоения Байкала. А вот в основной композиции представлены ювелирно сделанные макеты других пароходов, которые можно увидеть теперь только в уменьшенных копиях. Среди них – «Иннокентий», о чьей судьбе и пойдет речь.
История мореплавания по Байкалу – крайне интересная тема, но сейчас речь ни о ней. Биографию «Иннокентия» невозможно представить, обойдя имена отдельных судовладельцев. Ведь они сыграли ведущую роль в поворотах его судьбы.
Хаминов Иван Степанович – иркутский и кяхтинский купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, тайный советник, обладатель многомиллионного состояния, благотворитель. Одним из первых купцов понял выгоду от вложения средств в организацию судоходства по сибирским рекам вообще и Байкалу в частности. С 1862 года был владельцем Байкальского пароходства (пароходств с таким названием было в разное время несколько).
Шишелов Семен Александрович – представитель многочисленного и уважаемого рода купцов судостроителей и пароходовладельцев, один из совладельцев Товарищества Сибирского пароходства (создано в середине 80-х годов XIX века).
Немчинов Яков Андреевич – верхнеудинский и кяхтинский купец первой гильдии, считается примером незаурядного предпринимателя, который из трактирного мальчика «на побегушках» превратился в самого состоятельного человека Сибири середины ХIХ века. Владелец пароходства.
Немчинов Андрей Яковлевич – наследник многомиллионного состояния отца, выкупивший в середине 90-х годов ХIХ века (указывают разные даты – 1894 или 1895 годы) Кяхтинское пароходное товарищество, осуществляющее регулярные рейсы по озеру Байкал.
Коковин Михаил Михайлович – потомственный почетный гражданин, а впоследствии кяхтинский купец первой гильдии, совладелец созданного в 1905 году, совместно с потомственным почетным гражданином Иннокентием Николаевичем Черных, «Товарищества Байкальского пароходства и торговли».
Для своего Байкальского пароходства И.С. Хаминов в 1865 году построил пароход «Иннокентий», названный в честь иркутского Святителя Иннокентия (Кульчицкого).
Пароход, по описаниям, двухтрубный, колесный, в 100 лошадиных сил, был послан в ноябре 1869 года на поиски носимых бурей рыбопромышленных судов, но сам попал в страшный шторм. В результате судно разбило корпус о подводные рифы и погибло. Остатки оказались выброшены на камни возле Ушканьих островов. Членам экипажа (30 человек) «Иннокентия» спастись не удалось.
Мы рассказали о данном корабле неслучайно. Во-первых, из-за традиционности названия может возникнуть элементарная путаница. А, во- вторых, трагедия этого «Иннокентия» могла иметь негативные последствия для экспедиции, участником которой являлся наш «Иннокентий». В результате обмеров дна около Ушканьего архипелага при участии «Иннокентия» второго был сделан вывод, что эти места вполне удобны для прохода кораблей. Но гибель в этом районе хаминовского судна могла поставить под сомнение подобное умозаключение, хотя трагедия корабля и произошла из-за ошибки экипажа и не была связана с рельефом дна.
В ноябре 1886 года на воду был спущен пароход «Иннокентий» – второй винтовой пароход с железным корпусом на Байкале (первым был «Николай»).
Одномачтовый, 26-метровый, имеющий 40 лошадиных сил, «Иннокентий» использовался, в основном, в качестве буксирного парохода. Комфортная перевозка пассажиров на нем была затруднена из-за недостатка имеющихся на судне помещений. Современники рассказывали, что «он не боится никаких бурь даже осенью и, несмотря на свою миниатюрность, тащит и при довольно сильном встречном ветре такие большие байкальские суда с грузом, что просто не хочется верить».
«Иннокентий» входил в состав по тем временам достаточно солидной флотилии (8 пароходов) «Товарищества Сибирского пароходства».
За год до приезда в 1891 году в Иркутск цесаревича Николая хозяева «Иннокентия» обратились с предложением к генерал-губернатору использовать для поездки наследника престола по озеру их корабль, естественно, не только не заговаривая о плате, а утверждая, что почтут за счастье оказать подобную услугу будущему Государю. Но специальная комиссия не сочла судно достойным для приема такого пассажира.
Далее «Иннокентий» перешел в руки А.Я. Немчинова, купившего его, в свою очередь, у владельцев Кяхтинского пароходного товарищества. «Иннокентий» принимал участие в навигациях по Байкалу, но именно Андрей Яковлевич дал кораблю возможность проявить себя, предоставив его с 1897 по 1902 годы для работы в Гидрографической экспедиции Байкальского озера.
После 1905 года «Иннокентий» трудился в составе «Товарищества Байкальского пароходства и торговли», пережил революцию и был частично продан М.М. Коковиным в 1918 году китайскому гражданину, буквально за месяц до национализации.
Обеспечение строительства Кругобайкальской железной дороги потребовало создать современное, а, главное, безопасное судоходство на Байкале. А это, в свою очередь, поставило вопрос о проведении комплексных топографических и гидрографических исследований озера. Проведение работ легло на плечи Морского министерства. Возглавил одну из самых известных за весь период исследования Байкала экспедиций – Гидрографическую – Фёдор Кириллович Дриженко, который и получил в свое распоряжение «Иннокентия».
В то время, несмотря на судоходство по озеру, не существовало точных навигационных карт, лоций, системы метеонаблюдения, водомерных постов. Да что там говорить, маяков и то не было. Работа предстояла огромная. И Ф.К. Дриженко на «Иннокентии» первоначально обошел все озеро и на основе этого составил план основных действий на пять лет. Село Лиственичное (сегодня Листвянка) стало центральной базой экспедиции. Число вольнонаемных рабочих доходило до 75 человек. Их силы, в основном, использовались для «кормежки» «Иннокентия». Дрова заготавливались без остановки. Котел «Иннокентия» казался бездонным. Полного запаса дров еле хватало на два дня.
Но оно того стоило. Фактически «Иннокентий» – это первый научно-исследовательский корабль на Байкале. На нем установили специальные приборы для гидрографических работ, сделали в одном из помещений настоящую фотолабораторию. Например, за навигацию 1900 года он обследовал судовым промером риф у речки Туркулик, провел глубоководные исследования северной половины Малого моря, определил три астрономических пункта.
Он развозил по точкам партии, на которые делились экспедиции, а потом посещал их каждые десять дней. Сложно подсчитать, сколько километров оставил за бортом этот труженик за все годы участия в экспедиции, но в отчетах говорится, что только за навигацию 1901 года «Иннокентий» прошел 18 000 км!