Судьба первого научного судна Байкала
© Фото: Первый Байкальский
27 марта 2019

Судьба первого научного судна Байкала

Пароход «Иннокентий» был спущен на озеро в конце XIX века и стал первым научно-исследовательским судном Байкала. О его младшем «брате» и о том, как судно помогло при строительстве КБЖД, — читайте в нашем материале.

В состав Иркутского областного краеведческого музея входит невероятно интересный отдел – широко известный ледокол «Ангара», который и сам является частью истории Восточной Сибири, в том числе и освоения Байкала. А вот в основной композиции представлены ювелирно сделанные макеты других пароходов, которые можно увидеть теперь только в уменьшенных копиях. Среди них – «Иннокентий», о чьей судьбе и пойдет речь.

Люди и пароходы

Фото

История мореплавания по Байкалу – крайне интересная тема, но сейчас речь ни о ней. Биографию «Иннокентия» невозможно представить, обойдя имена отдельных судовладельцев. Ведь они сыграли ведущую роль в поворотах его судьбы.

Хаминов Иван Степанович – иркутский и кяхтинский купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, тайный советник, обладатель многомиллионного состояния, благотворитель. Одним из первых купцов понял выгоду от вложения средств в организацию судоходства по сибирским рекам вообще и Байкалу в частности. С 1862 года был владельцем Байкальского пароходства (пароходств с таким названием было в разное время несколько).

Шишелов Семен Александрович – представитель многочисленного и уважаемого рода купцов судостроителей и пароходовладельцев, один из совладельцев Товарищества Сибирского пароходства (создано в середине 80-х годов XIX века).

Немчинов Яков Андреевич – верхнеудинский и кяхтинский купец первой гильдии, считается примером незаурядного предпринимателя, который из трактирного мальчика «на побегушках» превратился в самого состоятельного человека Сибири середины ХIХ века. Владелец пароходства.

Немчинов Андрей Яковлевич – наследник многомиллионного состояния отца, выкупивший в середине 90-х годов ХIХ века (указывают разные даты – 1894 или 1895 годы) Кяхтинское пароходное товарищество, осуществляющее регулярные рейсы по озеру Байкал.

Коковин Михаил Михайлович – потомственный почетный гражданин, а впоследствии кяхтинский купец первой гильдии, совладелец созданного в 1905 году, совместно с потомственным почетным гражданином Иннокентием Николаевичем Черных, «Товарищества Байкальского пароходства и торговли».

Трагедия хаминовского «Иннокентия»

Для своего Байкальского пароходства И.С. Хаминов в 1865 году построил пароход «Иннокентий», названный в честь иркутского Святителя Иннокентия (Кульчицкого).

Пароход, по описаниям, двухтрубный, колесный, в 100 лошадиных сил, был послан в ноябре 1869 года на поиски носимых бурей рыбопромышленных судов, но сам попал в страшный шторм. В результате судно разбило корпус о подводные рифы и погибло. Остатки оказались выброшены на камни возле Ушканьих островов. Членам экипажа (30 человек) «Иннокентия» спастись не удалось.

Мы рассказали о данном корабле неслучайно. Во-первых, из-за традиционности названия может возникнуть элементарная путаница. А, во- вторых, трагедия этого «Иннокентия» могла иметь негативные последствия для экспедиции, участником которой являлся наш «Иннокентий». В результате обмеров дна около Ушканьего архипелага при участии «Иннокентия» второго был сделан вывод, что эти места вполне удобны для прохода кораблей. Но гибель в этом районе хаминовского судна могла поставить под сомнение подобное умозаключение, хотя трагедия корабля и произошла из-за ошибки экипажа и не была связана с рельефом дна.

Этапы морского пути «Иннокентия»

В ноябре 1886 года на воду был спущен пароход «Иннокентий» – второй винтовой пароход с железным корпусом на Байкале (первым был «Николай»).

Одномачтовый, 26-метровый, имеющий 40 лошадиных сил, «Иннокентий» использовался, в основном, в качестве буксирного парохода. Комфортная перевозка пассажиров на нем была затруднена из-за недостатка имеющихся на судне помещений. Современники рассказывали, что «он не боится никаких бурь даже осенью и, несмотря на свою миниатюрность, тащит и при довольно сильном встречном ветре такие большие байкальские суда с грузом, что просто не хочется верить».

«Иннокентий» входил в состав по тем временам достаточно солидной флотилии (8 пароходов) «Товарищества Сибирского пароходства».

За год до приезда в 1891 году в Иркутск цесаревича Николая хозяева «Иннокентия» обратились с предложением к генерал-губернатору использовать для поездки наследника престола по озеру их корабль, естественно, не только не заговаривая о плате, а утверждая, что почтут за счастье оказать подобную услугу будущему Государю. Но специальная комиссия не сочла судно достойным для приема такого пассажира.

Далее «Иннокентий» перешел в руки А.Я. Немчинова, купившего его, в свою очередь, у владельцев Кяхтинского пароходного товарищества. «Иннокентий» принимал участие в навигациях по Байкалу, но именно Андрей Яковлевич дал кораблю возможность проявить себя, предоставив его с 1897 по 1902 годы для работы в Гидрографической экспедиции Байкальского озера.

После 1905 года «Иннокентий» трудился в составе «Товарищества Байкальского пароходства и торговли», пережил революцию и был частично продан М.М. Коковиным в 1918 году китайскому гражданину, буквально за месяц до национализации.

Главный помощник при строительстве КБЖД

Обеспечение строительства Кругобайкальской железной дороги потребовало создать современное, а, главное, безопасное судоходство на Байкале. А это, в свою очередь, поставило вопрос о проведении комплексных топографических и гидрографических исследований озера. Проведение работ легло на плечи Морского министерства. Возглавил одну из самых известных за весь период исследования Байкала экспедиций – Гидрографическую – Фёдор Кириллович Дриженко, который и получил в свое распоряжение «Иннокентия».

В то время, несмотря на судоходство по озеру, не существовало точных навигационных карт, лоций, системы метеонаблюдения, водомерных постов. Да что там говорить, маяков и то не было. Работа предстояла огромная. И Ф.К. Дриженко на «Иннокентии» первоначально обошел все озеро и на основе этого составил план основных действий на пять лет. Село Лиственичное (сегодня Листвянка) стало центральной базой экспедиции. Число вольнонаемных рабочих доходило до 75 человек. Их силы, в основном, использовались для «кормежки» «Иннокентия». Дрова заготавливались без остановки. Котел «Иннокентия» казался бездонным. Полного запаса дров еле хватало на два дня.

Но оно того стоило. Фактически «Иннокентий» – это первый научно-исследовательский корабль на Байкале. На нем установили специальные приборы для гидрографических работ, сделали в одном из помещений настоящую фотолабораторию. Например, за навигацию 1900 года он обследовал судовым промером риф у речки Туркулик, провел глубоководные исследования северной половины Малого моря, определил три астрономических пункта.

Он развозил по точкам партии, на которые делились экспедиции, а потом посещал их каждые десять дней. Сложно подсчитать, сколько километров оставил за бортом этот труженик за все годы участия в экспедиции, но в отчетах говорится, что только за навигацию 1901 года «Иннокентий» прошел 18 000 км!

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Судьба первого научного судна Байкала

Знаете ли вы, что автором сразу трех известнейших зданий Иркутска является один и тот же человек? Его зовут Иван Ефимов, именно он спроектировал нархоз, бывший иняз и здание «Востсибугля». Рассказываем о личности архитектора и о том, что он успел построить за недолгие 37 лет жизни. 

Судьба первого научного судна Байкала

Буряты обожают праздновать Новый год и делают это как минимум трижды: в ночь с 31 декабря на 1 января, в Старый Новый год и в Сагаалган, который длится целый месяц. Дата его наступления зависит от лунного календаря, в 2024 году он начнется 10 февраля. О главных традициях – в нашем материале.

Судьба первого научного судна Байкала

В названиях рек, озер и горных вершин Прибайкалья спрятаны скрытые смыслы, которыми их наделяли местные жители. Мы собрали самые удивительные топонимы и подготовили для вас короткий тест. Сможете сопоставить места на Байкале и их дословные названия?

Судьба первого научного судна Байкала

В начале XX века в Иркутске насчитывалось около 15 городских бань – но даже этого населению не хватало. «Первый Байкальский» решил выяснить, сколько часов иркутяне проводили в очереди за паром, где мылся Антон Чехов и какую дореволюционную баню удалось спасти.

Судьба первого научного судна Байкала