Легенда о скале Богатырь уже много веков живет среди народов Байкала. Сюда приносили мальчиков сразу после рождения, веря, что они получат невероятную силу, а сегодня — проводят ритуалы заклинания огня…
Великое озеро скрывает огромное количество загадок и тайн, многие из которых, не сумев понять, человек объяснял, придумывая разные легенды и сказания. О большинстве природных объектов – пещерах, мысах, скалах – сохранила память коренного населения интересные повествования, порой мистические, пугающие.
Посередине западного побережья острова Ольхон, недалеко от поселка Хужир, между двумя мысами – Татайский и Бурхан – разместился каменистый мыс Богатырь, который назывался раньше Огненный.
Он и скала Шаманка, венчающая Бурхан, издавна считаются взаимосвязанными, дополняющими друг друга местами, обладающими Силой.
Если смотреть на мыс под определенным углом, то можно ясно увидеть скалистый утес, напоминающий голову богатыря в шлеме. Поэтому второе имя, Богатырь, дали, скорее всего, пришедшие на берега Байкала русские поселенцы.
В старой легенде говорится, что давным-давно поразила селения Ольхона страшная губительная эпидемия. Как лечить новую болезнь, не знал никто, но самым пугающим ее результатом являлось то, что погибали от неведомого недуга только мужчины, включая мальчиков и стариков. Здоровым и невредимым остался на всю округу только один богатырь. Пришли к нему женщины острова, пали на колени и взмолились, прося заступиться за них перед духами Острова, узнать, чем народ их прогневил и как избавиться от причин злой болезни.
Согласился богатырь помочь островитянам, воззвал к Духам и узнал, что могут они снять заклятье и помириться с людьми, но цену за это попросили воистину убийственную – жизнь просителя. И канул он в пучину Байкала. Но на этом месте появилась скала, похожая на головной убор героя. Стоит он теперь на вечном посту, защищая остров и его обитателей от плохих гостей. И есть у него для этого огненный щит, которым, по мере необходимости, взмахивает богатырь, отправляя в небо огненный столп, за что и называли люди зачастую это место «мыс Огненный».
Из поколения в поколение передавался рассказ, что иногда возникает совершенно внезапно, как из воздуха, перед мысом вертикальная стена яркого пламени, обжечься о которую невозможно. Но является это ограждение препятствием для людей с порочными помыслами.
Где же корни данного повествования?
Подплыли, якобы, еще в конце XVI века к западной кромке Ольхона русские первопроходцы, но причалить и высадиться на берег не смогли. Вырвался из недр Байкала перед ними огненный вихрь, устремился к нему и закрыл чужакам вход на сакральную землю.
Но был это не единичный случай. Таинственные красные всполохи с оранжево-голубыми переливами видели и в последующие столетия, причем люди, далекие от мистики. Один из членов Красноярской этнографической экспедиции, работающей на Байкале в середине 90-х годов прошлого века, так описывал случившееся с ними: явление перед глазами огненного вала околдовывало так, что от него невозможно было оторвать глаз. Люди переставали воспринимать пространство вокруг и течение времени, испытывая какое-то необъяснимое блаженство. Кому-то казалось, что тела, стремясь за таинственным столпом света, летят ввысь вслед за ним.
Утверждают, что неслучайно именно этот мыс так нравился воинам Чингисхана.
Сущность данного аномального явления доподлинно не известна. Может быть, это чарующие миражи, которыми мистический Байкал иногда радует своих гостей. А может, и такой нехарактерный для озера атмосферный феномен, как северное сияние. Вспыхивают же здесь ночью яркие сполохи и возникают многоцветные радуги…
До сих пор для представителей шаманских верований Богатырь обладает невероятным магнетизмом. Шаманы по-прежнему убеждены, что мыс ждет своего хозяина, и того, кого изберет Богатырь, наделят знаниями о таинствах заклинания сил природы – огня, воды, ветра.
Ментально-астральная Сила Богатыря явно олицетворяет мужское начало. И неслучайно до начала ХХ столетия местные жители на ночь вверяли Богатырю младенцев мужского пола, веря, что это даст им силу, здоровье и долголетие. Сюда же своих недавно родившихся наследников приносили и представители высших слоев – вожди и старейшины, надеясь, что здесь их приемники, будущие воины, обретут особую и телесную, и духовную мощь.
И по сей день бурятские шаманы совершают на мысе обряды заклинания природных стихий.