В новой страшилке Байкала рассказываем про самую загадочную скалу озера — ольхонскую Шаманку. Почему она так называется, как скала мстит своим обидчикам и почему вам стоит быть с ней поаккуратнее даже сегодня — в нашем материале.
Много названий на Байкале созвучны почитаемым на этой земле шаманам – Шаман-камень, скала Шаман, пещера Шаманка… О мистической силе Ольхона широко известно, практически все его ландшафтные элементы имеют свои легенды и предания. Самым же таинственным среди них местом является скала, которая в древности именовалась просто Шаман-скала, но сегодня называют ее просто Шаманка.
Все, кто видел это двухвершинное чудо, утверждают, что вид ее завораживает. Опора скалы состоит из белого мрамора, обрамляемого красным лишайником, западный склон демонстрирует коричневую прогалину, напоминающую набросок дракона, да есть еще извилистая Шаманская пещера, насквозь пронзающая основание скалы.
Думали в старые-старые времена люди, что состоит скала из серебра и золота, которое могло бы облегчить нужды островитян. Но не добраться было до сокровищ простому человеку. Охраняла эти несметные богатства злая шаманка. Она никому не давала возможности подойти к скале, опасалась, что от взглядов человеческих уменьшится размер ценностей. И причиняла она поэтому жителям всяческие бедствия и невзгоды. Как только чувствовала шаманка, что подходит человек, то сразу наказывала всех – гремели громы, сверкали молнии, дождь заливал землю, болезни сыпались, как из рваного мешка… И победить шаманку никто не мог.
Захотели все-таки люди от злой шаманки избавиться и позвали на помощь самых сильных и ловких богатырей и охотников. Подготовили богатыри несметное количество стрел, сделали луки из самого крепкого дерева, а чтобы узнать, кому первому вступить в бой, кинули жребий.
Первым вышел против шаманки богатырь Хоридой (в бурятских мифах прародитель хоринских бурят). Прицелился он и выстрелил. Стрела попала прямо в шаманку. Но каково же было удивление Хоридоя, когда шаманка встретила его со стрелой в руках! Вернула старуха стрелу богатырю и приказала никогда больше не возвращаться, а стрелы напрасно не тратить. Ради выгоды стремился Хоридой сразиться с колдуньей, потому и не причинили его стрелы вреда.
Вторым на схватку вышел богатырь Булагат (от Булагата произошло одно из основных бурятских племен). Нацелился он в голову шаманке и выстрелил. Но и его стрела не навредила старухе. Ради славы вызвался помочь людям Булагат, потому и его стрелы оказались бессильны против колдуньи.
Третьим против шаманки отправился охотник Эхирит (родоначальник одного из основных бурятских племен эхиритов). Не было ему равных ни в ловкости, ни в меткости. Знал он, что его стрелы мимо колдуньи не пролетят. Выстрелил охотник, и пронзила стрела грудь старухи. Испугалась старая колдунья и заплакала. Эхирит стал первым, кто коснулся тела шаманки, и за это должна была она Эхирита покарать. Взяла шаманка стрелу Эхирита, сломала пополам и отбросила так далеко, что обломки стрелы свистели в воздухе с утра до самого вечера. Поразился Эхирит силе шаманки и предложил стать его женой. Отказалась старуха и исчезла. Не может стать женой охотнику та, которую охотник убить хотел.
Однако вскоре шаманка снова стала насылать на людей темные силы, которые заставляли греметь громы и отправлять на землю страшные молнии. Но вышел из леса простой охотник и увидел, кто виновник всех бед. Достал охотник лук и выстрелил шаманке прямо в сердце. Пошатнулась колдунья и упала на землю. Справился неизвестный охотник со злодейкой потому, что выпустил стрелу с добрым намерением, ради избавления людей от горя и страданий. И сразу стало спокойно, появилось солнышко, птицы запели, трава зазеленела, рыба заплескалась в реках и озерах, а люди стали жить в мире и спокойствии.
Богатства, охраняемые шаманкой, использовали люди всем во благо, саму ее похоронили, а могилу придавили тяжелым камнем размером со скалу, чтобы больше не смогла она воплотиться на земле. А на скале той написали, что лежит здесь злая шаманка, которая насылала на землю гром и молнии. И про охотника, что избавил народ от жестокой старухи, тоже не забыли написать.
Местные жители почитают это место, где после прихода на Ольхон буддизма скалу Шаманка переименовали в мыс Бурхан. Но, к сожалению, этого нельзя сказать о туристах. Пришлые путешественники зачастую ведут себя крайне неподобающим образом – не проявляют уважения к священному Озеру, оскверняют его берега, разрисовывая скалу различными надписями и раскидывая мусор. Именно такое поведение разгневало Шаманку, и она стала активно показывать свое недовольство. В результате дорога, ведущая к скале, превратилась в крайне опасный путь: с высоты 20–30 метров стали срываться и гибнуть люди, машины, домашний скот.