Благодаря переписке Натальи Дмитриевны Фонвизиной (жены декабриста) с подругами и знакомыми нам достоверно известно, что к 1830-1840 годам в Сибири уже существовал обычай встречать Новый год в семье в ночь с 31 декабря на 1 января. В этот же период елка становится главным действующим лицом праздника.
Во время установки елки и во все последующие дни празднования Нового года очень популярны были гадания, связанные с разного рода приметами.
Считалось, что если 1 января «кто, поскользнувшись, упадет, то в этот год непременно умрет».
По предположениям историков, обычай наряжать елку в Иркутске вошел широкий обиход в 50-х годах XIX столетия. Однако новогодние традиции, связанные с елкой, появились уже в 1830-х годах, а к середине XIX века елку стали ставить от пола до потолка и украшали восковыми свечами, стеклянными шарами и бусами. Иногда игрушки заменялись яблоками и конфетами, тогда устраивались утренники для детворы, где эти прелести можно было сорвать и угоститься. Так чаще наряжали елку на сочельник в домах купцов и чиновников.
Кстати, долгое время елочные украшения и новогодние подарки изготавливались своими руками. Часто игрушки для елки делались съедобными: фигурки из песочного теста, оборачиваемые в цветную фольгу, золоченые орехи, фрукты и т.д. Получается, что несколько веков назад россияне встречали Новый год вполне себе экологично…
В XIX веке в Иркутске проходили декабрьские ярмарки, на которые съезжались не только торговцы со всей Сибири, но и гости из совсем уж дальних стран. Историки отмечают, что иркутские ярмарки часто посещали бухарцы и венгры. И это неслучайно: зимой купить здесь можно было все – от восточного щербета и рахат-лукума до железа.
К Новому году город принято было украшать. Особенно впечатляюще выглядели витрины магазинов центральных иркутских улиц: на Большой (ул. Карла Маркса) и Пестеревской (ул. Урицкого). Так, например, в витрине «Магазина игрушек Кальмеера» однажды была представлена сценка «У Лукоморья дуб зеленый» в полном соответствии с пушкинским первоисточником: дуб, златая цепь, заводной черный кот, страшный Леший, который выглядывал из-за кустов… Не менее эффектно смотрелась витрина магазина детской одежды, где была сделана горка-катушка, а на ней – мальчишки с санками. Рассматривать такие инсталляции можно было с удовольствием: авторы собирали композицию с пристальным вниманием к деталям.
Одним из самых крупных иркутских магазинов в конце XIX века считался «Пассаж» на Пестеревской улице. Здесь кавалеры приобретали в подарок дамам часы, золотые и серебряные изделия. Одежду, ткани, большой выбор мужского и дамского белья, галстуки, батистовые платки, шубы, обувь и большой выбор различных мануфактур предлагал магазин Кальмеера. Специальные зимние подарки появлялись и в магазине «Книжной торговле Синицина», и прежде всего это отрывные календари и настольные календари в виде книжек.
Однако не меньшей популярностью пользовались и подарки, сделанные своими руками: вышитые книжные закладки, диванные подушечки, прочие приятные мелочи.
По воспоминаниям того времени, богатый готовился к празднику как хотел, а бедный – как мог. Но праздник должен был состояться. В святочные вечера нужно было помолиться в храме, посетить с подарками так называемые богоугодные заведения – приюты и больницы, отнести передачу в тюремный острог.
На Рождество и Новый год иркутяне отправляли друг другу открытки. Поздравляли с двумя праздниками одновременно, причем Новый год писали с маленькой буквы (до революции более важным оставалось Рождество). Большинство открыток до середины XX века издавались в Москве. Их печатали в цвете, потом пересылали в Иркутск, а здесь открытки перепечатывали как обычные фотографии – так открытки становились черно-белыми.
Одна из новогодних традиций – хождение по гостям, обязательно с подарками, в праздничном наряде. Если вы посещали кого-то с визитом, а к вам не приходили, то в следующий раз визит не наносился: гости должны были быть «взаимными». Отгоститься нужно было обязательно.
В XIX веке на рождественский ужин гостей приглашали только в столовую, в остальные комнаты заходить было нельзя.
Этикет запрещал даже врача встречать в личных комнатах, если человек был на ногах. В гости можно было прийти в любое время. Естественно, заранее об этом договаривались. Могли пригласить к обеду, после обеда – на чай, а следом – на званый ужин.
«В Иркутске, как и во всей Руси, существует обычай – встречать новый год в кругу родных и самых близких знакомых. Только бездомные скитальцы, приезжающие сюда искать “почестей или денег”, волей-неволей встречают новый год где-нибудь в маскараде, или просто в своей квартире. Но и эти люди, оторванные от семей и родины, стараются приютиться накануне нового года в каком-нибудь семейном доме…» – рассказывал некто Z в новогодней статье 1863 года.
Многие обеспеченные иркутяне любили посещать в новогодние дни рестораны, где можно было посидеть веселой шумной компанией и отведать изысканные блюда. К примеру, ресторан Деко (сегодня в этом здании находится ювелирный магазин «Алмаз») в конце XIX века предлагал такое новогоднее меню высокой кухни: суп-томат Консоме по-тифю; роне соте; навага фри; филе минион; шарлот деопом, а также свежая спаржа и блины.
Тем не менее домашние застолья все равно оставались главным событием праздника.
Иркутянин средней руки накрывал на новогодний стол не менее 30 блюд и обязательно подавал гуся – главное новогоднее блюдо.
В меню значились окорок или буженина. Еще к столу подавали холодные закуски: фаршированную рыбу, курицу и поросенка. Особым деликатесом была «золотая рыбка»: копченая рыбка в банке. Кстати, все рыбные консервы полагалось ставить на стол в банках, не перекладывая на тарелки. А вот главным новогодним напитком было совсем не шампанское, а кагор и мадера. Ну и, конечно, водка, которую принято было подкрашивать и «отдушивать» голубикой, мятой, лимоном, брусникой.
Свежие фрукты на рождественский стол до постройки железной дороги стоили очень дорого. Потому, как правило, были только засахаренные или замороженные, а также в виде варенья. Особенно популярными были ранетки. С осени иркутяне собирали их, вязали по десять штук и засахаривали.
Иркутянки всегда взыскательно относились к внешнему виду. Даже в конце XIX века они были одеты по последней парижской моде. Праздничные платья дополняли прически, сооруженные при помощи куафюрных дел мастеров. Наряжались обычно для того, чтобы блеснуть на балу, коих в Иркутске в праздничные дни устраивалось множество – как взрослые, так и детские.
Например, в зале Общественного собрания (сегодня там расположена Иркутская областная филармония) устраивалась рождественская гранд-елка с танцами, подарками и угощением. Здесь танцевали вальсы и кадриль, получали подарки и угощения – совсем как на елках XXI века!
Традиционной популярностью пользовались благотворительные елки, где проводились лотереи-аллегри, базары-маскарады. Доход от этих праздников шел в помощь культурным, социальным и образовательным учреждениям, а также беднейшим жителям Иркутска.
В помещении Городской управы устраивались елки для детей беднейших жителей города. А самыми блестящими и дорогими приемами в конце XIX века славился дом миллионера П.А. Сиверса, который он устраивал на Тихвинской площади (сквер Кирова). Здесь присутствовало только избранное общество: генерал-губернатор и штабные офицеры в полной униформе, нарядные дамы. На балконе зала для танцев располагался полковой оркестр, а у фонтана в большом зимнем саду, освещенном гигантскими китайскими фонарями, весь вечер играл городской струнный оркестр.
Устраивал свою елку-прием и генерал-губернатор.
Купец Второв придумал для Иркутска «Ситцевый бал».
Он устраивал его в здании Общественного собрания. Ситцевый бал представлял собой традиционный новогодний маскарад, а на деле был грамотно продуманной маркетинговой компанией. Так Второв прямо посреди зимы повышал спрос на ситец – традиционный летний товар. Незадолго до Нового года в городе появлялись второвские афиши: кто сошьет к новогоднему маскараду самый красивый наряд из ситца – тот получит приз!
Любимым местом уличных развлечений для молодых иркутян был каток на Тихвинской площади. Дважды в неделю здесь играл оркестр, часто устраивались фейерверки и иллюминация. Вход на каток был не бесплатный: абонемент на весь сезон стоил 3 рубля для учащихся и 6 рублей для всех остальных. Кроме катка на площади строили ледяные горки, устанавливали качели и карусели. Устраивались и традиционные народные праздничные развлечения: молодые парни влезали на столб за призами (главными из которых были часы или гармонь). Бродячие кукольники показывали спектакли. Особым развлечением был настоящий африканский зверинец Сутормина, в котором были представлены несколько видов попугаев, обезьян, аллигатор, два дикобраза и хоботовый медведь. Зверинец приезжал в Иркутск как раз к Новому году.
А вот елку – главный символ Нового года – в XIX веке в Иркутске не принято было ставить на улице. Первая уличная новогодняя елка появилась здесь только в начале 70-х годов XX века на площади Кирова.