«Последняя свадьба»: почему древние народы Байкала  не уважали старость…
© Фото: Первый Байкальский
12 декабря #традиции

«Последняя свадьба»: почему древние народы Байкала не уважали старость…

Оказывается, не всегда пожилые люди пользовались заботой и уважением своих родственников и соплеменников. Старуху, обреченную умереть с голоду, чтобы она не была обузой для племени, в последний раз кормили самыми лучшими кушаньями и одевали в белые одежды, как на свадьбе…

Изменение общественного сознания – процесс коренной ломки мировоззрения человеческого сообщества. Происходит он по объективным причинам, как правило, меняя идеологические установки предыдущей эпохи. И современному человеку вряд ли возможно спокойно представить себе практику отношения к пожилым людям в древности, да и в более позднее время тоже.

«Посадить отца на салазки»

Пожилые люди пользовались заботой и уважением своих родственников и соплеменников не всегда. К сожалению, длительное время они считались обузой для своей семьи, причем столь тяжелой, что вопрос решался кардинально – умерщвлением предков. В Древней Греции их сбрасывали со скалы. В Исландии вплоть до Средневековья стариков обрекали на смерть от голода. В Японии аж до XIX века бедняки избавлялись от самых старых своих членов, уводя их в горы и оставляя без поддержки и продуктов.

Такая же варварская традиция существовала в дохристианской Руси, где было правило устранения людей, которые не могли сами позаботиться о себе. Стариков либо заводили далеко в лес и оставляли на съедение диким животным или на голодную смерть, либо держали взаперти в пустой холодной хате до наступления смертного часа, либо опускали в пустую яму в амбаре или гумне, либо топили в водоеме.

Иногда, чтобы «облегчить» предсмертные муки, старика убивали, ударив молотом по голове.

В русской лексике присутствовали выражения «пора на лубок» или «сажать на салазки». На санках пожилого человека привозили к глубокому оврагу, сажали на луб (пласт слоя коры дерева) и сталкивали в ущелье.

Естественно, все это делалось не из-за пристрастия древних славян к жестокости. Подобные обычаи носили ритуальный характер и определялись мировоззренческими факторами.

Отношение к предкам в древности у коренных жителей Прибайкалья

Традиции отношения к старикам практически повторялись и у народов, живущих по берегам Байкала.

Якуты, перед тем как отвезти своих родителей на санях в безлюдное место, одевали на них новые одежды из белых оленьих шкур, а например, про старуху, обреченную на подобную смерть, говорили, что ее повезут на свадьбу, и в последний раз кормили самыми лучшими кушаньями.

Монголы вообще демонстрировали страшную процедуру – закапывание стариков в землю. В их речи существовали пословицы типа «внук задушит», «зловещий старик тот, который увидит своих правнучат». И такие методы сохранялись до XVIII века.

У бурят существовала церемония Хэрмэн зэгэтэ-аба. Когда человек достигал 70-летнего возраста, он переступал определенный рубеж. Для старика проводили застолье, где внук клал в рот деду кусок бараньего жира в виде ленты и заталкивал его внутрь с помощью длинной кости. Как правило, от этой процедуры человек умирал.

Историки, занимающиеся этнографией, считают, что ритуал убийства стариков объясняется не только сложными условиями жизни, но и религиозными культами, отмечая в этом элементы жертвоприношения. Люди верили, что если человек умирает от болезни, то его пожирает злой дух, в которого после смерти и превращается сам умерший. Он может вредить живым сородичам, следовательно, старику надо помочь умереть, и тогда его дух будет всячески поддерживать родных.

Большинство якутских стариков вполне осознанно позволяло себя убить. Они знали, что их дети не хотят, чтобы родителей съедали «абасы», то есть черти. Широко известна ругательная фраза в адрес сына, допустившего своего отца умереть естественною смертью, записанная одним исследователем в конце XIX века: «Черный пес, позволивший черту съесть своего отца!».

Подлинность подобного отношения к старикам подтверждают и байкальские легенды.

Легенда о Золотой Чаше

В одной глухой якутской тайге рассказывают удивительную легенду о далеком море Баягале (Байкале), о злом и жестоком царе и золотой чаше. В этой легенде сообщается о том, на дне моря Баягал обитала очень красивая женщина, и в руках у нее была золотая чаша. Жестокий и алчный царь очень захотел завладеть красавицей и ее золотой чашей. Он стал посылать туда смелых юношей из своего народа, но назад никто так и не вернулся.

В то же время в царстве существовал обычай, по которому стариков преклонного возраста необходимо было умерщвлять. Но нашелся один юноша, сильно любивший своего отца, который нарушил этот жестокий обычай. Он спрятал своего слепого отца. Когда же пришла очередь юноши нырять в море за золотой чашей, отец поведал ему о том, что на самом деле красавица с чашей обитает не на морском дне, а находятся над ним на высокой горе, отражаясь в водах моря Баягал. Тогда юноша забрался на эту гору и доставил царю красавицу и чашу. После этого жестокий царь исчез бесследно. Обычай убивать стариков был отменен.

Подобную легенду можно также услышать и у местных байкальских жителей – бурят.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
«Последняя свадьба»: почему древние народы Байкала  не уважали старость…

В конце прошлого года документальный канал RТД (Russia Today Documentary) выпустил фильм «Как стать шаманом». Первый Байкальский публикует видео для своих читателей.

«Последняя свадьба»: почему древние народы Байкала  не уважали старость…

Профессор Иркутского государственного университета доктор биологических наук Федор Эдуардович Реймерс всю свою жизнь занимался физиологией растений. Начинал он простым учителем, а впоследствии стал директором Сибирского института физиологии и биохимии растений и член-корреспондентом АН СССР.

«Последняя свадьба»: почему древние народы Байкала  не уважали старость…

На дворе святочные дни — время жечь свечи и вопрошать дух Гоголя о насущном. Пер-вый Байкальский рассказывает, каким был ритуал гадания на Байкале пару веков назад.

«Последняя свадьба»: почему древние народы Байкала  не уважали старость…

Предновогодняя суета, казалось бы, не меняется из года в год: нарядить елку, подготовить все к празднику, который придет в полночь, под бой курантов загадывать заветные желания; шампанское, конфетти, бенгальские огни... Привычные нам радостные хлопоты. Но интересно — а как встречали Новый год иркутяне сто с лишним лет назад? Какие традиции с тех пор сохранились, а какие утрачены?

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать