Среди тех, кто проживает на Байкале, есть два славянских народа, которые внесли в изучение и освоение Сибири огромный вклад - это поляки и белорусы. "Первый Байкальский" расскажет о том, как эти люди попали на Байкал и при чем здесь Черский.
Поляки и белорусы осваивали Сибирь вместе с русскими. Даже в описании отряда Ермака упоминаается о «литве», что подразумевает участие в походе белорусов и, возможно, поляков. Дело в том, что «литвой» и «литвинами» называли жителей Великого княжества Литовского, в котором большинство населения составляли предки современных белорусов. До сих пор некоторые белорусы называют себя литвинами. В то же время само Великое княжество Литовское было вместе с Королевством Польским частью Речи Посполитой – огромного государства, в котором проживали, помимо белорусов, поляки, украинцы, литовцы, евреи, немцы и другие народы.
Пленные и перебежчики из Речи Посполитой участвовали в походах Московского царства на Восток, но, даже осев в Сибири, они не создавали диаспор. Лишь после разделов Речи Посполитой, когда поляки и белорусы стали подданными Российской империи, поток переселенцев увеличился.
Впрочем, чаще всего поляки и белорусы переселялись не по своей воле. Многочисленные волнения и восстания с требованием автономии или независимости Речи Посполитой жестоко подавлялись, а их участников отправляли в Сибирь. Причем невольные сибиряки отличались неспокойным нравом и бунтовали уже на новом месте. Например, участники польского восстания 1863-1864 выступили 24 июня 1866 года на Южной оконечности Байкала, вблизи поселка Култук.
Многие бывшие повстанцы остепенялись и становились крестьянами, ремесленниками, купцами и… учеными. Многие поляки и белорусы, принимавшие участие в восстаниях, были студентами и людьми с образованием, а Сибирь тем временем оставалась диким краем, требовавшим изучения. Таким исследователем стал Ян Черский, которого между собой не могут «поделить» польская и белорусская общины Иркутска. Существует даже организация, носящая его имя – «Иркутское Товарищество Белорусской Культуры им. Яна Черского»
Сам себя он называл литвином, то есть белорусом, говорил и писал на белорусском языке, но участвовал в польском восстании, был католиком по вероисповеданию и польским патриотом. Как такое возможно? Дело в том, что в то время этнические границы были достаточно размыты, особенно на территории современной Беларуси, поэтому Ян Станислав Францишек Черски (Jan Stanisław Franciszek Czerski) мог быть также известен как Иван Дементьевич Черский или Ян Дамінікавіч Чэрскі. Гораздо важнее то, что он сделал для исследования Сибири и Байкала. «Первый Байкальский» уже писал о его главных открытиях.
Со временем бывшие повстанцы построили в Иркутске католическую церковь – костел. С тех пор этот город у Байкала – опора католицизма в Северо-Восточной Азии и столица крупнейшей по территории католической епархии в мире, епархии Святого Иосифа. Поляки и сейчас являются заметной частью католической общины Прибайкалья.
Белорусов, которые переселялись в Сибирь по своей воле, называли «самоходами». Они, в отличие от поляков, были в основной своей массе православными и крестьянского происхождения. Чаще они основывали деревни на необжитых местах вдали от других поселений и поэтому до сих пор сохранили некоторые свои обычаи и особенности.
У белорусов есть своя «образцовая» деревня – это Тургеневка, основанная в 1909 году. Здесь есть свой историко-этнографический музей, хор и детская фольклорная студия. Однако это не просто туристический центр, а место притяжения для белорусов Прибайкалья, здесь чтят и хранят обычаи и традиции предков.
В Тургеневке, как и во многих местах проживания потомков белорусских переселенцев, сохранились достаточно стойкие традиции декоративно-прикладного искусства, привнесенные из мест выхода их предков. Прежде всего, это орнаментальные мотивы вышивки на полотенцах, рушниках, рубахах и сарафанах.
Кроме того, здесь сохранились кулинарные традиции белорусов. Блюда из картофеля всегда занимали ключевое место в рационе белорусов. Главным среди них по праву считаются драники. Среди мясной пищи были наиболее распространены блюда из свинины.
Деревня отличается от русских и бурятских поселений и своим видом: здесь широкие улицы, и в каждом дворе можно увидеть рябину – символ семьи, а также многочисленные подсолнухи. Интересно, что местные белорусы – родом из Западного Полесья, граничащего с Польшей. Посмотреть Тургеневку можно по дороге на Байкал, если вы едете на Малое море. Пропустить ее невозможно, указатель на русском и белорусском подскажет, где свернуть.
В ходе реформ Столыпина «самоходами» стали и поляки. В 1910 году ими была основана деревня Вершина (Wierszyna), которая является туристической достопримечательностью Иркутской области. В деревне сохранился самобытный уклад, обычаи, кухня и даже говор польской деревни начала ХХ века, однако нахождение в Сибири также отразилось на культуре местных поляков. В деревне есть свой костел и музей. Довольно часто сюда приезжают туристы из Польши, чтобы посмотреть на своих соотечественников в далекой Сибири. Вершина находится в 135 километрах к северу от Иркутска, и туда можно добраться на рейсовом автобусе.
Вне зависимости от того, кем вы считаете Яна Черского, стоит побывать и в Вершине, и в Тургеневке, и, разумеется, на Байкале.