Август — значимый месяц в истории железнодорожного дела Прибайкалья. Празднование 4 августа Дня железнодорожника дополняется еще одной интересной датой. 16 августа 1898 года в столицу Восточной Сибири прибыл первый поезд…
Начало строительства Транссибирской магистрали стало воистину эпохальным событием для Российской империи. После подписания императором Александром III личного распоряжения, в котором цесаревичу Николаю было поручено объявить о строительстве железной дороги, 19 мая 1891 года наследник престола участвовал во Владивостоке в торжественной закладке Уссурийского рельсового пути.
Но пройдет ли железная дорога именно через Иркутск, долго не знали. Точная информация появилась всего за год до этого знаменательного события. Дело в том, что в планах строительства Транссиба были и другие варианты. И тогда у иркутян возникла необычная идея. Они решили «надавить» на власти и начали независимо от их решения возводить здание вокзала. Это противоречило всем традициям, так как, по правилам, сначала укладывали рельсы, а уже потом принимались строить вспомогательные помещения.
Тем не менее к 1898 году одноэтажное здание площадью всего в 466 квадратных метров было возведено. Его архитектором стал Лев Мациевич.
Авантюра инженера Попова
Нестандартно развивались события и со строительством первого железнодорожного моста через Иркут, который затруднял работу строителей, затапливая в половодье Московский тракт, близлежащие населенные пункты и сдерживал доставку необходимых материалов и грузов в город.
Сооружение же Транссиба велось ускоренными темпами, а быстро привезти с Урала специальные металлические его составляющие не было возможности. И тогда инженер Владимир Попов предложил крайне необычный и рискованный вариант – сооружение деревянного моста на лиственничных сваях.
За отсутствием иной реальной альтернативы в январе 1897 года приступили к сооружению подобного путепровода. Работа осложнялась тем, что предстояло отсыпать грунтом значительные площади для прокладки подъездных путей в низменных, затопляемых половодьями территориях Ангарской заводи.
Мост был готов только за неделю до прибытия первого поезда. Был он в тот момент однопутный, четырехпролетный, при длине 110 саженей, и высоте от горизонта воды 5,5 сажени (1 сажень = 2,13 м.).
5 августа на двух локомотивах проводилось испытание нового сооружения на прочность. По мосту взад и вперед пропустили состав из 20 платформ, груженных рельсами.
Существует распространенная легенда, что инженер Попов ехал на пробном локомотиве, сжимая в руке револьвер. А когда у него поинтересовались предназначением оружия, он заметил, что застрелился бы при неудаче испытания моста.
Первый поезд ожидали с нетерпением, хотя и обычные городские обыватели испытывали страх перед столь непривычным видом транспорта.
По информации местных газет, городские власти расклеили по городу 280 объявлений, в которых обратились к жителям с просьбой украсить свои дома.
В особенности выделялся пестротой флагов понтонный мост имени цесаревича Николая через Ангару. Всеобщему обозрению была представлена переброшенная через железнодорожное полотно и красивая арка, построенная на средства города. Ее декорировали флагами, еловыми ветками, гербами и щитом наверху с надписью «Привет от Иркутска!».
В праздничное убранство «одели» и небольшой вокзал. Во избежание беспорядков к нему допускали публику только по билетам.
Первый поезд шел со стороны Красноярска. Паровоз, который вез поезд, был сделан на Невском заводе Петрограда. Пройдя через украшенную цветами арку, в 12:30 под крики «Ура!» поезд прибыл на перрон Иркутска-Пассажирского.
Военный оркестр заиграл торжественный марш, и под восторженные возгласы публики из вагона вышли почетные гости, которых приветствовал иркутский голова, поднося на серебряном подносе хлеб-соль. Высокопреосвященный Тихон с высшим духовенством совершили молебен, по окончании которого начали салют из орудий.
У «высокого начальства» праздник продолжился прямо на платформе, где сервировали стол на 200 человек. В меню – консоме (бульон), пирожки, уха, расстегаи, байкальские осетры под майонезом, жаркое из дичи, индейки и цыпленка.
А на станции Иннокентьевская был приготовлен обед для рабочих. Все, конечно, было куда скромнее, но 700 приглашенных человек получили водку, бутылку пива, щи, кашу и говядину.
Празднества в городе продолжались два дня.
Вечером 16 августа сам железнодорожный вокзал и ряд домов в городе были роскошно иллюминированы, а для всеобщего увеселения запустили фейерверк.
Паровоз серии А № 2, полноценный участник торжественного события, на следующий день был выставлен на всеобщее обозрение.
Газеты восторженно писали: «Свершилось!.. Сегодня свисток паровоза впервые огласил наши окрестные горы, степи и леса, еще почти не тронутые культурой. Идея о стальном поясе, соединяющем два океана, Великий и Атлантический, еще не так давно казалась несбыточной мечтой, а теперь... будет свершившимся фактом... Старая Сибирь осталась позади: впереди перед нами встает что-то новое...»