Первый железнодорожный гудок Байкала
© Фото: Первый Байкальский
16 августа 2019

Первый железнодорожный гудок Байкала

Август — значимый месяц в истории железнодорожного дела Прибайкалья. Празднование 4 августа Дня железнодорожника дополняется еще одной интересной датой. 16 августа 1898 года в столицу Восточной Сибири прибыл первый поезд…

Место встречи – вокзал

Фото

Начало строительства Транссибирской магистрали стало воистину эпохальным событием для Российской империи. После подписания императором Александром III личного распоряжения, в котором цесаревичу Николаю было поручено объявить о строительстве железной дороги, 19 мая 1891 года наследник престола участвовал во Владивостоке в торжественной закладке Уссурийского рельсового пути.

Но пройдет ли железная дорога именно через Иркутск, долго не знали. Точная информация появилась всего за год до этого знаменательного события. Дело в том, что в планах строительства Транссиба были и другие варианты. И тогда у иркутян возникла необычная идея. Они решили «надавить» на власти и начали независимо от их решения возводить здание вокзала. Это противоречило всем традициям, так как, по правилам, сначала укладывали рельсы, а уже потом принимались строить вспомогательные помещения.

Тем не менее к 1898 году одноэтажное здание площадью всего в 466 квадратных метров было возведено. Его архитектором стал Лев Мациевич.

Авантюра инженера Попова

Нестандартно развивались события и со строительством первого железнодорожного моста через Иркут, который затруднял работу строителей, затапливая в половодье Московский тракт, близлежащие населенные пункты и сдерживал доставку необходимых материалов и грузов в город.

Сооружение же Транссиба велось ускоренными темпами, а быстро привезти с Урала специальные металлические его составляющие не было возможности. И тогда инженер Владимир Попов предложил крайне необычный и рискованный вариант – сооружение деревянного моста на лиственничных сваях.

За отсутствием иной реальной альтернативы в январе 1897 года приступили к сооружению подобного путепровода. Работа осложнялась тем, что предстояло отсыпать грунтом значительные площади для прокладки подъездных путей в низменных, затопляемых половодьями территориях Ангарской заводи.

Мост был готов только за неделю до прибытия первого поезда. Был он в тот момент однопутный, четырехпролетный, при длине 110 саженей, и высоте от горизонта воды 5,5 сажени (1 сажень = 2,13 м.).

5 августа на двух локомотивах проводилось испытание нового сооружения на прочность. По мосту взад и вперед пропустили состав из 20 платформ, груженных рельсами.

Существует распространенная легенда, что инженер Попов ехал на пробном локомотиве, сжимая в руке револьвер. А когда у него поинтересовались предназначением оружия, он заметил, что застрелился бы при неудаче испытания моста. 

Как готовился город к встрече первого поезда

Первый железнодорожный гудок БайкалаПервый поезд ожидали с нетерпением, хотя и обычные городские обыватели испытывали страх перед столь непривычным видом транспорта.

По информации местных газет, городские власти расклеили по городу 280 объявлений, в которых обратились к жителям с просьбой украсить свои дома.

В особенности выделялся пестротой флагов понтонный мост имени цесаревича Николая через Ангару. Всеобщему обозрению была представлена переброшенная через железнодорожное полотно и красивая арка, построенная на средства города. Ее декорировали флагами, еловыми ветками, гербами и щитом наверху с надписью «Привет от Иркутска!».

В праздничное убранство «одели» и небольшой вокзал. Во избежание беспорядков к нему допускали публику только по билетам.

Первый поезд шел со стороны Красноярска. Паровоз, который вез поезд, был сделан на Невском заводе Петрограда. Пройдя через украшенную цветами арку, в 12:30 под крики «Ура!» поезд прибыл на перрон Иркутска-Пассажирского.

Военный оркестр заиграл торжественный марш, и под восторженные возгласы публики из вагона вышли почетные гости, которых приветствовал иркутский голова, поднося на серебряном подносе хлеб-соль. Высокопреосвященный Тихон с высшим духовенством совершили молебен, по окончании которого начали салют из орудий.

У «высокого начальства» праздник продолжился прямо на платформе, где сервировали стол на 200 человек. В меню – консоме (бульон), пирожки, уха, расстегаи, байкальские осетры под майонезом, жаркое из дичи, индейки и цыпленка.

А на станции Иннокентьевская был приготовлен обед для рабочих. Все, конечно, было куда скромнее, но 700 приглашенных человек получили водку, бутылку пива, щи, кашу и говядину.

Празднества в городе продолжались два дня.

Вечером 16 августа сам железнодорожный вокзал и ряд домов в городе были роскошно иллюминированы, а для всеобщего увеселения запустили фейерверк.

Паровоз серии А № 2, полноценный участник торжественного события, на следующий день был выставлен на всеобщее обозрение.

Газеты восторженно писали: «Свершилось!.. Сегодня свисток паровоза впервые огласил наши окрестные горы, степи и леса, еще почти не тронутые культурой. Идея о стальном поясе, соединяющем два океана, Великий и Атлантический, еще не так давно казалась несбыточной мечтой, а теперь... будет свершившимся фактом... Старая Сибирь осталась позади: впереди перед нами встает что-то новое...»

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Первый железнодорожный гудок Байкала

Знаете ли вы, что автором сразу трех известнейших зданий Иркутска является один и тот же человек? Его зовут Иван Ефимов, именно он спроектировал нархоз, бывший иняз и здание «Востсибугля». Рассказываем о личности архитектора и о том, что он успел построить за недолгие 37 лет жизни. 

Первый железнодорожный гудок Байкала

Буряты обожают праздновать Новый год и делают это как минимум трижды: в ночь с 31 декабря на 1 января, в Старый Новый год и в Сагаалган, который длится целый месяц. Дата его наступления зависит от лунного календаря, в 2024 году он начнется 10 февраля. О главных традициях – в нашем материале.

Первый железнодорожный гудок Байкала

В названиях рек, озер и горных вершин Прибайкалья спрятаны скрытые смыслы, которыми их наделяли местные жители. Мы собрали самые удивительные топонимы и подготовили для вас короткий тест. Сможете сопоставить места на Байкале и их дословные названия?

Первый железнодорожный гудок Байкала

В начале XX века в Иркутске насчитывалось около 15 городских бань – но даже этого населению не хватало. «Первый Байкальский» решил выяснить, сколько часов иркутяне проводили в очереди за паром, где мылся Антон Чехов и какую дореволюционную баню удалось спасти.

Первый железнодорожный гудок Байкала