Первый железнодорожный гудок Байкала
© Фото: Первый Байкальский
16 августа 2019

Первый железнодорожный гудок Байкала

Август — значимый месяц в истории железнодорожного дела Прибайкалья. Празднование 4 августа Дня железнодорожника дополняется еще одной интересной датой. 16 августа 1898 года в столицу Восточной Сибири прибыл первый поезд…

Место встречи – вокзал

Фото

Начало строительства Транссибирской магистрали стало воистину эпохальным событием для Российской империи. После подписания императором Александром III личного распоряжения, в котором цесаревичу Николаю было поручено объявить о строительстве железной дороги, 19 мая 1891 года наследник престола участвовал во Владивостоке в торжественной закладке Уссурийского рельсового пути.

Но пройдет ли железная дорога именно через Иркутск, долго не знали. Точная информация появилась всего за год до этого знаменательного события. Дело в том, что в планах строительства Транссиба были и другие варианты. И тогда у иркутян возникла необычная идея. Они решили «надавить» на власти и начали независимо от их решения возводить здание вокзала. Это противоречило всем традициям, так как, по правилам, сначала укладывали рельсы, а уже потом принимались строить вспомогательные помещения.

Тем не менее к 1898 году одноэтажное здание площадью всего в 466 квадратных метров было возведено. Его архитектором стал Лев Мациевич.

Авантюра инженера Попова

Нестандартно развивались события и со строительством первого железнодорожного моста через Иркут, который затруднял работу строителей, затапливая в половодье Московский тракт, близлежащие населенные пункты и сдерживал доставку необходимых материалов и грузов в город.

Сооружение же Транссиба велось ускоренными темпами, а быстро привезти с Урала специальные металлические его составляющие не было возможности. И тогда инженер Владимир Попов предложил крайне необычный и рискованный вариант – сооружение деревянного моста на лиственничных сваях.

За отсутствием иной реальной альтернативы в январе 1897 года приступили к сооружению подобного путепровода. Работа осложнялась тем, что предстояло отсыпать грунтом значительные площади для прокладки подъездных путей в низменных, затопляемых половодьями территориях Ангарской заводи.

Мост был готов только за неделю до прибытия первого поезда. Был он в тот момент однопутный, четырехпролетный, при длине 110 саженей, и высоте от горизонта воды 5,5 сажени (1 сажень = 2,13 м.).

5 августа на двух локомотивах проводилось испытание нового сооружения на прочность. По мосту взад и вперед пропустили состав из 20 платформ, груженных рельсами.

Существует распространенная легенда, что инженер Попов ехал на пробном локомотиве, сжимая в руке револьвер. А когда у него поинтересовались предназначением оружия, он заметил, что застрелился бы при неудаче испытания моста. 

Как готовился город к встрече первого поезда

Первый железнодорожный гудок БайкалаПервый поезд ожидали с нетерпением, хотя и обычные городские обыватели испытывали страх перед столь непривычным видом транспорта.

По информации местных газет, городские власти расклеили по городу 280 объявлений, в которых обратились к жителям с просьбой украсить свои дома.

В особенности выделялся пестротой флагов понтонный мост имени цесаревича Николая через Ангару. Всеобщему обозрению была представлена переброшенная через железнодорожное полотно и красивая арка, построенная на средства города. Ее декорировали флагами, еловыми ветками, гербами и щитом наверху с надписью «Привет от Иркутска!».

В праздничное убранство «одели» и небольшой вокзал. Во избежание беспорядков к нему допускали публику только по билетам.

Первый поезд шел со стороны Красноярска. Паровоз, который вез поезд, был сделан на Невском заводе Петрограда. Пройдя через украшенную цветами арку, в 12:30 под крики «Ура!» поезд прибыл на перрон Иркутска-Пассажирского.

Военный оркестр заиграл торжественный марш, и под восторженные возгласы публики из вагона вышли почетные гости, которых приветствовал иркутский голова, поднося на серебряном подносе хлеб-соль. Высокопреосвященный Тихон с высшим духовенством совершили молебен, по окончании которого начали салют из орудий.

У «высокого начальства» праздник продолжился прямо на платформе, где сервировали стол на 200 человек. В меню – консоме (бульон), пирожки, уха, расстегаи, байкальские осетры под майонезом, жаркое из дичи, индейки и цыпленка.

А на станции Иннокентьевская был приготовлен обед для рабочих. Все, конечно, было куда скромнее, но 700 приглашенных человек получили водку, бутылку пива, щи, кашу и говядину.

Празднества в городе продолжались два дня.

Вечером 16 августа сам железнодорожный вокзал и ряд домов в городе были роскошно иллюминированы, а для всеобщего увеселения запустили фейерверк.

Паровоз серии А № 2, полноценный участник торжественного события, на следующий день был выставлен на всеобщее обозрение.

Газеты восторженно писали: «Свершилось!.. Сегодня свисток паровоза впервые огласил наши окрестные горы, степи и леса, еще почти не тронутые культурой. Идея о стальном поясе, соединяющем два океана, Великий и Атлантический, еще не так давно казалась несбыточной мечтой, а теперь... будет свершившимся фактом... Старая Сибирь осталась позади: впереди перед нами встает что-то новое...»

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Первый железнодорожный гудок Байкала

Собрали самые знаменитые здания с часами и выяснили, как они работают. Объясняем, где в Иркутске находятся Биг-Бен, у какого механизма есть подогрев и какая стрелка часов весит 30 килограммов.

Первый железнодорожный гудок Байкала

Гастрономические традиции сибиряков могут удивить даже искушенного гурмана. Рассказываем, где в пирог кладут рыбу с чешуей, какой аналог суши придумали на Байкале и какую закуску любой якут сможет приготовить за 5 минут.

Первый железнодорожный гудок Байкала

Иркутск постоянно преображается. Его архитектура бережно адаптируется под современные реалии не только благодаря властям, но и бизнесу. Один из последних примеров – здание «Востсибугля». Оказывается, после реконструкции здесь появится еще один этаж. Мы решили разобраться, насколько подобная практика свойственна для города.

Первый железнодорожный гудок Байкала

Авторы проекта «Энергия преобразований» отыскали потомков создателя Курбатовских бань и поговорили с ними

Первый железнодорожный гудок Байкала