Мы много писали о том, что культура мясоедения лежит в основе кухни эвенков. Несмотря на это, овощи, ягоды и травы, конечно же, были огромной частью рациона древних жителей Байкала.
1 октября считается Всемирным днем вегетарианства, который дает старт так называемому «месяцу вегетарианской осознанности», завершающемуся Международным днем вегана 1 ноября. 16 октября также отмечается День хлеба.
Мы не будем рассуждать о том, насколько полезно или нет вегетарианство или употребление хлебобулочных изделий. Но что действительно интересно, так это посмотреть на опыт предшествующих поколений, особенно тех, кто изначально живет в гармонии с природой. Поэтому праздники октября – хороший предлог познакомиться с интересными страничками пищевой культуры коренных народов Прибайкалья – эвенков (тунгусов).
В кулинарии существует понятие «сезонные продукты». Естественно, эвенки понятия не имели о подобных тонкостях, но в весенне-летний сезон активно употребляли разнообразную растительную пищу, которую щедро предоставляла прибайкальская тайга. Кое-что запасали, какие-то природные продукты старались употреблять круглый год. Причем нам и сегодня есть чему у них поучиться, попытавшись воспроизвести их «лесные» рецепты во время путешествий на природу.
Эвенки очень хорошо знали полезные свойства растений.
Они жевали душистую хвою лиственницы, добавляли в рыбный бульон внутренний слой от ее чурки, понимая, что в хвое лиственницы содержится большое количество витамина С, спасающего от цинги.
Шел в пищу и борщевик – широко распространенная высокая трава с пустотелым стеблем, который, после очищения от наружной оболочки, сочный и пахнущий огурцом, можно было с удовольствием съесть.
Нравились появляющиеся весной молодые побеги сосны и ее вкусные почки, богатые витаминами А, Д, К, Р, Е, В2, С.
Весной же собирали березовый сок, в котором было до двух процентов сахара, соли калия, кальция. Сок был достаточно многофункционален: его пили свежим или кипятили, а затем добавляли в чай.
«Собирание» чая – это настоящее таежное искусство. Для него сушили листья брусники, смородины, корень шиповника, молодые листья тальника, ивы... «Шел в дело» и березовый гриб – чага.
Кедровые орехи снабжали эвенков полезными жирами, крахмалами, белками, органическими кислотами, минеральными солями, витаминами… Первые, мягонькие «молочные» орехи ели прямо со скорлупой. Любили печь их в золе, затем, перетертые, заливали кипятком, и получившаяся «каша» прекрасно дополняла рацион.
По берегам рек искали дикий лук, который набирали целыми мешками, сушили, вручную превращали в порошок и ссыпали в берестяные туеса. Пользовалась популярностью и черемша, сочетающая свойства лука и чеснока.
Ягоды-дикоросы – землянику, малину, красную смородину, клюкву, бруснику – ели свежими и сырыми, предпочитая запивать чаем. Лакомством считалась размятая голубика, залитая оленьим молоком.
Впрок, на зиму, из ягод запасали только сушеную черемуху, муку-порошок из которой использовали для приготовления лепешек.
Вряд ли можно согласиться, что с мукой эвенки познакомились в результате общения с русскими первопроходцами-казаками и поселенцами. Следует сразу уточнить, что мукой мы называем не только перемолотые злаковые, но и корневища растений. Дело в том, что издавна у тунгусов встречались слова бурдук и талган. Этнографы утверждают, что бурдук – это мука из зерен и корневищ, талган – мука крупного помола из обжаренных и перемолотых зерен.
Но первоначально зерновая мука использовалась не совсем привычно – из нее делали похлебку или жарили с жиром. Выпекали в золе и пресные лепешки – колобо.
Причем зерно изначально заменяла сарана – лилия кудреватая. Естественно, в пищу шли не цветы, а клубни, содержащие много крахмала. При этом была одна тонкость. Использовать можно было только клубни желтого цвета, так как белые считались ядовитыми. Клубни либо сушили, перетирали в муку и стряпали из них лепешки, либо просто отваривали и ели.
А вот чего точно до прихода русских не знали эвенки – это дрожжевого хлеба в нашем современном понимании. Существует даже легенда о том, что, когда они разгромили первый отряд русских, их круглый хлеб им очень не понравился. Попробовав, его сразу же выплевывали обратно. Пытались кормить хлебом собак. Те, понюхав, отходили в сторону. Но если собака не ест, то, значит, человеку подавно нельзя есть, считали тогда охотники. И круглые булки, оставшиеся после гибели казаков, эвенки использовали в качестве мишеней для стрельбы из луков. Булки пускали вниз с горки и стреляли по катящимся целям.
И даже когда научились готовить хлеб, пекли его только на один день. Специалисты пишут, что больше – исключительно для охотников, покидающих дом на несколько дней без женщины. «Если на охоту шли с женщиной, то брали с собой муку, из которой она на стоянках ежедневно пекла свежий хлеб».
Для ее изготовления необходим, помимо всех ингредиентов, затухающий костер.
В прохладную воду всыпать соль, соду, муку, замешать тесто. Тщательно его размять. По консистенции тесто должно быть крутое, как для лапши.
Раскатать лепешку круглой формы, проткнуть вилкой или острием ножа, подсыпать мукой, чтобы поверхность была сухая.
Придать теплой золе плоскую круглую форму, чуть прихлопнув ее ладонью. На золу выложить тесто, сверху покрыть слоем теплой золы, засыпать углями. В конце поставить лепешку на ребро и, подперев ее палочкой, допечь у костра до получения хрустящей коричневой корочки.