The Science about the Stars: Astronomy at Baikal
The Science about the Stars: Astronomy at Baikal
© Photo: Key To Baikal
June, 28

The Science about the Stars: Astronomy at Baikal

People have been interested in the starry sky since ancient times. For some it was a beautiful sight, for others it was a mystery, but there were also those who tried to understand and study the celestial bodies. “Key to Baikal” will tell you about astronomy on Lake Baikal.

It is highly likely that the first curious people of this kind were shamans who were able to determine time intervals, predict upcoming changes of seasons and do many other things just with the help of a pole stuck in the ground. Priests were doing these things in ancient civilizations. Only during the Renaissance, the paths of astronomy and astrology diverged, and the first of them became a science.

No highly developed civilization formed around Baikal, but the people who lived there were interested in the sky. The folklore of local peoples has astronomical motifs; there are also cave paintings depicting the sun. The most important thing is that the sky itself was worshiped as the god called Tengri for a long time.

The First Observatory

Astronomy as a science came to Baikal only in XX century. The first observatory in Irkutsk was built in 1910. It was added to the building of the East Siberian Department of the Imperial Russian Geographical Society. Now this building belongs to the Museum of Local History.

This observatory was rather a place for education, not science. There were demonstrations of objects of the starry sky and popular scientific lectures on astronomy. During the first 15 years of the observatory’s existence, it was visited by about 20 thousand people! It turns out that every fourth resident of Irkutsk of that time looked into a telescope.

The life of the observatory was not peaceful. During the civil war it was almost destroyed. In one of the battles of December of 1917, the observatory was at the very epicenter of events, and its telescope was damaged. However, its optical part and the clock mechanism remained intact, and after repair it was available to many people again. In the late twenties, the observatory was transferred to the Irkutsk University.

Latitude Observatory and Sun Service

There were no latitude observatories on a lonf distance - from Central Asia to the Pacific Ocean. These are necessary, so that to know the exact value of the Y-coordinate of the instantaneous position of the Earth's pole. The constant movement of the rotation axis of the Earth in the body of the planet leads to a shift in its poles. As a result, the grid of geographic coordinates constantly shifts along the surface of the Earth, and the latitude of each point on the Earth’s surface undergoes continuous changes.

The knowledge of the exact value of the geographic latitude of the reference points uniformly distributed in longitude has both fundamental and applied importance for determining universal time, conducting geodetic works, etc.

Exactly for this purpose the second observatory was built in 1931. Initially, it was used only for research purposes. Over time, its second task became to observe the sun: scientific workers made sketches of spots and faculae on this star. In 1941, the observatory even became a part of the USSR Sun Service. That was the name of a network of observatories specializing in the study of various manifestations of solar activity.

Since 1948, the Irkutsk Observatory has begun to record the exact moments of the meridian passage of the stars and determine the time corrections caused by the uneven rotation of the Earth. These observations began to be used in the derivation of the consolidated moments of the rhythmic signals of the Central Research Bureau (CRB) of the unified Time Service of the USSR.

Baikal Expeditions and Telescopic Paradise

The astronomical observatory organized a series of expeditions to the northern Baikal to study the phenomenon of mesospheric clouds in 1970s and 1980s. They are also called “silver” or “nocturnal luminous” clouds: these are highly rarefied clouds that are visible in deep twilight. Their appearance resembles the northern lights, so these phenomena are often confused.

As a result of the expeditions, scientists obtained experimental the material that was included in the catalogs of the appearance of luminous clouds over the territory of the USSR. This pretty rare phenomenon can still be observed on Lake Baikal.

Фото

Meanwhile, scientists continued to study the sun at Baikal. The Institute of Terrestrial Magnetism, Ionosphere and Radio Wave Propagation (now known as the Institute of Solar-Terrestrial Physics), established in 1960, was actively expanding the network of observatories.

In 1980, the Baikal Astrophysical Observatory was built in the village of Listvyanka, on the very coast of the sacred lake. The place was chosen purposefully: special astroclimatic characteristics are observed there. The local anticyclone and the vast water area of ​​the lake stabilize the air environment and enable the observatory to work in the most efficient way.

 “Badary” radio astrophysical observatory and its main instrument, the Siberian solar radio telescope, were also commissioned in 1980s. The device is included in the list of unique systems of Russia and is visited by astronomers from different parts of the world. It has 256 antennae with the diameter of 2.5 meters each.

The radio astronomy observatory “Badary” is located nearby: it doesn’t study the Sun, instead, it has practical value. It helps to monitor space ships, support the GLONASS global navigation system and many things more.

The radio telescope with a diameter of 32 meters impresses us with its size and ability to move around its axis at a high speed.

The sky above Baikal is no less interesting than the ancient lake itself: this fact is confirmed by science!

Tell friends
Related articles
The Science about the Stars: Astronomy at Baikal

The waters of the only sea lake on the planet have always required respectful attitude. Baikal does not fit into the framework of being “good or bad”. It is just indifferent to human lives and can easily take them away as a sacrifice…We will tell you a story about this in our new horror article.

The Science about the Stars: Astronomy at Baikal

Our section “The Lives of Great People of Baikal” tells about the people indissolubly tied to the history of Baikal and the entire region. This time we will talk about the native of Irkutsk whose name is undeservedly forgotten today... We are speaking about Anton Losev, an architect, a surveyor, a geographer and a map-maker of Lake Baikal.

The Science about the Stars: Astronomy at Baikal

Buryat shamanists sincerely believe that the world is inhabited by various entities possessing supernatural abilities. These spirits are influencing the lives of people, so you must definitely have proper skills of communicating with them...

The Science about the Stars: Astronomy at Baikal

August is an important month in the history of the railways in the Baikal region. The celebration of the Railway Workers' Day on August 4 is supplemented by another interesting date. On August 16, 1898, the first train arrived in the capital of Eastern Siberia...

Наука о звездах: астрономия на Байкале
© Фото: Первый Байкальский
28 июня

Наука о звездах: астрономия на Байкале

С древнейших времен человека интересовало звездное небо. Для кого-то оно было красивым зрелищем, для кого-то — мистической загадкой, но были и те, кто пытался понять и изучить небесные тела. «Первый Байкальский» расскажет про астрономию на Байкале.

Скорее всего, первыми среди таких людей были шаманы, которые с помощью воткнутой в землю палки смогли определять временные промежутки, предсказывать скорую смену времени года и многое другое. В древних цивилизациях этим стали заниматься жрецы. Лишь во времена Ренессанса пути астрономии и астрологии разошлись, и первая стала наукой.

Вокруг Байкала не сложилась своя высокоразвитая цивилизация, однако люди, жившие здесь, интересовались небом. В фольклоре местных народов имеются астрономические мотивы, а также есть наскальные рисунки, изображающие солнце. Самым важным является то, что долгое время самому небу поклонялись, как богу Тенгри.

Первая обсерватория

Астрономия как наука пришла на Байкал только в XX веке. В 1910 году была построена первая обсерватория в Иркутске. Ее встроили в здание Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Сейчас это здание принадлежит краеведческому музею.

Эта обсерватория была скорее местом просветительским, а не научным. Здесь проводились демонстрации объектов звездного неба и научно-популярные лекции об астрономии. За первые 15 лет своего существования обсерваторию посетило около 20 тысяч человек! Получается, что каждый четвертый житель Иркутска того времени заглядывал в телескоп.

Жизнь обсерватории не была безмятежной. Во время гражданской войны она чуть не погибла. В одном из декабрьских боев 1917 года обсерватория оказалась в самом эпицентре событий, и ее телескоп был поврежден. Но оптическая часть и часовой механизм остались невредимы, и после ремонта еще много глаз смогли в него заглянуть. В конце двадцатых годов обсерваторию передали Иркутскому университету.

Широтная обсерватория и Служба Солнца

На огромном расстоянии – от Средней Азии до Тихого океана – не было широтных обсерваторий. Они необходимы для того, чтобы знать точное значение Y-координаты мгновенного положения полюса Земли. Постоянное движение оси вращения Земли в теле планеты приводит к смещению ее полюсов. В результате этого сетка географических координат постоянно «ползает» по поверхности Земли, и широта каждой точки земной поверхности испытывает непрерывные изменения.

Знание точного значения географической широты опорных точек, равномерно распределенных по долготе, имеет как фундаментальное, так и прикладное значение для определения всемирного времени, геодезических работ и т. д.

Именно с этой целью в 1931 году была построена вторая обсерватория. Первоначально она использовалась только в исследовательских целях. Со временем ее второй задачей стало наблюдение за солнцем: производились зарисовки пятен и факелов на этой звезде. В 1941 году обсерватория даже вошла в состав Службы Солнца СССР. Так называли сеть обсерваторий, специализирующихся на изучении самых различных проявлений солнечной активности.

С 1948 года в Иркутской обсерватории стали фиксировать точные моменты кульминации звезд и определять поправки времени, порождаемые неравномерностью вращения Земли. Эти наблюдения стали использоваться при выводе сводных моментов ритмических сигналов Центрального научно-исследовательского бюро (ЦНИБ) единой службы времени СССР.

Байкальские экспедиции и телескопический рай

Астрономическая обсерватория в 70-е и 80-е годы XX века организовала ряд экспедиций на северный Байкал для изучения феномена мезосферных облаков. Их также называют серебристыми или ночными светящимися облаками – это видимые в глубоких сумерках сильно разреженные облака. По своему виду они напоминают северное сияние, и эти явления часто путают.

В результате экспедиций был получен экспериментальный материал, вошедший в каталоги появлений серебристых облаков над территорией СССР. Это довольно редкое явление можно и сейчас увидеть на Байкале.

Фото

В это время на Байкале продолжают изучать Солнце. Созданный в 1960 году Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (известный сейчас как Институт солнечно-земной физики) активно расширяет сеть обсерваторий.

В 1980 году в поселке Листвянка, у самого берега священного озера была построена Байкальская астрофизическая обсерватория. Место было выбрано неслучайно – здесь наблюдаются особые астроклиматические характеристики. Локальный антициклон и огромная акватория озера стабилизируют воздушную среду и позволяют обсерватории работать максимально эффективно.

В 80-х годах была введена в эксплуатацию радиоастрофизическая обсерватория «Бадары» и ее основной инструмент – сибирский солнечный радиотелескоп. Этот инструмент включен в перечень уникальных установок России и посещается астрономами из разных уголков мира. Он представляет собой 256 антенн диаметром 2,5 метра.

Неподалеку располагается радиоастрономическая обсерватория «Бадары», которая изучает не Солнце, а имеет прикладное значение. С ее помощью наблюдают за космическими аппаратами, осуществляют поддержку глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и многое другое.

Радиотелескоп диаметром 32 метра поражает своим размером и возможностью двигаться вокруг своей оси с высокой скоростью.

Небо вокруг Байкала не менее интересно, чем само древнее озеро, – это научный факт!

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Наука о звездах: астрономия на Байкале

В конце прошлого года документальный канал RТД (Russia Today Documentary) выпустил фильм «Как стать шаманом». Первый Байкальский публикует видео для своих читателей.

Наука о звездах: астрономия на Байкале

Профессор Иркутского государственного университета доктор биологических наук Федор Эдуардович Реймерс всю свою жизнь занимался физиологией растений. Начинал он простым учителем, а впоследствии стал директором Сибирского института физиологии и биохимии растений и член-корреспондентом АН СССР.

Наука о звездах: астрономия на Байкале

На дворе святочные дни — время жечь свечи и вопрошать дух Гоголя о насущном. Пер-вый Байкальский рассказывает, каким был ритуал гадания на Байкале пару веков назад.

Наука о звездах: астрономия на Байкале

Предновогодняя суета, казалось бы, не меняется из года в год: нарядить елку, подготовить все к празднику, который придет в полночь, под бой курантов загадывать заветные желания; шампанское, конфетти, бенгальские огни... Привычные нам радостные хлопоты. Но интересно — а как встречали Новый год иркутяне сто с лишним лет назад? Какие традиции с тех пор сохранились, а какие утрачены?

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать