Качество седла и украшения на скакуне служили отличительным признаком состоятельности человека.
Самым старым найденным в Прибайкалье стоянкам людей около 25 тысяч лет. Были это предки живших здесь впоследствии племен или нет — неизвестно. Ученые до сих пор спорят: кто был коренным населением Восточной Сибири?
Тем не менее, мы можем рассмотреть особенности некоторых народностей, живущих или когда-то живших вблизи озера Байкал.
На VI-X вв пришелся расцвет культуры курыкан в Прибайкалье. Расселившись от Тункинской до Баргузинской долины, союз курыканских племен вел полуоседлый и кочевой образ жизни. Основным занятием было скотоводство: разводили коз, верблюдов и коней. Курыкане занимались также земледелием, распахивая пашни, и кузнечным делом, изготавливая оружие, предметы быта и орудия труда. Культурный уровень народа был весьма высок: развивались искусство, письменность, присутствовали сложные религиозные культы. Закат культуры пришелся на X век, когда в Прибайкалье пришли монгольские племена. Часть курыкан под давлением ушла на Север, а другая смешалась с монголами и стала прародителями бурят.
Буряты – одна из самых многочисленных народностей, населяющих Сибирь. Основой их хозяйства раньше было кочевое скотоводство, которое давало пищу, одежду и войлок для постройки жилищ. Буряты разводили овец, коз, верблюдов, лошадей. Земледелие было слабо развито, но с приходом русских они стали заниматься им гораздо больше, переняв у новых соседей плуг и другие орудия. Мужчины ходили на рыбалку и охоту: зимой охотились на белку, соболя, лисицу, выдру, а летом – на изюбра.
Кузнецы изготавливали разные предметы из металла. Профессия эта была наследственной, нередко кузнецы одновременно являлись шаманами.
Лошади занимали особое место в жизни бурят, потому что считались чистыми животными. В хозяйстве они использовались не только как транспорт. Продукты коневодства широко применяли в быту: конина считалась самым вкусным блюдом, волос шел на изготовление веревок и сетей, из кожи шили обувь.
Качество седла и украшения на скакуне служили отличительным признаком состоятельности человека.
Основу традиционного бурятского жилья, юрты, составляли легко перевозимые решетчатые стенки, которые покрывали войлоком и обвязывали веревками. Вход в юрту всегда был с юга. Внутри жилище делилось на две половины: западная – мужская, а восточная – женская. В центре располагался очаг.
В наши дни буряты живут в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае и других регионах России, а также в Монголии и Китае. Их численность – около 690 тысяч человек.
При смешении аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами Забайкалья сложилась народность эвенков. Племена расселялись по берегам Байкала, Ангары и Лены, затем ушли дальше. Сегодня эвенки живут на территории от Енисея до Амура.
Этнографы прозвали эвенков таежными цыганами за кочевой образ жизни: они много перемещаются по тайге в поисках новых мест для охоты, перевозя на оленях легкие жилища (чумы) и все имущество.
Эвенки издревле занимались охотой, рыболовством и скотоводством. Три основных типа (по виду занятий): охотники “ламучены”, оленеводы “орочены” и коневоды “хамниганы”. Оленеводство, так или иначе, было развито во всех общинах. Олень для эвенка – не просто домашнее животное, а символ благополучия и достатка семьи, основное средство передвижения и источник пропитания. Старая эвенкийская пословица гласит: эвенки живы, пока живы олени.
Огромное значение имеют различные культы, к почитанию которых эвенков приучают с детства. К примеру, культ медведя, хозяина тайги, обязывает каждого охотника убивать лишь строго определенное число медведей – иначе охотник может вскоре погибнуть.
Сегодня насчитывается около 77 тысяч эвенков, живущих в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае и других местах.
На территории от Нижнеудинского района до северо-восточного склона Восточных Саян живет небольшой полукочевой народ – тофалары. Их традиционными занятиями были и остаются охота и кочевое оленеводство. Это искусные охотники и следопыты, которые в разные сезоны охотятся на лося, марала, косулю, соболя, бобра, лисицу, росомаху и других таежных зверей.
Вплоть до середины XX века у тофаларов сохранился родовой уклад. В общественной жизни большое значение имели ежегодные декабрьские собрания всех родов, сугланы, для избрания мужчин на должности и решения важных вопросов.
Тофалары – один из самых малочисленных народов России. Сейчас их всего около 800 человек.