Из каменного века пришло предание о бездонности Байкала, к которому присоединилось и представление о подземном слиянии Байкала с Северным Ледовитым океаном…
Наши предки пытались найти место этой темной пучины. Парадоксально, но указывали на него абсолютно правильно – около острова Ольхон, там, где сейчас выявлена самая глубокая точка озера.
Грозная природа Байкала с его неожиданными разрушительными ветрами и бурями не могла не вызывать страх у прародителей современных якутов и бурят, которые выработали определенную систему воззрений, объясняющую таинства, творящиеся в его бездне.
Собирательную картину происходящего можно представить на основе старинного якутского героического эпоса Олонхо, бурятских легенд, китайских летописей и поэм. Основные идеи всех этих рассказов зародились еще в эпоху курыкан (исчезнувшая племенная общность народа, живущая в Прибайкалье, упоминаемая в древнетюркских надписях VII – VIII веков).
Враги украли у древнего якутского богатыря Юрюнг Уолана невесту, на поиски которой без раздумий отправился смелый воин. Верный конь привез его на западное побережье таежного моря Муус Кудулу Байгала (Ледяного Байкала).
Долго стоял юноша на краю высокой каменной пропасти, обрывающейся в ревущую черную бездну воды, и смотрел на противоположный берег, где раскинулась страшная земля – обиталище злых сил, которая скрывала его возлюбленную. Это было чудовищное место. Луга с мертвой травой, леса с поваленным бурей сухостоем, свирепые ветры, легко ломающие вековые лиственницы, жестокий град с невероятных размеров камнями, летящими на землю. А еще восемь камней, воющих как волки, девять пестрых гор, ревущих, как свирепые тигры, лягушки размером с кобылицу, муравьи – с двухгодовалого теленка, жуки – с быка, а в лесных дебрях попадаются навстречу призраки. Среди них и три прекрасные девушки: оборотни, злые духи, угощение из рук которых ни за что нельзя принимать.
Но путь в эту жуткую потустороннюю страну лежит через еще более гибельное место, где:
На далеком другом берегу
Моря льдистого
Муус-Кудулу…
Там выбрасывает прибой
Убитых богатырей.
Там на отмель выносит волна
Растерзанных женщин тела.
Там качает зыбь, как шугу,
Мертвых девушек молодых.
Там на глыбах валяются ледяных
Трупы юношей удалых.
Не знал отважный якутский воин, что такую же особенность Муус Кудулу Байгала подметили и бурятские шаманы, которые, почтительно обращаясь к хозяину озера, спрашивали у духа:
Раз ты морем стал,
Зачем прячешь в себе
Но Великий Байкал был хранилищем душ умерших соплеменников. Их тела приносили сами сородичи хозяину воды, выполняя обряд жертвоприношения. Сначала покойников помещали в деревянный ящик, потом укладывали его в ящик железный, который обшивали кожей быка. Только после этого жертву Байкалу бросали в его пучины. И происходило все это более тысячи лет назад.
Остров Ольхон был центром курыканской культуры. Именно на этой сакральной земле возвели предки народов Прибайкалья свои поселения, крепости и могильники. Здесь соорудили они свои святые места.
И провал в подземно-подводное царство мертвых располагался тоже здесь, на самом большом острове великого озера-моря. У входа в это царство стоял охранник – исполинский ужасный великан с обликом дракона, на голове которого росли острые рога. Именно он, изогнув свое гигантское тело в девять колен, вытянутыми окровавленными руками загонял в преисподнюю души умерших. «Душа, вернись, вернись, душа! Не опускайся и в Столицу мрака. Там изгибается Ту-бо девятью изгибами. Острей его рога всего на свете. Его спина толста, и пальцы в крови, и за людьми гоняться любит он». (Цюй Юань, стихотворение «Призывание души»)
Нестабильность, связанная с жизнью вблизи Байкала, «развивала» фантазию предков коренных народов его побережья, придумывающих, а затем истово верящих, и в проход в царство мертвых, и в чудовищного водного дракона Лусуд-хана, и во множество водных зловредных духов-существ.
Добрым божествам воды (Ухан-хатам) противостояли восточные злые и кровавые и тэнгэрины, даже имена которых приводили прежних бурят в ужас.
Во время штормов и бурь вспененная вода, поднимавшая взвесь со дна, могла приобретать красноватый мутный цвет, который, скорее всего, и спровоцировал появление мысли о кровяных злых хатах, которые и создавали большие несчастья, приводящие к серьезному урону прибрежного рыбацкого хозяйства и человеческим жертвам. Хатам служили и иные, недоброжелательно относившиеся к людям, водные духи.
Например, коварный Ухан-эжин. Это злобное существо не только могло выходить из воды на сушу, но и приобретать вид человека или животного. Самыми пакостными были многочисленные водяные духи (ухани бохолдой), которых иногда называют водяными чертями, старающиеся утопить человека, зачастую – сбив его туманом с пути. Ухани бохолдой становятся души утопленников, и они, естественно, стремятся пополнить свои ряды за счет новых жертв. Синие пятна на теле утопленников буряты объясняют действиями этих духов. Они, мешая человеку спастись и выбраться из воды, хватают его руками, сжимают и тянут на дно.
У бурят довольно длительное время существовало убеждение, что люди, утонувшие в природном водоеме, должны остаться там и жить в виде водяных духов.