«Машина времени» на берегах Байкала: археология озера

«Машина времени» на берегах Байкала: археология озера

© Фото: Первый Байкальский
15 августа отмечается неофициальный профессиональный праздник людей очень интересной, но сложной профессии — археологов. Первый Байкальский рассказывает о самых интересных и загадочных арехологических находках, сделанных на озере...

Археология – это одна из исторических дисциплин, помогающая изучать наше прошлое по вещественным источникам. И неслучайно эту уникальную науку зачастую называют оригинальной «машиной времени», благодаря которой можно «погрузиться» в давно минувшие времена человечества, узнать, например, как жили предки сибиряков на берегах Байкала.

Первые шаги археологии на Байкале

Внимание к разного рода древним «диковинам» было стимулировано указаниями императора Петра I «всякую старую вещь беречь» и «всему курьезному чертеж делать».

Иркутск и побережье Байкала в XVIII веке однозначно лежали на пути всех государевых людей, занимающихся исследованием далеких сибирских и дальневосточных земель ради использования их потенциала в усилении мощи российского государства. Это могли быть и военные, и землемеры, и ботаники, и геодезисты…. Естественно, их находки носили случайный характер, а интерес к необычным артефактам был связан с элементарным человеческим любопытством, а не научными целями.

Осознанная деятельность в сфере археологии, а если точнее, первые шаги в этой области на Байкале, связаны с именем Якова Ивановича (Якоба Иоганна) Линденау. Швед по национальности, путешественник, геодезист и этнограф, участник Второй Камчатской экспедиции дал описание различных местностей Восточной Сибири, и в Приольхонье обнаружил древние фортификационные сооружения. Он сумел сравнить их с аналогичными постройками, которые встречал на севере Якутии, и это сопоставление позволило ему сделать вывод о том, что в этом районе, до переселения на среднюю Лену, располагались предки якутов. 

Следующая «знаковая» фигура – Матвей Матвеевич Геденштром, исследователь сибирского севера, руководитель экспедиции по съемке и исследованию Новосибирских островов, автор прекрасных «Отрывков о Сибири», изданных в Санкт-Петербурге в 1830 году. В них он и описал найденные им во время поездок по Байкалу множество «разноликих отдельных предметов и сооружений – творений рук древних обитателей побережий озера».

Зарождение научной археологии Прибайкалья

Создание ВСОИРГО однозначно открыло уже научную страницу в истории изучения байкальских древностей. Серьезный импульс этому процессу придали, волею властей оказавшиеся в Иркутске, участники польского восстания 1863 года, активно сотрудничавшие с Географическим обществом. Энергично занимаясь исследованиями Байкала вообще, они, «попутно», увеличили и знания в области археологии Прибайкалья. В частности, И. Д. Черский параллельно с реализацией геологических целей на озере составил опись найденных каменных стен (городищ) в районе Приольхонья.

ВСОИРГО располагало реальными финансовыми средствами для организации научных экспедиций. Одна из них, в 1881 году, благодаря изысканиям Н.Н. Агапитова, который являлся преподавателем Иркутской учительской семинарии и одновременно был одним из руководителей ВСОИРГО, обнаружила и сделала достоянием науки известнейшие и сегодня легендарные наскальные рисунки в бухтах Саган-Заба и Ая. Одновременно провели и первые раскопки древних могильников на Байкале.

Серьезные находки в конце XIX века были сделаны и в Иркутске (открыта первая в России стоянка эпохи палеолита в 1871 году), и в его окрестностях (1880 год – неолитический некрополь в устье реки Китой). Публиковались на рубеже XIX-XX веков и специальные издания ВСОИРГО, посвященные собственно археологическим ценностям Прибайкалья.

Современные археологи полагают, что рождение собственно реальной научной байкальской археологии состоялось в 1912-1913 годах. Именно тогда сотрудник знаменитой Петербургской Кунсткамеры Бернгард Эдуардович Петри (известный этнограф, антрополог, археолог) провел первую археологическую разведку на Малом море. Следует отметить, что берега Байкала около острова Ольхон, особенно в юго-западной части, являются воистину археологическими «угодьями». И здесь, в бухте Улан-Хада, на уходящем в Малое море мысе Улан, Петри осуществил первые раскопки многослойного поселения, которое на несколько десятков лет стало базовым объектом по изучению древней истории Прибайкалья.

«Золотая эпоха» байкальской археологии

«Машина времени» на берегах Байкала: археология озераСегодня 1959 год называют «золотой эпохой» археологии Байкала. В это время возникла угроза затопления прибрежной полосы озера из-за строительства Иркутской ГЭС, что стимулировало организацию нескольких специализированных археологических экспедиций.

К этому времени, несмотря на падение активности археологической деятельности из-за гибели Б.Э. Петри и его учеников во время репрессий, было обследовано практически все побережье Байкала, выявлено более сотни археологических местоположений – стоянки древнего человека, могильники, пещерные объекты…

 В 1959 году самые значительные работы проводились на территории Приольхонья, юго-западном побережье Байкала и в дельте реки Селенги. В результате берега Куркутского и Мухурского заливов, бухты Итырхей и Улан-Хада, мысы Шибэтэ, Улан и Улярба открыли поисковикам многочисленные могильники эпохи неолита, каменные оборонительные стены, сторожевые вышки. Данные находки получили общенаучное значение.

На берегах Байкала работали и работают отряды различных научных организаций, в том числе и западных, которые проводят картирование, паспортизацию и составление сводов археологических объектов побережья. О некоторых из них расскажем подробнее.

Фофановский акрополь

Уникальный Фофановский могильник каменного, бронзового и железного веков расположен на правом берегу Селенги, в 60 километрах от Улан-Удэ, на юго-западном, юго-восточном и восточном склонах Фофановской горы, на высоте 26-38 метров над уровнем реки. Он был открыт еще в 1926 году будущим известнейшим археологом, академиком Алексеем Павловичем Окладниковым.

Сегодня это один из крупнейших и древнейших могильников в Байкальском регионе, в котором изучено более 100 захоронений, и, самое главное, археологам до сих пор находится здесь интересная работа.

Мы неслучайно называем этот акрополь уникальным. Ведь в нем обнаружены погребения целых трех разновременных культур, то есть людей хоронили здесь в течение четырех тысячелетий!

Не только буряты, но и древние люди воспринимали горы как некое священное, сакральное место. Существует предположение, что их привлекала необычная форма Фофановской горы и близость Селенги, по которой души умерших уходят вниз по течению реки и подняться обратно не смогут.

Современные бурятские археологи обнаружили здесь погребения, относящиеся к так называемой «китойской» культуре (название получила от найденного в 1880 году захоронения на реке Китой; распространена в верхнем Приангарье, на южном побережье Байкала, Верхней Лене; в рамках эпохи неолита охватывала конец VI – середину V тыс. до н. э.).

В одном из найденных захоронений нашли перламутровое кольцо, кости усопшего и… череп совершенно другого покойника. Необъяснимое нахождение в могилах «лишних» костей – это характерная черта китойской культуры. Ее представители вообще крайне своеобразно относились к телу умершего, регулярно захоранивая покойника просто без головы. Зачастую тела вообще «разбирали» на части и хоронили по отдельности.

«Китойцы» обязательно засыпали могилы красной охрой. Этому природному материалу они придавали серьезное значение, и в погребальных ритуалах охра являлась аналогом крови.

Одной из самых необычных могил, по рассказам бурятских археологов, стало коллективное захоронение в очень небольшой, размером со столешницу, яме. Вскрыв грунт, специалисты наткнулись на скелеты двух взрослых людей, на одном из которых покоились останки двух ребятишек. Черепа взрослых были декорированы перламутровыми кольцами, рядом лежало по человеческому зубу. Больше всего предметов виднелось на костяке мужчины – украшения на шее, костяной гарпун, кости животных, пластина из халцедона, каменные орудия. Скорее всего, все они погибли от насильственных действий.

Выкопанные артефакты – скребки, наконечники для стрел, нефритовые топоры, медные ножи в виде клинков, гарпуны, керамические сосуды, наскальные рисунки позволяют историкам составить представление о жизни людей того времени.

Находки на мысе Уюга

Фото

Сотрудники лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии Иркутского технического университета в ходе экспедиций 2013, 2016, 2017 годов на могильнике мыса Уюга на побережье пролива Малое Море нашли 14 скелетов.

Экспедиция именно в это место была неслучайной, и ее в буквальном смысле слова можно назвать спасательной. Дело в том, что Уюга давно привлекала туристов, и именно они увидели здесь человеческие кости.

Когда иркутские археологи провели в данном месте раскопки, выявив погребения, они датировали их эпохой раннего бронзового века и заметили сходство с могильниками «глазковской» культуры. Это археологическая культура древних тунгусских племен, обитавших в Прибайкалье, верховьях Ангары и Лены.

Особо примечательной называют парную могилу, о которой археологи рассказывали следующим образом: костяки лежали головами на запад рука об руку. Предположительно, останки погребенных принадлежат мужчине и женщине зрелого возраста. На останках мужчины находились массивные кольца из редкого белого нефрита – три на груди и одно в левой глазнице. Между коленных чашечек у мужчины находился кожаный мешочек с металлическим изделием. Более скромные экспонаты, костяные шилья и два каменных ножа, удалось обнаружить около женского скелета.

В различных могилах в погребальные наборы входили и сотни пастовых бусин, сделанных из пластичной массы, скорее всего известняка.

Ко всему, археологи нашли и коллекцию из разноцветных галек, где каждый камень являлся примитивным орудием труда и имел конкретное назначение: гальки использовали в качестве грузил, тесел и скребел.

В завершение очень хочется подчеркнуть, что День археолога – это не только профессиональный праздник, но и напоминание всем о важности бережного отношения к историческому наследию, которое, к сожалению, часто гибнет от деяний рук человеческих.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
«Машина времени» на берегах Байкала: археология озера

Знаете ли вы, что автором сразу трех известнейших зданий Иркутска является один и тот же человек? Его зовут Иван Ефимов, именно он спроектировал нархоз, бывший иняз и здание «Востсибугля». Рассказываем о личности архитектора и о том, что он успел построить за недолгие 37 лет жизни. 

«Машина времени» на берегах Байкала: археология озера

Буряты обожают праздновать Новый год и делают это как минимум трижды: в ночь с 31 декабря на 1 января, в Старый Новый год и в Сагаалган, который длится целый месяц. Дата его наступления зависит от лунного календаря, в 2024 году он начнется 10 февраля. О главных традициях – в нашем материале.

«Машина времени» на берегах Байкала: археология озера

В названиях рек, озер и горных вершин Прибайкалья спрятаны скрытые смыслы, которыми их наделяли местные жители. Мы собрали самые удивительные топонимы и подготовили для вас короткий тест. Сможете сопоставить места на Байкале и их дословные названия?

«Машина времени» на берегах Байкала: археология озера

В начале XX века в Иркутске насчитывалось около 15 городских бань – но даже этого населению не хватало. «Первый Байкальский» решил выяснить, сколько часов иркутяне проводили в очереди за паром, где мылся Антон Чехов и какую дореволюционную баню удалось спасти.

«Машина времени» на берегах Байкала: археология озера