Красота и польза: важная деталь в костюме коренных жителей Байкала
© Фото: Первый Байкальский
14 июня 2019 #культура

Красота и польза: важная деталь в костюме коренных жителей Байкала

Красивы и необычны наряды коренных народов Прибайкалья. Одним из самых древних предметов одежды считается эвенкийский нагрудник, который еще до нашей эры служил древним байкальским народам сразу и защитой от холода, и украшением...

 

По нарядам коренных народов Байкала можно представить историю культуры и быта эвенков (тунгусов) и бурят. И даже если вы не знали, что традиционные занятия эвенков – пушной промысел, оленеводство и рыболовство, то детали костюма смогут рассказать об этом. До знакомства с русскими удобная, приспособленная к сибирским холодам одежда эвенков изготавливалась из прекрасно выделанных оленьих шкур. Ее функциональность и практичность подтверждалась многими деталями, среди которых, без сомненья, особо следует выделить так называемый нагрудник. Он бывает повседневным и выходным. И в отделе истории Иркутского областного краеведческого музея демонстрируется такой, расшитый разноцветным бисером и украшенный мехом, элемент эвенкийского костюма. 

Как нагрудник оказался в музее

История пополнения музейной экспозиции данным экспонатом крайне интересна. Началась она в 1930 году.

Сегодня широко известен факт продажи за границу, в первые годы после революции, российских культурных ценностей. Но мало кто знает, что эта традиция продолжалась и в 20-е, и в 30-е годы. Более того, необходимость средств для проведения первых пятилеток поставила вопрос о привлечении к этому процессу… краеведения, с целью выявления новых видов экспортных товаров и организации их заготовок. Таким товаром должен был стать «научный материал» – предметы народного быта, в том числе и народов сибирского края, из которых предполагалось составление этнографических и археологических коллекций для заграничных университетов и музеев. Так началась работа Нижнетунгусской этнографической экспедиции в составе руководителя, этнографа и археолога П.П. Хороших и сотрудника, заведующего этнографическим отделом Иркутского музея П.Г. Полтораднева.

К счастью, большая часть собранных по всей Сибири коллекций оказалась невостребованной, а найденные образцы пополнили фонды музеев.

Интересный факт. Историки утверждают, что «день рожденья» эвенкийского нагрудника – I тысячелетие до нашей эры, то есть времена энеолита. В раскопках древнего захоронения на реке Ангаре, на останках скелета человека обнаружили, что одежда была украшена ракушками, контур которых соответствует форме нагрудника.

Непременный фрагмент общетунгусского костюма

Фото

Характерная черта костюма всех тунгусов, и западных, и прибайкальских, – наличие определенного набора элементов: не сходящийся на груди кафтан, нагрудник, натазник, ноговицы (длинные чехлы без подошвы, закрывающие щиколотки, соединенные с натазником или поясом ремешками) и унты. Причем мужской и женский кафтан, в отличие от нагрудника, выглядели одинаково.

Шили нагрудник из ровдуги (выделанная оленья кожа), взяв кусок 70-80 см в длину. Получалась своеобразная, вертикально вытянутая трапеция или прямоугольник. Предназначение – защита груди и горла от стужи. Прикрывая тело выше колена, нагрудник закреплялся на нем при помощи вязок – на шее и талии.

Мужской нагрудник  (нал, хэлми) завершался острым углом. Женский (нэлли, доку) – прямым срезом. У него прекрасно просматривался ярко выраженный вырез горловины.

Существовали и праздничные нагрудники (нгэл), декорированные орнаментом, бисером, мехом. Они могли заменить мужскую рубашку.

Нагрудник как составная часть эвенкийского костюма возник неслучайно. Необходимость его ношения предопределялась собственно распашным покроем кафтана, для пошива которого использовали всего одну шкуру. Но нагрудник, помимо рационального предназначения, играл еще и эстетическую роль, украшал одежду. Ко всему, по нагруднику можно было определить принадлежность его хозяина к тому или иному роду.

Материал для создания нагрудника

Для зимней одежды эвенки использовали мех, ровдугу, позднее – сукно. Как правило, основной материал «предоставляли» олени, иногда лоси. Прибайкальские же эвенки широко применяли шкурки нерпы и тарбагана. Столь непрезентабельный материал брался для конструирования костюма неслучайно – ценная пушнина добывалась для продажи.

Эвенки уже в давние времена обладали прекрасными навыками выделки кожи и меха, и из их рук выходила изумительная качественная продукция. Но был этот процесс длительным, сложным, трудоемким, и результат достигался при помощи невероятного упорства и огромных физических затрат.  

Выделка шкуры включала ряд последовательных шагов. Снятую шкуру тщательно очищали от мездры и жира, просушивали на воздухе, после просушки выскребали. Этап просушки и скобления завершался «продымлением» в специально сооружаемом чуме. Далее замачивали и мяли. Причем никаких химикатов не было, а вместо них в дело шли подручные средства. Замачивали с дубильными веществами, которыми были малоприятные для современного человека субстанции – мозг животного, его вареная печень или прокисшее молоко.

В готовых изделиях и элементах украшения более всего встречались  желтый, красный, черный, синий и белый цвета. Следует учитывать, что изначально ровдуга была желтовато-серой, неровной, малопривлекательной. Но ее окрашивали в желто-коричневые тона, применяя природные растительные красители и «копчение» на легком огне.

Особого внимания требует отделка одежды вообще и нагрудника в частности. Ее делали из меха, ткани, бисера, крашеной ровдуги, конского и козьего волоса, тесьмы, кожи, подшейного волоса оленя, разноцветных ниток и металлических бляшек.

Узоры несли глубокий смысл. Они не просто создавались веками, а и подчеркивали, символизировали естественную связь эвенков с живой природой – солнцем, землей, растениями, животным миром…

Орнаменты нагрудников были невероятно разнообразны. Как правило, рисунок относительно вертикальной оси размещался симметрично.

Наиболее примечательны были, естественно, женские нагрудники.

Как правило, их украшали орнаментом из полосок разноцветных тканей, перемежающихся с кусочками ровдуги и жгутиками подшейного волоса оленя. На нагрудник нашивали пунктирами бисеринки синего, желтого, белого и черного цвета, похожие на «след птичьей лапки». Причем между белыми, золотистыми и голубыми полосками бисера прокладывали более узкие черные, оттеняющие и разделяющие их.

Разноцветная орнаментация нагрудника придавала ему изящество и красоту.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Красота и польза: важная деталь в костюме коренных жителей Байкала

Знаете ли вы, что автором сразу трех известнейших зданий Иркутска является один и тот же человек? Его зовут Иван Ефимов, именно он спроектировал нархоз, бывший иняз и здание «Востсибугля». Рассказываем о личности архитектора и о том, что он успел построить за недолгие 37 лет жизни. 

Красота и польза: важная деталь в костюме коренных жителей Байкала

Буряты обожают праздновать Новый год и делают это как минимум трижды: в ночь с 31 декабря на 1 января, в Старый Новый год и в Сагаалган, который длится целый месяц. Дата его наступления зависит от лунного календаря, в 2024 году он начнется 10 февраля. О главных традициях – в нашем материале.

Красота и польза: важная деталь в костюме коренных жителей Байкала

В названиях рек, озер и горных вершин Прибайкалья спрятаны скрытые смыслы, которыми их наделяли местные жители. Мы собрали самые удивительные топонимы и подготовили для вас короткий тест. Сможете сопоставить места на Байкале и их дословные названия?

Красота и польза: важная деталь в костюме коренных жителей Байкала

В начале XX века в Иркутске насчитывалось около 15 городских бань – но даже этого населению не хватало. «Первый Байкальский» решил выяснить, сколько часов иркутяне проводили в очереди за паром, где мылся Антон Чехов и какую дореволюционную баню удалось спасти.

Красота и польза: важная деталь в костюме коренных жителей Байкала