Бурятские орнаменты и узоры несут в себе древнюю сакральную символику. Они рассказывают о верованиях и образе жизни древнейших людей Байкала.
Рассказывать о национальных костюмах и их отдельных элементах можно бесконечно. Крайне интересно то, что у коренных народов Прибайкалья все детали, как правило, играли сугубо утилитарную роль, зависящую от основных занятий, климатических условий проживания и пола владельца одежды. Неслучайно и система украшения нарядов отражала особенности культурных традиций, имела символическое значение и была напрямую связана с картиной построения модели мироздания.
У бурятских орнаментов есть собственное название – «угалза», что переводится как «узоры». В них нет случайных знаков и символов. Все они «считываются» как предложения в книге, являясь носителями накопленных и передаваемых знаний и опыта.
Узоры – это стихии и явления природы, смена времен года, разнообразие животного мира, богатство растительного покрова земли…
Расшифровывая смысловое наполнение бурятского узора, человек убеждается, что в начертании фигур не просто передано отношение предков к природе, а явно просматривается преклонение перед ней. И поэтому получался не просто орнамент, а специальное заклинание, не набор красивых символов, а оберег от злых сил, выражение представлений бурята о Вселенной и своем месте в ней.
В таких рисунках нет случайных элементов. Все они наносятся исходя из традиций предков, тщательно выбираются в зависимости от того, что ожидает получить от них человек, соответствуют определенной цветовой гамме.
Существуют разные варианты классификации бурятского орнамента.
Это целый набор разнообразных фигур, отличающийся невероятно большой вариативностью их использования. Данная группа включает точки, линии, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты… И все виды бурятских орнаментов геометрического типа играют глубокую сакральную роль и строятся, как правило, по так называемому закону ритмического ряда. По мере познания окружающего мира древние буряты заметили цикличность в окружающем их пространстве, начиная от смены времен года и заканчивая жизненными циклами растений, животных, людей, что и выразили в систематических повторениях элементов узора. Такое закономерное дублирование, с изменением, например, расстояния между элементами или цвета, придает определенный динамизм всей композиции.
Одним из распространенных и популярных геометрических вариантов является круг, обозначающий солнце, луну, небо. Символика круга у бурят – это бесконечность и цикличность, которую они, увидев в природе, распространили на социальные отношения. Период от появления на свет до смерти – это движение по «колесу жизни», где постоянно, в вечер накануне Сагаалгана, замыкается круг уходящего года, и то, что появилось в его течении, должно выйти из этого замкнутого пространства и начать новый виток в следующем году.
Интересно и предназначение креста, связанного с культом огня, где, в восприятии бурят, огонь – божество доброе, покровительствующее тому или иному роду. Сочетание круга и креста в орнаменте на отдельных украшениях бурятской невесты было связано с восславлением начала новой жизни молодоженов, с пожеланием созданной семье благополучия и плодовитости.
Геометрическим орнаментом украшают деревянные части юрты, мебели, войлочные ковры, одежду, посуду, упряжь, музыкальные инструменты.
Еще в глубокой древности люди пытались воспроизвести на различных поверхностях деревья, цветы, плоды, листья. Они воспринимались как естественная часть природы, от которой человек зависел, перед которой благоговел и силами которой подпитывался.
Бурятские орнаменты растительного характера – это лиственные, цветочные и лотосовые узоры. Последние появились вместе с буддийской культурой. Лотос для бурят – символ возрождения и победы жизни над смертью.
Растительный орнамент напрямую связан с осмыслением законов природы, и в первую очередь базового из них – закона жизни и смерти. Растительный узор – это своего рода иллюстрация единства судеб всего живого, где природа показывала беспрерывный процесс умирания и возрождения растительного и животного мира. Именно поэтому подобный бурятский орнамент связан с символикой материнства, плодородия, силы и жизненной энергии.
Растительный узор можно встретить в оформлении предметов быта, декоре костюма, архитектуре, а стилизованные украшения деревьев активно использовались в дизайне рукавиц. Любили его размещать и на кузнечных работах при декорировании колчанов, налучников, конской упряжи, поясов…
Он основан на стилизации фигур (или их частей) существующих или фантастических животных и считается даже «старше», чем орнамент геометрический.
Без изображения животных сложно полноценно охарактеризовать бурятское национальное творчество. Всегда нужно помнить, что у этого кочевого народа скотоводство – важнейшее занятие, и наличие пяти основных животных: верблюда, коровы, козы, барана и лошади на орнаментах символизировало защиту от недобрых сил.
Помимо рисунка козла или барана, широчайшей популярностью пользовались узоры в виде их рогов. Его наносили, чтобы пожелать богатства и плодородия, изобилия и процветания. «Бараний рог» в сочетании, например, с луной или солнцем должен был увеличить магическую силу узора.
Воплощение в орнаменте нашел и орел, который обычно размещался на одеянии шаманов, общающихся с духами. Особенно распространен он в столице шаманизма – Ольхоне, где орла называют тотемным животным ольхонских бурят.
Все виды бурятского орнамента находят применение при украшении национального костюма, одежды (унты, чулки, рукава традиционных халатов, головные уборы), мебели, ювелирных изделий, игрушек, конской сбруи…