Как байкальские шаманы «путешествуют» в мир духов
© Иллюстрация: Первый Байкальский
24 февраля 2019

Как байкальские шаманы «путешествуют» в мир духов

Одним из главных атрибутов культуры байкальских шаманов стала трость — проводник в потусторонний мир и знак могущества и силы, который принято уничтожать сразу после смерти владельца.

Шаманизм, зародившись в глубинах истории, до сих пор не утратил своей значимости для представителей коренного населения Байкала, в том числе и бурят. В процессе своего развития он встречался  с различными верованиями, апологеты которых стремились заменить шаманизм новыми ценностями. Но ничего не вышло. Впитав традиции и буддизма, и православия, шаманизм сохранил свои первозданные основы. Это видно сегодня, например, в процедуре «собирания» костюма и атрибутов шамана, которая по-прежнему включает 9 этапов посвящения. В результате на получение полного облачения и культовых предметов уходит от 9 до 20 лет жизни шамана. Это принципиально, так как сама по себе подобная символика является важнейшим элементом системы шаманизма.

И на фотографиях, и на картинках, и в фильмах у шамана всегда в наличии бубен. Но мы уверяем вас, что таким же необходимым, значимым компонентом считается и трость, которая переносит своего владельца в потусторонний мир.

В историческом отделе краеведческого музея Иркутска собрана целая коллекция шаманской атрибутики, в которой, по мнению специалистов, есть две редчайших трости конца XIX столетия – железная и деревянная.

Облик шаманских тростей и их культовое предназначение

Как байкальские шаманы «путешествуют» в мир духовПо форме шаманские трости (hорьби) отличались друг от друга, впрочем, как и материал, из которого они создавались. Выделяют три вида hорьби – конные (морин), змеиные (могой) и человеческие (хун). Соответственно, набалдашник трости вырезался в форме головы коня, змеи или человека. Трости фигурировали среди атрибутов всех бурятских шаманов. Некоторые шаманы владели разными сортами тростей.

Делались трости либо из дерева, либо из железа, но непременно освящались. Их наряжали колокольчиками различных размеров, цветными лентами, шкурками пушных зверьков, жестяными конусообразными подвесками…

 Трость находилась в нижней части тела человека и, объективно, «встречалась» с земной поверхностью. Это означает, что она осуществляла контакты с подземными силами, с энергией земли. Ко всему, трость – это всегда подспорье, и в нашем случае она служила как бы опорой, символом поддержки предков.

Трость – это:

– средство перемещения шамана в потусторонний мир для общения с богами и духами, помогающими, например, совершать обряды;
– проводник в страну прародителей;
– знак силы, могущества, прав шамана в религиозной жизни поселения;
– инструмент для наказания провинившихся сограждан;
– помощник в излечении больных.

Буряты слепо верили в чудодейственные свойства тростей. И неслучайно после кончины могущественного шамана его трости раскалывали на части и использовали как обереги.

Змеиные трости связаны с самой сущностью змеи в шаманизме, которая могла превращать сверхъестественную реальность в физическую.

Известнейший бурятский этнограф и фольклорист М.Н. Хангалов считал, что в старину у бурят шаманы вместе с железными «человеческими» тростями получали рабов и рабынь, которые должны были служить им и после смерти, то есть быть убитыми и похороненными вместе с умершими шаманами.

Сегодня мы расскажем о наиболее распространенных, конных тростях.

Как выглядят конные шаманские трости

Конные трости – обязательный признак бурятского шаманизма, и встречались они у местных шаманов парами, воплощая двух лошадей, перевозящих шамана в ином мире.  Правый посох, как правило, был длиннее, чем левый. Полагают, что одна трость – ударная, вторая – ударяемая. Ведь во время ритуала общения с духами шаман не только машет тростями в разные стороны, но и стучит одной об другую. По преданию, окрашены трости были в синий цвет.

Верхний конец такой трости оформлялся в виде головы лошади, где-то посередине вырисовывалось что-то похожее на колено, а внизу вырезалось очертание копыта. Еще отчетливее напоминать лошадь должна была обозначенная штрихами грива.

Этнографы утверждают, что к частям трости, на всем ее протяжении, прикреплялись различные, имеющие глубокий смысл, элементы:

 – на «шее» лошади размещали  маленькие  металлические лук, саблю, стрелы, нож, которые предназначались для битвы со злыми духами. Был там  также и ключ, чудесным образом открывающий дверь-вход в небо;                                        

– посередине подвешивались миниатюрные аналоги кузнечных инструментов – кувалда, молоток, щипцы. Бурятские религиозные воззрения исходили из того, что и мастерство ковки, и сам кузнечный инвентарь были ниспосланы бурятам свыше могущественными и суровыми кузнечными божествами (дархан тэнгэри). Следовательно, кузнечные инструменты уже сами по себе обладали серьезной магической силой;

– в нижней зоне прицепляли крошечные лестницу, веревку, стремя, багор, лодку и весла, путы. Лестница олицетворяла обряды посвящения шамана, а ее ступени – их число. Багор помогал шаману оттолкнуться от этого мира, а веревка, стремя, лодка, весла, путы использовались для плавания по реке потустороннего мира

Ко всему, каждый комплект предметов сопровождался тремя конусообразными колокольчиками.

Если к трости прикрепляли большой колокольчик, то именовали ее хэсэ – бубен, потому что у бурят конная трость могла заменить шаманский бубен.

Из чего делали трости

Фото

Создавали трости из дерева и железа. По информации М.Н. Хангалова, деревянные трости мало чем отличались от железных, за исключением формы головы лошади. В первом случае – это собственно набалдашник, а во втором она под прямым углом отклонена в сторону. Была еще одна важная деталь – железную трость шаман получал только после пятого посвящения.

Деревянные трости, как правило, делал уважаемый старец, предпочтительно, из рода шаманов. Береза бралась непростая. Она должна была расти в роще, где традиционно хоронили шаманов. Иметь прямой, без повреждений, ствол. Заготовка для трости вырезалась «со стороны солнца» из «живой», а не срубленной березы очень аккуратно. После этой процедуры поврежденный ствол необходимо было «полечить» – обернуть корой, иначе, если дерево засохнет, трость не будет иметь силы, а для шамана это будет плохим предзнаменованием.

Железные трости ковались кузнецами, у которых среди предков были шаманы или знаменитые «сильные» кузнецы.

Шаман – повседневный скиталец по царству духов. И для этого ему необходим особый, сокрытый от простых смертных, конь. И именно конная трость олицетворяет этого коня, а получение ее, сделанной из железа, значило, что шаман постиг таинства «нижнего» мира, самого необыкновенного и опасного пространства Вселенной. 

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Как байкальские шаманы «путешествуют» в мир духов

Знаете ли вы, что автором сразу трех известнейших зданий Иркутска является один и тот же человек? Его зовут Иван Ефимов, именно он спроектировал нархоз, бывший иняз и здание «Востсибугля». Рассказываем о личности архитектора и о том, что он успел построить за недолгие 37 лет жизни. 

Как байкальские шаманы «путешествуют» в мир духов

Буряты обожают праздновать Новый год и делают это как минимум трижды: в ночь с 31 декабря на 1 января, в Старый Новый год и в Сагаалган, который длится целый месяц. Дата его наступления зависит от лунного календаря, в 2024 году он начнется 10 февраля. О главных традициях – в нашем материале.

Как байкальские шаманы «путешествуют» в мир духов

В названиях рек, озер и горных вершин Прибайкалья спрятаны скрытые смыслы, которыми их наделяли местные жители. Мы собрали самые удивительные топонимы и подготовили для вас короткий тест. Сможете сопоставить места на Байкале и их дословные названия?

Как байкальские шаманы «путешествуют» в мир духов

В начале XX века в Иркутске насчитывалось около 15 городских бань – но даже этого населению не хватало. «Первый Байкальский» решил выяснить, сколько часов иркутяне проводили в очереди за паром, где мылся Антон Чехов и какую дореволюционную баню удалось спасти.

Как байкальские шаманы «путешествуют» в мир духов