Гиблое место: необъяснимое крушение у мыса Красный Яр
© Фото: Первый Байкальский
9 сентября 2019 #Страшилки с Байкала

Гиблое место: необъяснимое крушение у мыса Красный Яр

Воды единственного на планете озера-моря всегда требовали к себе почтения. Байкал не вписывается в рамки «добрый или злой». Ему безразлична человеческая жизнь, которую он легко забирает в жертву… Именно о такой истории пойдет речь в нашей новой страшилке.

Свидетелем одной из последних масштабных трагедий – гибели и бесследной пропажи, вместе с экипажем, теплохода «Академик Шокальский» – стал мыс Красный Яр, расположенный на западном побережье озера между бухтой Песчаной и поселком Бугульдейка.

Последний рейс «Академика Шокальского» и его экипажа

Теплоход «Академик Шокальский» не был новичком в байкальских водах. Работая в Иркутском управлении по метеорологии и контролю природной среды, он много лет обеспечивал грузами метеостанции и перевозил сотрудников метеослужбы. Команда из семи человек (шесть мужчин и одна женщина-кок) была молодой, сплоченной, дружной и под руководством опытного капитана, имевшего 30-летний флотский опыт, прошла вместе и ветра, и штормы, и обледенения. В последний рейс по маршруту Иркутск – Давша судно отправилось 1 августа 1983 года, в 18:00 покинув город и выдвинувшись в сторону Листвянки. Экипаж был в сборе, правда, вместо одного из матросов на его место попросился ушедший в отпуск артист театра музыкальной комедии Валерий Рудаков. Ну как тут не вспомнить поговорку про «кому что на роду написано»…

Катастрофа

Фото

2 августа около 8 часов 15 минут теплоход снялся со стоянки в бухте Песчаной и пошел в сторону Бугульдейки. Погода явно портилась. Небо закрыли тяжелые черные тучи, крепчающий ветер начал поднимать волны, брызги и водяная пыль поливали корабль.

И сам день 2 августа был очень непростой. День Ильи-пророка, который в восприятии русского человека был суровым и грозным старцем, всемогущим распорядителем дождя, грома, молнии. 

В районе Красного Яра северо-западный ветер буквально «выскочил» из горных расщелин, усилился до 50 метров в секунду, постоянно менял направление, его смерчи создавали уже целые стены брызг, а волны достигали трех метров.

Подробности катастрофы хорошо известны, так как с берега ее видели несколько человек. Видели, но ничего реально не могли сделать, чтобы помочь погибающему экипажу.

Пока теплоход двигался «под ветер», его лишь немного качало, но когда пришлось пойти против волн, корабль начало сильно бросать, поднимая на гребень волны и резко кидая вниз, на бурлящую воду. Ее струи заливали и палубу, и стекла рулевой рубки.

Капитан стремился вывести корабль к берегу, где сила ветра была все-таки слабее. Непрерывная борьба с волнами была не в пользу человека. Качка не унималась, а берег по-прежнему был пока недостижим. После первого резкого, на левый бок, крена судно сумело выправиться. Его неудержимо несло от спасительного побережья в открытый Байкал. А затем – сильный крен, переворот, и вот на воде уже видно красное днище. Минут че­рез 5 на него вскарабкался один человек, затем еще два. Наверное, это были те члены экипажа, которые находились в рубке. Перевернутое судно продержалось на плаву около 20 – 25 минут.

Страшный финал свидетели описывали почти одинаковыми словами: «…около судна пос­тоянно крутило вихри, они часто скрывали судно»; «судно несло на восток, оно исчезло среди смерчей и брызг»; «возник смерч, стена брызг накрыла судно, и когда стена пропала, не было ни судна, ни людей».

Рассказывают, что, когда «Академик Шокальский» окончательно ушел под воду, Байкал, как будто удовлетворившись полученной платой, начал стихать.

Исчез навсегда

Несколько дней после трагедии в этом районе, как с моря, так и с воздуха, с вертолета, велись поисково-спасательные работы. Поисковые группы внимательно обследовали акваторию, но не нашли ничего! Не зафиксировали ни точного места гибели корабля, не обнаружили никаких остатков теплохода и ни одного тела членов экипажа.

Лишь сразу после катастрофы нашли два плавающих спасательных круга. Городская легенда гласит: экипаж был невероятно веселый, любил шутки и розыгрыши. Перед последним рейсом вся мужская часть команды почему-то подстриглась налысо. А еще ночью, из какого-то городского парка утащили садовую скамейку, которую транспортировали на руках по Иркутску, вызывая недоумение у припозднившихся горожан. Именно эту скамейку и вынесло на берег…

Местонахождение судна неизвестно по сей день.

Опасное место

Гиблое место: необъяснимое крушение у мыса Красный ЯрТуристические агентства в превосходных степенях описывают прелести отдыха в районе Красного Яра. Еще бы! Автомобильной дороги нет, а значит, есть возможность подлинного единения с природой. Плюс неглубокий и теплый залив, в котором можно рыбачить. Пляж, посыпанный мелкой байкальской галькой, лес с большим количеством грибов и ягод… Но все эти достоинства можно осознать только в хороший солнечный день.

Здесь сложно спрогнозировать погоду. С гор внезапно спускается густой туман, который жители сравнивают с киселем, а из горных ущелий дуют ветра, среди которых особую ярость демонстрирует местный горняк. Раньше лес по Байкалу транспортировали плотами. Замечено, что наиболее часто они разбивались именно у Красного Яра.

Попытки объяснить произошедшее

Карнышев А.Д., известный знаток Байкала, автор книги «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» высказал гипотезу об ориентации байкальской стихии на принятие жертв. Это особенно характерно для района вблизи Бугульдейки, где, по мнению одного из канадских археологов, ведущего в этом месте раскопки, найдены свидетельства, подтверждающие, что около 5000 лет назад на байкальской территории произошел апокалипсис, уничтоживший всех жителей.

Но если абстрагироваться от мистической версии и перейти к сухим данным, в том числе документальным, ясности не прибавляется.

Погода в районе Красного Яра начала ухудшаться уже 1 августа, но никакого метеосообщения об этом почему-то так и не последовало. Ничего объяснить не сумели и следственные действия. В постановлении о прекращении уголовного дела по факту гибели экипажа теплохода было записано: теплоход «Академика Шокольского» «…в районе Красного Яра у запад­ного берега озера Байкал попал в зону действия непрогнозируемого, крайне редкого локального опас­ного явления с образованием смерчей и скоростью ветра, значительно превышающей ограничения для данного судна по ветру… в результате кото­рого судно перевернулось и за­тонуло».

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Гиблое место: необъяснимое крушение у мыса Красный Яр

Знаете ли вы, что автором сразу трех известнейших зданий Иркутска является один и тот же человек? Его зовут Иван Ефимов, именно он спроектировал нархоз, бывший иняз и здание «Востсибугля». Рассказываем о личности архитектора и о том, что он успел построить за недолгие 37 лет жизни. 

Гиблое место: необъяснимое крушение у мыса Красный Яр

Буряты обожают праздновать Новый год и делают это как минимум трижды: в ночь с 31 декабря на 1 января, в Старый Новый год и в Сагаалган, который длится целый месяц. Дата его наступления зависит от лунного календаря, в 2024 году он начнется 10 февраля. О главных традициях – в нашем материале.

Гиблое место: необъяснимое крушение у мыса Красный Яр

В названиях рек, озер и горных вершин Прибайкалья спрятаны скрытые смыслы, которыми их наделяли местные жители. Мы собрали самые удивительные топонимы и подготовили для вас короткий тест. Сможете сопоставить места на Байкале и их дословные названия?

Гиблое место: необъяснимое крушение у мыса Красный Яр

В начале XX века в Иркутске насчитывалось около 15 городских бань – но даже этого населению не хватало. «Первый Байкальский» решил выяснить, сколько часов иркутяне проводили в очереди за паром, где мылся Антон Чехов и какую дореволюционную баню удалось спасти.

Гиблое место: необъяснимое крушение у мыса Красный Яр