Все сюжеты онгонов связаны с хозяйственной деятельностью бурят – охотой, рыбалкой, скотоводством, ремеслами.
Иркутский областной краеведческий музей — это уникальное вместилище экспонатов, посвященных истории, природе, этнографии байкальских земель, верованиям их коренных жителей. Естественно, серьезное место среди различных музейных предметов занимают те, которые связаны с шаманизмом, в том числе и бурятским. Например, хранится в музее целая коллекция бурятских онгонов, датируемых XIX веком.
Онгон в бурятском шаманизме означает «светлый дух», «чистый», «святой», «священный», «первоначальный», «девственный». Но это скорее формальное, переложенное на русский язык значение слова. Если же обращаться к сущностной стороне, то можно обнаружить несколько значений. Онгон как некий сгусток энергии, наделенный силой и разумом, для которого во время камлания душа шамана освобождает место (это, конечно, предмет отдельного рассказа), – и онгон как некий материальный элемент, который является вместилищем духов. Если совсем просто – это домик, жилище духов, сделанный руками человека. Но исторически онгонами могли служить не только рукотворные изображения духов, животных, различных природных сил, но и конкретные животные, даже овцы и лошади.
Вполне естественно возникает вопрос: о каких духах, собственно, идет речь? Для этого посмотрим, какое представление о душе человека характерно для бурят-шаманистов. Человек, по их мнению, имеет три души. Первая – хорошая (золотая), оберегающая человека, борющаяся со злыми духами. Вторая – пассивная, бездеятельная, находящаяся с человеком даже в потустороннем мире. А вот третья несет отрицательный заряд, навязывает человеку недостойные поступки, содействует злым духам в том, чтобы поймать первую душу. И душа могла преображаться, в зависимости от физического самочувствия человека, перемещаться в виртуальном пространстве.
Надежда на душу и духов являлась у шаманистов непоколебимой. Шаманисты свято верят, что многие из духов – это люди, которые при жизни занимали в мире различное место. Это может быть дух предка – основоположника какого-либо производства или отрасли труда (охоты, рыбной ловли, выпаса скота) и увеселения, или дух умершего шамана, воина, охотника, рыболова, снискавшего славу при жизни, или дух трагически умершего в молодости человека.
Есть убеждение, что люди, настрадавшиеся в жизни, особенно от окружающих, после смерти имеют возможность отплатить живым, став злыми духами, насылающими всяческие беды.
Помимо людей, есть еще множество духов-помощников. Так и зародился культ онгонов как выражение невероятного почтения к предкам и стремления умилостивить злых духов.
Дом для духов изготавливали с помощью шамана из различного материала – дерева, камня, кости, металла, травы, шкур, перьев, ткани, кожи, войлока. Кстати, в Иркутском областном краеведческом музее есть уникальные, редко встречающиеся виды, – онгоны, нарисованные на ткани.
Онгоны должны помогать человеку, но содействие следует заслужить. Поэтому с онгонами связано множество обрядов. Их было нужно регулярно кормить. Этот процесс осуществлялся различными путями: жидкую пищу намазывали на поверхность онгона, твердую складывали рядом, а еще могли окуривать жиром. Обязательно надо было оказывать, при содействии шамана, постоянное внимание, приносить жертвы-угощения, например овец. При помощи онгона шаман изгонял болезни из тела человека, а люди более всего стремились найти причину и особенно – тот онгон, который излучает опасность.
Онгоны делятся на родовые и семейные, мужские и женские, скотоводческие, кузнечные, медицинские и посвященные иным духам-покровителям. Род и семья имели собственный комплект онгонов, где каждый выполнял определенное предназначение. Онгон – дух-хозяин огня был одним из центральных в бурятском пантеоне, онгон – дух-хозяин хорька являлся покровителем брачного союза и ставился у изголовья кровати, онгон из шкурки колонка с изображением фигурки человека – покровитель охоты (также и дух-покровитель шамана), лягушки и жабы – широко известные медицинские онгоны.
Распространен был и онгон «луговых женщин», изображение которых на разных амулетах редко повторялось, но единым был смысл легенды. Как-то при переезде на новое место сородичи оставили умирать в старом улусе трех беспомощных, а поэтому бесполезных для них старух. Умирая от холода и голода, те прокляли односельчан, для которых перемена жительства счастья не принесла – неурожаи, падеж скота, болезни… И по совету шамана был сделан онгон, которому воздавали всё, чего оказались лишены умершие односельчанки. Поэтому «луговые женщины» превратились в покровительниц скотоводства и земледелия.
Все сюжеты онгонов связаны с хозяйственной деятельностью бурят – охотой, рыбалкой, скотоводством, ремеслами.
Если онгоны не требовались для совершения определенного обряда, их хранили в четко обозначенных местах. Укрытие родовых онгонов, к примеру, – это священные рощи, горы, пещеры, куда запрещалось заходить женщинам. Семейные же онгоны, наоборот, оберегались женщинами, помещались ими, как правило, в мешочки, которые подвешивались к дымовому отверстию в юрте, над косяком двери в домах или амбарах.
И если основное предназначение онгона – охранение людей, мы можем предложить вам способ изготовления традиционного бурятского онгона из соленого теста: смешайте муку, масло, соль и постепенно начните вливать в эту смесь воду, помешивая постоянно, чтобы не дать образоваться комочкам. На деревянной доске, посыпанной мукой, хорошенько размяв, раскатайте тесто до толщины в 0,5 см. Вырежьте ножом желаемые фигурки, разложите на смазанном жиром противне и выпекайте в духовке при минимальной температуре всю ночь. После того, как фигурки остынут, покрасьте их. Ваш домашний онгон готов!