Где живут байкальские духи
© Фото: Первый Байкальский
4 декабря 2018 #культура

Где живут байкальские духи

Иркутский областной краеведческий музей — это уникальное вместилище экспонатов, посвященных истории, природе, этнографии байкальских земель, верованиям их коренных жителей. Естественно, серьезное место среди различных музейных предметов занимают те, которые связаны с шаманизмом, в том числе и бурятским. Например, хранится в музее целая коллекция бурятских онгонов, датируемых XIX веком.

Что такое онгон?

Где живут байкальские духиОнгон в бурятском шаманизме означает «светлый дух», «чистый», «святой», «священный», «первоначальный», «девственный». Но это скорее формальное, переложенное на русский язык значение слова. Если же обращаться к сущностной стороне, то можно обнаружить несколько значений. Онгон как некий сгусток энергии, наделенный силой и разумом, для которого во время камлания душа шамана освобождает место (это, конечно, предмет отдельного рассказа), – и онгон как некий материальный элемент, который является вместилищем духов. Если совсем просто – это домик, жилище духов, сделанный руками человека. Но исторически онгонами могли служить не только рукотворные изображения духов, животных, различных природных сил, но и конкретные животные, даже овцы и лошади.

Вполне естественно возникает вопрос: о каких духах, собственно, идет речь? Для этого посмотрим, какое представление о душе человека характерно для бурят-шаманистов. Человек, по их мнению, имеет три души. Первая – хорошая (золотая), оберегающая человека, борющаяся со злыми духами. Вторая – пассивная, бездеятельная, находящаяся с человеком даже в потустороннем мире. А вот третья несет отрицательный заряд, навязывает человеку недостойные поступки, содействует злым духам в том, чтобы поймать первую душу. И душа могла преображаться, в зависимости от физического самочувствия человека, перемещаться в виртуальном пространстве.

Надежда на душу и духов являлась у шаманистов непоколебимой. Шаманисты свято верят, что многие из духов – это люди, которые при жизни занимали в мире различное место. Это может быть дух предка – основоположника какого-либо производства или отрасли труда (охоты, рыбной ловли, выпаса скота) и увеселения, или дух умершего шамана, воина, охотника, рыболова, снискавшего славу при жизни, или дух трагически умершего в молодости человека.

Есть убеждение, что люди, настрадавшиеся в жизни, особенно от окружающих, после смерти имеют возможность отплатить живым, став злыми духами, насылающими всяческие беды.

Помимо людей, есть еще множество духов-помощников. Так и зародился культ онгонов как выражение невероятного почтения к предкам и стремления умилостивить злых духов.

Зачем духам нужен дом?

Фото

Дом для духов изготавливали с помощью шамана из различного материала – дерева, камня, кости, металла, травы, шкур, перьев, ткани, кожи, войлока. Кстати, в Иркутском областном краеведческом музее есть уникальные, редко встречающиеся виды, – онгоны, нарисованные на ткани.

Онгоны должны помогать человеку, но содействие следует заслужить. Поэтому с онгонами связано множество обрядов. Их было нужно регулярно кормить. Этот процесс осуществлялся различными путями: жидкую пищу намазывали на поверхность онгона, твердую складывали рядом, а еще могли окуривать жиром. Обязательно надо было оказывать, при содействии шамана, постоянное внимание, приносить жертвы-угощения, например овец. При помощи онгона шаман изгонял болезни из тела человека, а люди более всего стремились найти причину и особенно – тот онгон, который излучает опасность.

Онгоны делятся на родовые и семейные, мужские и женские, скотоводческие, кузнечные, медицинские и посвященные иным духам-покровителям. Род и семья имели собственный комплект онгонов, где каждый выполнял определенное предназначение. Онгон – дух-хозяин огня был одним из центральных в бурятском пантеоне, онгон – дух-хозяин хорька являлся покровителем брачного союза и ставился у изголовья кровати, онгон из шкурки колонка с изображением фигурки человека – покровитель охоты (также и дух-покровитель шамана), лягушки и жабы – широко известные медицинские онгоны.

Распространен был и онгон «луговых женщин», изображение которых на разных амулетах редко повторялось, но единым был смысл легенды. Как-то при переезде на новое место сородичи оставили умирать в старом улусе трех беспомощных, а поэтому бесполезных для них старух. Умирая от холода и голода, те прокляли односельчан, для которых перемена жительства счастья не принесла – неурожаи, падеж скота, болезни… И по совету шамана был сделан онгон, которому воздавали всё, чего оказались лишены умершие односельчанки. Поэтому «луговые женщины» превратились в покровительниц скотоводства и земледелия.

Все сюжеты онгонов связаны с хозяйственной деятельностью бурят – охотой, рыбалкой, скотоводством, ремеслами.

Если онгоны не требовались для совершения определенного обряда, их хранили в четко обозначенных местах. Укрытие родовых онгонов, к примеру, – это священные рощи, горы, пещеры, куда запрещалось заходить женщинам. Семейные же онгоны, наоборот, оберегались женщинами, помещались ими, как правило, в мешочки, которые подвешивались к дымовому отверстию в юрте, над косяком двери в домах или амбарах.

И если основное предназначение онгона – охранение людей, мы можем предложить вам способ изготовления традиционного бурятского онгона из соленого теста: смешайте муку, масло, соль и постепенно начните вливать в эту смесь воду, помешивая постоянно, чтобы не дать образоваться комочкам. На деревянной доске, посыпанной мукой, хорошенько размяв, раскатайте тесто до толщины в 0,5 см. Вырежьте ножом желаемые фигурки, разложите на смазанном жиром противне и выпекайте в духовке при минимальной температуре всю ночь. После того, как фигурки остынут, покрасьте их. Ваш домашний онгон готов!

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Где живут байкальские духи

Знаете ли вы, что автором сразу трех известнейших зданий Иркутска является один и тот же человек? Его зовут Иван Ефимов, именно он спроектировал нархоз, бывший иняз и здание «Востсибугля». Рассказываем о личности архитектора и о том, что он успел построить за недолгие 37 лет жизни. 

Где живут байкальские духи

Буряты обожают праздновать Новый год и делают это как минимум трижды: в ночь с 31 декабря на 1 января, в Старый Новый год и в Сагаалган, который длится целый месяц. Дата его наступления зависит от лунного календаря, в 2024 году он начнется 10 февраля. О главных традициях – в нашем материале.

Где живут байкальские духи

В названиях рек, озер и горных вершин Прибайкалья спрятаны скрытые смыслы, которыми их наделяли местные жители. Мы собрали самые удивительные топонимы и подготовили для вас короткий тест. Сможете сопоставить места на Байкале и их дословные названия?

Где живут байкальские духи

В начале XX века в Иркутске насчитывалось около 15 городских бань – но даже этого населению не хватало. «Первый Байкальский» решил выяснить, сколько часов иркутяне проводили в очереди за паром, где мылся Антон Чехов и какую дореволюционную баню удалось спасти.

Где живут байкальские духи