В нашем новом материале из рубрики ЖЗЛ Байкала речь пойдет о Федоре Дриженко — он провел масштабную водную экспедицию на озере, благодаря которой была построена первая паромная железнодорожная переправа.
На рубеже XIX – XX столетий, при строительстве знаменитого Великого Сибирского железнодорожного пути, его создателей «остановил» Байкал. Рельсы уткнулись в берега озера и с запада, и с востока, а Кругобайкальской железной дороги еще не было. Нужно было искать вариант, способный обеспечить бесперебойную реализацию одного из самых грандиозных проектов империи. Так возникла идея создания Байкальской паромной железнодорожной переправы, что, в свою очередь, поставило вопрос о необходимости проведения тщательных гидрографических исследований. Реализовать эту задачу должны были члены Гидрографической экспедиции Байкальского озера во главе с Федором Кирилловичем Дриженко.
Исследователь Байкала Ф.К. Дриженко родился 4 мая 1858 года в городе Екатеринославе (ныне Днепр) в многодетной дворянской семье. Обучение в классической гимназии юноша не закончил, избрав иное поприще – Санкт-Петербургское морское училище.
Так же успешно он учился и в Николаевской морской академии, а затем, в 1886 году, защитил диссертацию по теории гироскопов (гироскоп – прибор, имеющий свободную ось вращения и способный реагировать на изменение углов ориентации тела, на котором он установлен). Эта работа сделала Федора Кирилловича известной фигурой среди гидрографов. Вообще же им было написано и представлено в печать около 50 научных работ.
Всю жизнь он верно служил России, посвятив себя изучению ее водных богатств. География послужного списка Федора Кирилловича поражает. Его никогда не пугала перемена мест. Смотрите сами: возглавлял ряд экспедиций на Онежском озере, Каспийскую экспедицию; был начальником Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1903 – 1905); участвовал в экспедициях на Белом и Балтийском морях…
Весной 1917 года в чине полного генерала Корпуса гидрографов вышел в отставку. Поселившись в Красноярске, признал новую советскую власть и трудился в Комитете Северного морского пути.
Но самая интересная страница деятельности Федора Кирилловича Дриженко связана с гидрографией и гидрологией Байкала.
Изыскания на озере было поручено провести Морскому ведомству Российской империи. Два подполковника, друзья Ф.К. Дриженко и Ю.М. Шокальский в 1895 году подготовили программу гидрологического и гидрографического исследований. Уже через год, в начале лета, под руководством Федора Кирилловича началась эпопея самой длительной и значительной гидрологической и гидрографической разведки Байкала, опорной точкой которой, без сомнения, стали Иркутск и село Лиственичное (Листвянка).
Федор Кириллович очень точно оценивал место Байкала в освоении Сибирского региона. По его словам, как огромный водоем Байкал представляет, с одной стороны, естественную преграду железнодорожному полотну, а с другой – является прекрасным водным подъездным путем для отдаленных глухих углов края. Нужно только суметь овладеть этим водяным чудовищем, всесторонне изучив его капризные свойства и причудливые изгибы его берегов.
Все, что делала экспедиция Дриженко на озере, на таком уровне совершалось впервые. И можно, несомненно, удивляться и потрясающему организаторскому таланту Федора Кирилловича, и его уникальной работоспособности, которые позволили ему в тех условиях провести исследования, чьими результатами пользуются до сих пор.
Трудности начались уже на подготовительном этапе. Тракт из Красноярска в Иркутск находился в плачевном состоянии, а гидрографическое оснащение было не только тяжелым, но и хрупким.
А затем руководителя экспедиции и его команду встретили «прелести» местных реалий. Да, село Лиственичное было обеспечено всеми благами технической цивилизации того времени: телефон, телеграф и механическая мастерская, но все остальное…
Полевой сезон длился с апреля по октябрь. Действовать приходилось в невероятно сложной ситуации – порывистые байкальские ветры, штормы, туман, непривычный холод. Ко всему, дело осложнял дым от лесных пожаров. Отвесные и скалистые берега западной части Байкала делали небезопасной проведение съемки этой стороны озера. А на восточном участке, в устье Селенги, приходилось вброд прорываться через заболоченную равнину, объезжать на лодке ее протоки и даже использовать ходули.
Настоящей проблемой в первые два года стало и отсутствие профессиональных или даже просто постоянных кадров. В ведении Дриженко находилась также постройка цепи маяков на берегах Байкала, которых на озере до него не было вообще.
5 октября 1902 года состоялось заседание членов секции физической географии ВСОИРГО, где Ф.К. Дриженко сообщил о результатах произведенных им с 1896 по 1902 годы гидрографических обследований Байкала. Он рассказал, что за шесть полевых сезонов было снято 3900 верст (верста – 1066,8 метра) побережья, пройдено шлюпочным и судовым промером более 9 тысяч верст, измерено 274 тысячи глубин. Были составлены морские навигационные карты и атлас озера Байкал, лоция озера Байкал с описанием физико-географических условий плавания, атлас Верхней Ангары, атлас волока до Бодайбо, построены 10 маяков и метеорологические станции.
Федор Кириллович поскромничал.
- Лоция Байкала является одним из первых навигационных пособий в мире, снабженных фотографиями, сделанными, кстати, самим Дриженко.
- Материалы экспедиции использовались для подготовки «Путеводителя по Великой Сибирской железной дороге», где раздел о Байкале также иллюстрирован фотографиями Дриженко.
- В 1900 году работы и коллекции Ф.К. Дриженко получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
- Определенная Федором Кирилловичем при помощи простейшего лота самая глубинная точка Байкала (1664 метра) разнится с сегодняшней, выявленной на современнейшем оборудовании, всего на 44 метра.