Эвенки — один из коренных народов Байкальского региона с давней и славной историей. «Первый Байкальский» расскажет об этом древнем народе, разбросанном от Енисея до Тихого океана, родиной которого является Байкал.
Предки эвенков (ранее именовавшихся тунгусами) были носителями глазковской культуры, которая локализована на обширных пространствах рядом с Байкалом: Приангарье, верховья Лены и низовья Селенги. Ученые до сих пор находят характерные захоронения с каменной выкладкой, овальной или подковообразной формы. Эти археологические памятники датируются XVIII-XIII веками до нашей эры – периодом бронзового века. В то время как в Египте строили пирамиды, на берегах Байкала зарождались народы тунгусско-маньчжурской языковой семьи. Со временем они распространились на запад, север и восток, ассимилируя более древнее автохтонное население. По мере распространения по Азии люди глазковской культуры отдалялись друг от друга в языковом и культурном плане, однако еще долго представляли единую этническую общность. Эти люди стали предками великих завоевателей, исследователей и ученых.
Уйдя от берегов Байкала и распространившись до границ Китая и Кореи, тунгусо-маньчжуры создали в 698 году свое первое государство Бохай (или Пархэ), которое включало Маньчжурию, Приморье и часть Корейского полуострова. Однако уже в 928 году Бохай был завоеван киданями. После падения этого государства впервые появился термин чжурчжени. Так стали называть людей, живших от Байкала до Амура, потомков жителей Бохай и завоевателей обширных таежных владений.
Предки эвенков, имея техническое превосходство перед более древним населением, активно захватывали земли Северо-Восточной Азии. Заселяя эти территории, эвенки перенимали часть материальной и духовной культуры местного населения. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них стали характерны три антропологических типа, а также три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.
Чжурчжени, живущие за Байкалом, смогли завоевать северный Китай и создать крупное государство, которое принято называть империей (династией) Цзинь. Буквальный перевод этого слова – «золото», то есть Золотая империя. Силы чжурчженей были несопоставимо малы по сравнению с китайскими, но благодаря тактике молниеносного наступления они смогли покорить весь северный Китай. Это государство просуществовало чуть больше ста лет и пало под ударами монголов. Впоследствии из восточных чжурчженей появится народ маньчжуров, который вновь завоюет Китай и создаст одну из величайших империй в истории.
Чжурчжени, живущие около Байкала, также подверглись нашествию монголов и под их влиянием мигрировали севернее. Они стали известны как тунгусы, сами же они называли себя эвенкил (отсюда современное название). До сих пор наиболее значительная часть эвенков живет в республике Саха (Якутия). Эвенкийскими по происхождению являются многие топонимы и гидронимы в местах, где коренным населением считаются буряты. Многие бурятские и монгольские роды считаются изначально эвенкийскими. Один из таких родов стал княжеским в Российской империи. Это род Гантимуровых. Его основатель, Гантимур, был родственником маньчжурского императора (брачные связи между эвенками и маньчжурами были не редкостью) и видным человеком в Китае. Однако из-за конфликта с повелителем Поднебесной он бежал в Россию, крестился и здесь стал не менее важной фигурой, приняв титул князя. Титулованные Гантимуровы были записаны в V часть Дворянской родословной книги Иркутской губернии. Потомками Гантимура стали также дворяне Катанаевы, но уже без княжеского титула.
С принятием крещения тунгусам (эвенкам) приходилось отказываться от многих обычаев и ритуалов. Например, цзолин Гантимур стал князем Петром, а из девяти его жён официальной осталась только одна. Уже внуки Гантимура вряд ли знали свой родной язык. Однако большинство эвенков продолжало жить как свои предки: охотясь, ловя рыбу и разводя оленей. Кроме того, эвенки обрабатывали шкуры, бересту и были отличными кузнецами, однако с приходом русских это ремесло перестало быть востребованным, поскольку качественные и дешевые товары из Московского царства было легче обменять на пойманного соболя, чем делать что-то самим. Как и другие малочисленные народы Сибири, эвенки «законсервировались» в своем развитии. Возможно, поэтому, в отличие от маньчжуров, они так и не смогли объединиться и создать своего государства.
Впрочем, до совсем недавнего времени они сохраняли уникальные обряды древности. Например, обряд воздушного погребения, когда умершего хоронили на специально построенном помосте высотой в несколько метров или подвешивали на дереве. Предполагали, что таким образом тело передавалось духам предков.
Верой эвенков называют шаманизм. Он включает в себя множество самых различных традиций и практик, в зависимости от региона, однако общим для всех эвенков было одухотворение всех явлений природы, представление о верхнем и нижнем мирах как о нашей земле, представления о душе (оми) и некоторые элементы тотемизма. Кстати, само слово «шаман», которое стало международным, имеет эвенкийское происхождение.
Существовали различные магические обряды, связанные с охотой и охраной стад. Позднее этими обрядами руководили шаманы. В связи с шаманством развились имевшиеся представления о духах-хозяевах, о душе, о духах-помощниках, создалась космогония с миром мертвых. Появились новые обряды: проводы души умершего, очищения охотников, посвящения оленя и множество обрядов, связанных с «лечением» и борьбой с враждебными шаманскими духами.
Согласно шаманскому представлению большинства эвенков, мир состоит из трех миров: верхнего, находящегося на востоке, там, где начинается главная шаманская река Энгдекит, среднего мира – самой этой реки, и нижнего – на севере, куда впадает эта река. В позднейших представлениях верхний мир стал местом пребывания хозяина верхнего мира (сэвэки, эксэри, маин) и оми – душ людей, еще не рожденных на земле, а низовье главной шаманской реки стало миром душ мертвых.
К принадлежностям шамана относились: шаманский кафтан (лом- болон, самасик), шапка с бахромой, спускавшейся на лицо; бубен (унгтувун, нимнгангки) неправильно овальной формы с колотушкой (гису), а иногда посох и длинный ремень. В целом костюм должен был символизировать животное (оленя или медведя).
В религиозных обрядах эвенков имелись обряды, связанные с медведем, его убиением, вскрытием туши и устройством специального лабаза (чуки) для захоронения его головы и костей. У медведя было до 50 иносказательных названий. В преданиях эвенков медведь – герой, пожертвовавший собой, чтобы дать человеку оленей.
Несмотря на то, что эвенков осталось не больше 80 000 человек, их влияние на культуру и историю Азии несоизмеримо с их небольшой численностью.