Когда-то путь от Байкала до Аляски и обратно объединял Старый и Новый Свет и был жизненно важной артерией для Российской империи. Первый Байкальский рассказывает о двухлетнем путешествии отважных людей, повторивших этот полузабытый и опасный путь снова…
В начале XIX века зéмли на много километров к западу от Байкала и на тысячи километров к востоку от него, до самого Тихого океана, относились к Иркутской губернии. В 1799 году здесь была основана Российско-Американская компания, которая занималась торговлей и освоением Русской Америки и современного российского Дальнего Востока. Из Иркутска отправлялись научно-исследовательские и торговые экспедиции. Северные районы и Русскую Америку необходимо было снабжать мануфактурными товарами и продовольствием, в свою очередь оттуда вывозился мех, который высоко ценился на мировом рынке. Люди, проживавшие вдоль этого маршрута, процветали благодаря снабжению экспедиций и караванов различными припасами, транспортом и другими услугами.
Как известно, в 1867 году Аляска была передана Соединенным Штатам Америки, и потребность в снабжении этой территории отпала. К тому времени и торговля мехами уже не приносила прежней прибыли, поэтому путь постепенно стал приходить в упадок. Снабжение северных территорий и Дальнего Востока также стало осуществляться другими путями.
30 мая 2017 года, как раз в честь 150-летия продажи Аляски, стартовала экспедиция, которой предшествовали четыре года подготовки. Необходимо было воспроизвести маршрут по историческим источникам, предварительно разведать несколько участков маршрута, подготовить снаряжение.
Как и экспедиции XIX века, начиналась она из Иркутска. Вдоль западного берега Байкала катамаран «Искатель» проделал первые свои «шаги» по пути на Аляску. После небольшого крюка во Фролихинской заповедник судно под руководством Анатолия Казакевича направилось в Северобайкальск.
Всего в экспедиции участвовало 25 человек. Состав команды менялся на разных участках.
Участок маршрута между Байкалом и Тихим океаном был во многом сухопутным и включал в себя малонаселенные и дикие места, где гораздо чаще можно встретить медведя или оленя, чем человека.
Катамаран приходилось перетаскивать через Прибайкальский хребет, идти по реке Лене, встречая по пути знаменитый памятник природы, Ленские столбы, и плыть против течения по не прощающей ошибок реке Алдан. Одним из самых сложных участков стал переход через Джугджурский хребет, открывающий выход к Охотскому морю. Многокилометровая дорога через этот горный массив работает всего один месяц в году. Как и в старину, так и сейчас этот переход – серьезное испытание.
От порта Аян экспедиция проследовала вдоль берега до Петропавловска-Камчатского, застряв по дороге на две недели из-за циклона «Вася». Забегая вперед, стоит отметить, что путешествие оказалось более аутентичным, чем предполагали ранее, – оно длилось два года вместе с зимовкой на Камчатке. Как в XIX веке.
После зимовки в столице Камчатского края начался настоящий «океанский» этап путешествия. И хотя маленький катамаран держался берега, иногда экспедиции приходилось идти в открытое море. Первый раз это случилось, когда необходимо было пройти Берингов пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. В этом же месте команда «попала» во вчерашний день, когда пересекла линию перемены дат.
Как и прежде, команда редко встречала людей в пути. Но вместо бурых медведей, среди бескрайней морской глади встречались стаи китов. Хрупкое со стороны судно, прошедшее воды Байкала, Лены и Алдана, а также перемахнувшее два хребта, смогло одолеть и воды Тихого океана.
После прибытия на американский берег первым делом команде пришлось пройти необходимые таможенные процедуры в городе Ном. Плавание продолжилось вдоль берега бывшей Русской Америки. До сих пор многое в этих землях напоминает о российском присутствии – географические названия, большая русскоязычная диаспора, архитектурные памятники XIX века.
Экспедиция пошла дальше, вдоль островов и фьордов Аляски, останавливаясь по пути в рыбацких поселках. Всюду, как в России, так и в США экспедицию встречали дружелюбно и восторженно. Люди, живущие на Севере, прекрасно понимают трудности, которые пришлось преодолеть команде катамарана «Искатель», и стараются помочь во всем.
На рассвете 26 августа 2018 года экспедиция завершилась. Катамаран «Искатель» зашел в порт Хомер, неподалеку от крупнейшего города Аляски – Анкориджа.
В 2019 году планируется экспедиция на Гавайи – когда-то бывшие российские владения. На острове Кауаи с тех пор стоит Елизаветинская крепость, построенная в 1816-1817 годах силами Российско-Американской компании.
На этот раз путешествие планируется на экспедиционной яхте и рассчитано на 60 дней. Старт путешествия – порт Хомер, финиш – на Гавайях. Еще один забытый маршрут сибирских купцов будет открыт современными сибирскими учеными и предпринимателями.