Главный обряд свадьбы – поклонение невесты бурханам и онгонам семьи жениха, их родовому очагу, старейшинам рода, старшим родственникам жениха
Бурятская свадьба, которую до сих пор можно увидеть на берегах Байкала, — это не просто особый ритуал, но почти сакральное событие, включающее в себя сговор, сватовство и свадебный поезд…
В выставочном зале и фондах Иркутского областного краеведческого музея (отдел истории) представлен богатейший материал предметов бурятского быта, среди которых – и парадная женская одежда, одевавшаяся по торжественным случаям, в том числе и на свадебные празднества.
Коренные жители Прибайкалья – буряты – бережно сохраняют свое разнообразное и крайне самобытное культурное наследие, в первую очередь связанное с невероятным уважением к ценностям семейного очага и традициям предков. Поэтому заключение брака, расширение и укрупнение рода – одно из величайших событий в жизни обычных бурятских семей.
Свадебная обрядность бурят – это комплекс оригинальных, столетиями выработанных последовательных действий, основанных на национальном мировосприятии народа, и переходящий из поколения в поколение. Свадебный церемониал включал три основных этапа: предсвадебный, собственно свадебный и послесвадебный.
Сговор – это фактически начало сватовства, своеобразное соглашение, договор между родителями жениха и невесты об установлении родственных отношений. Зачастую сговор проходил вообще только между отцами будущих молодых супругов.
Как правило, для проведения обряда сватовства прибывал отец жениха с ближайшими родственниками мужского пола. Но это не означало жесткого запрета на участие в церемонии и женщины. Подобный брачный договор воспринимался сторонами как нерасторжимый юридический акт, подкрепляемый взаимообменом кушаками или хадагами (хадаг – высший универсальный подарок, длинный узкий платок (шарф), который преподносят в знак почтения, дружбы и благопожелания). И если по какой-то причине после сватовства брак не заключался, инициатор нарушения сделки должен был возместить моральные потери штрафом.
Важно было выбрать «правильный» день свадьбы. Поэтому существовала традиция устраивать ее во время новолуния или полнолуния, что, конечно, неслучайно. Бытовала вера, что если вступление в брак согласовано с периодом «зрелой луны», то и совместная жизнь супругов будет гладкой и сытой.
На открытом месте разводили огонь, около которого выкладывали продукты, доставленные стороной жениха, – мясо и тарасун (молочная водка). Кто-то из местных обитателей, как правило – уважаемый старик, проводил обряд жертвоприношения привезенными мясом и водкой духам-покровителям этой земли. Так жених демонстрировал уважение онгонам (онгон – дух предков рода или семьи) рода невесты, обращаясь к ним с просьбой оказать ему защиту, включить в число членов нового рода и помочь будущему процветанию их семьи.
Встречающие представители жениха поджидали свадебный кортеж недалеко от улуса, где проживал будущий муж. С собой у них обязательно были молочные продукты, закуска, тарасун, и теперь уже сторона невесты поклонялась местным божествам.
Обязательным элементом этого знакомства было соревнование молодых мужчин обеих сторон, где на кону стояла специально приготовленная обрядовая голова барана. В этой дружеской схватке должна была победить «команда» жениха. Считалось, что при другом исходе невеста не будет желанной в новой семье.
Очень важную роль в свадебной процессии играла фигура так называемого турушина – человека, который как бы вел свадебный поезд. Он держал в руках стрелу с железным наконечником, торжественно украшенную яркими кусочками ткани и шелковыми кистями. Эта стрела отпугивала злые силы, тем самым обеспечивая благополучный путь невесты к месту нового жительства, оберегала и ее, и счастье будущей семьи. А когда турушин спешивался после приезда перед юртой, он сразу же должен был зайти в нее и с первого раза вонзить стрелу в северо-западный столб жилища.
К человеку, взявшему на себя обязанности турушина, предъявлялись очень серьезные требования: благополучная семья с большим числом детей; прекрасное знание обычаев; дипломатичность, сообразительность, «острый язык», физическая сила. Ведь именно он, фактически, был «лицом» своего рода.
Участников свадебного поезда во дворе жениха приветствовали национальным танцем ехор, а после, соответственно возрасту, приглашали в юрты, где в первую очередь угощали священными продуктами из молока.
По традиции, у невесты должно было быть собственное помещение. И если у семьи не было возможности предоставить отдельный дом, то просто вешали занавеску, за которой и было уединенное место для девушки.
Главный обряд свадьбы – поклонение невесты бурханам и онгонам семьи жениха, их родовому очагу, старейшинам рода, старшим родственникам жениха
Чтобы пройти этот один из самых торжественных обрядов в своей жизни, девушка должна была изменить свой внешний вид, что как бы подтверждало, что она получает статус замужней женщины. Поэтому процедура одевания (если она уже не приехала в свадебном костюме) и причесывания невесты – знаковая, и проводить эту торжественную церемонию могли родственницы жениха, имеющие счастливые многодетные семьи.
Из расплетенной девичьей косы плели мелкие косички, как правило, девять справа и восемь слева, кончики которых оформлялись коралловыми бусинками и золотыми и серебряными монетками. Именно с такой прической девушке следовало быть во время главного свадебного обряда.
В сам свадебный костюм, становившийся впоследствии выходным нарядом замужней женщины, добавляли различные шейные и нагрудные украшения.
Выражение почтения духам-покровителям, божествам семьи жениха, старейшинам, родителям жениха, а также их родовому очагу собственно и означало принятие невесты в новое родовое сообщество.
Интересен порядок обряда в юрте свекра, куда невеста обязательно должна была войти первой, так как перед любым другим гостем мог проскочить плохой дух, способный навредить новобрачным.
Завершался процесс поклонения подношением подарков невесте, где первым подарок вручал отец жениха. Распространенными подношениями считались деньги, монеты из драгоценных металлов, кольца, браслеты, платки…
После ритуала поклонения, где девушка фактически высказала согласие подчиняться новому роду и честно исполнять все обязанности невестки, брак считался оформленным.
Когда гости со стороны молодой жены собирались домой, им преподносили подарки: женщинам – платки, мужчинам – рубашки.