Буряты-шаманисты искренне верят, что мир населяют различные сущности, наделенные сверхъестественными способностями. Это духи, которые влияют на жизнь людей и с которыми обязательно нужно уметь правильно общаться…
От того, как ты умеешь общаться с духами, зависит не только твоя судьба, но и судьба всего рода. Местные на Байкале до сих пор верят, что несчастья связаны с воздействием недобрых сил – насланной ими порчей.
В бурятской мифологии сформировались представления о трех частях мироустройства. Это «верхний мир», в котором живут хорошие божества, «средний мир» – место обитания людей, и мир «нижний» – убежище темных сил бабушки Маяс Хара, злой дочери, рожденной от месяца прародительницей всех богов Ээхэ-Бурхан.
Хозяином «нижнего мира» считается Эрлик-Хан, осуществляющий суд в мире мертвых и поедающий только кровавую пищу. У него есть бесчисленное количество слуг, низших демонов, которых Эрлик-Хан посылает за человеческими душами. Вся «нечисть» восходит к душам людей, либо жившим с нарушением общепризнанных правил, либо погибшим в результате насильственных действий.
«Нечисть» невероятно многообразна:
- «ада» – дух-оборотень, который может быть и добрым, и злым;
- «анахай» – зловредный дух, охотящийся за маленькими, до 7 лет, детьми;
- «муу шубуун» (в переводе – дурная птица) – души девушек, не узнавших любви и погибших насильственной смертью;
- «дахабари» – души женщин, умерших в муках от родов, от женских болезней, от дурного обращения и истязания мужа, одиноких и беспомощных в жизни старух. Словом, души женщин, проживших горькую и тяжелую жизнь. После смерти боги дали им право мстить людям за перенесенное зло и обиды;
- «боохолдой» – дух, в который переходит душа человека после смерти, особенно насильственной. Иногда так называли утопленников. В более узком смысле «боохолдой» – призрак, привидение, домовой.
Зачастую эти злые духи – неупокоенные души умерших. После смерти душа человека в течение 49 дней должна предстать перед Эрлик-ханом, где решается вопрос о ее дальнейшем перерождении. Но не редкость, когда неупокоившиеся духи остаются на земле.
Еще один вид духов, угрожающих человеку, – «сабдаки», потревоженные «хозяева местности». Они начинают возмущаться, а соответственно, и мстить, если произошло неподобающее вторжение в их владения, например вырубка леса ради постройки жилища.
В шаманизме есть собирательное понятие злых духов, вредящих человеку и называемых «альбинами». Более понятный для русского языка вариант – черт. Они питаются энергетикой людей. Изначально, как и все духи, они бесплотны, но «высосав» человеческие ресурсы, «альбины» становятся видимыми. Те, кто сталкивался с ними, рассказывают либо о человекообразных фигурах в половину роста человека, либо о существах, у которых только лицо без тела или только рука с глазами.
Многие духи – оборотни, и предстают они перед человеком в разных обличьях.
Дух «ада» объявляется в виде небольшого зверька с одним глазом и одним зубом или человека, рот которого расположен под челюстью. Может он показаться и собакой, и ребенком, и… надутым пузырем.
«Муу шубуун» подкараулит путника в образе прекрасной девушки с ярко-красными губами, похожими на клюв.
Страшное существо, губящее детей, –«анахай» – имеет либо человеческий вид, но с одним глазом во лбу, либо превращается в кошку или собаку.
«Эзыхе» – дух, который вредит домашнему скоту, принимает облик невысокой старой женщины, высасывающей в темное время суток вымя дойной коровы. Теленок не получает молока и начинает болеть.
С духами, в отличие от богов, люди могут столкнуться в любом месте. И если не проявлять предосторожности, злой дух легко «цепляется» к человеку.
Нужно было учитывать, что духи не любят публичных мест, они селятся в заброшенных юртах или домах, на перекрестках дорог, природных объектах – лесах, горах, пещерах… Особенно много их на кладбищах.
Ссора между духом и человеком может возникнуть из-за ненадлежащего поведения последнего в обиталище духа. Не следует, например, на природе громко кричать, особенно ночью, мусорить, пьянствовать…
Присасываясь к энергии человека, злые духи вызывают у него недомогания, слабость, расстройства здоровья, вплоть до смерти. И каждый умерший придает новые силы «альбину» и, следовательно, делает его еще более опасным.
Часть духов «специализируется» на детях как самых беззащитных представителях человеческого рода. Злые духи-оборотни «ада» насылают на малышей болезни и даже смерть. И «анахай», и «дахабари» также охотятся за ребятишками.
Юношей в лесу или степи поджидает «муу шубуун». Она старается соблазнить парней, чтобы съесть души и, проклевав череп, выпить мозги.
«Боохолдой» выходят «на промысел» после заката солнца. Они передвигаются группами, хулиганят, путают путнику дорогу или сбрасывают его с коня. Если «боохолдой» забрались в человеческое жилище, то они будут пугать людей стуком или странными звуками.
Еще опасны злые духи тем, что могут вселиться в человека. В этом случае они станут подталкивать его к аморальному поведению – пьянству, беспутной жизни, конфликтам с окружающими. Могут вызвать и просто дискомфорт, бессонницу, навязчивые видения, а также несчастные случаи.
Борьба с низшими духами является одной из задач современных шаманов.