Безжалостные духи бурятского шаманизма
Безжалостные духи бурятского шаманизма
© Фото: Первый Байкальский

Безжалостные духи бурятского шаманизма

Буряты-шаманисты искренне верят, что мир населяют различные сущности, наделенные сверхъестественными способностями. Это духи, которые влияют на жизнь людей и с которыми обязательно нужно уметь правильно общаться…

От того, как ты умеешь общаться с духами, зависит не только твоя судьба, но и судьба всего рода. Местные на Байкале до сих пор верят, что несчастья связаны с воздействием недобрых сил – насланной ими порчей.

Представители низшей демонологии шаманского пантеона бурят

В бурятской мифологии сформировались представления о трех частях мироустройства. Это «верхний мир», в котором живут хорошие божества, «средний мир» – место обитания людей, и мир «нижний» – убежище темных сил бабушки Маяс Хара, злой дочери, рожденной от месяца прародительницей всех богов Ээхэ-Бурхан.

Пантеон богов имеет жесткую иерархию.

Хозяином «нижнего мира» считается Эрлик-Хан, осуществляющий суд в мире мертвых и поедающий только кровавую пищу. У него есть бесчисленное количество слуг, низших демонов, которых Эрлик-Хан посылает за человеческими душами.

Вся «нечисть» восходит к душам людей, либо жившим с нарушением общепризнанных правил, либо погибшим в результате насильственных действий.

«Нечисть» невероятно многообразна:

- «ада» – дух-оборотень, который может быть и добрым, и злым;
- «анахай» – зловредный дух, охотящийся за маленькими, до 7 лет, детьми;
- «муу шубуун» (в переводе – дурная птица) – души девушек, не узнавших любви и погибших насильственной смертью;
- «дахабари» – души женщин, умер­ших в муках от родов, от женских болезней, от дурного обращения и истязания мужа, одиноких и беспомощных в жизни старух… то есть женщин, проживших горькую и тяжелую жизнь. После смерти боги дали им право мстить людям за перенесенное зло и обиды;  
- «боохолдой» – дух, в который переходит душа человека после смерти, особенно насильственной. Иногда так называли утопленников. В более узком смысле «боохолдой» – призрак, привидение, домовой.

Зачастую эти злые духи – неуспокоенные души умерших. После смерти душа человека в течение сорока девяти дней должна предстать перед Эрлик-ханом, где решается вопрос о ее дальнейшем перерождении. Но не редкость, когда неупокоившиеся духи остаются на земле. И не так давно средства массовой информации Бурятии сообщали о призраке ребенка, запугавшем население одной из деревень.

Еще один вид духов, угрожающих человеку, – «сабдаки», потревоженные «хозяева местности». Они начинают возмущаться, а соответственно, и мстить, если произошло неподобающее, без определенных ритуалов задабривания, вторжение в их владения, например вырубка леса ради постройки жилища.

В каком обличье являются духи людям

В шаманизме есть собирательное понятие злых духов, вредящих человеку и называемых «альбинами». Более «привязанный» к русскому языку вариант – черт. Они питаются энергетикой людей, усиливаясь от паразитирования на ней. Изначально, как и все духи, они бесплотны, но «высосав» человеческие ресурсы, «альбины» становятся видимыми. Те, кто сталкивался с ними, рассказывают либо о человекообразных фигурах в половину роста человека, либо о существах, у которых только лицо без тела или только рука с глазами.

Многие духи – оборотни, и предстают они перед человеком в разных обличьях.

Дух «ада» объявляется в виде небольшого зверька с одним глазом и одним зубом или человека, рот которого расположен под челюстью. Может он показаться и собакой, и ребенком, и… надутым пузырем.

 «Муу шубуун» подкараулит путника в образе прекрасной девушки с ярко-красными губами, похожими на клюв.

Страшное существо, губящее детей, «анахай», имеет либо человеческий вид, но с одним глазом во лбу, либо превращается в кошку или собаку.

«Эзыхе» – дух, который вредит домашнему скоту, принимает облик невысокой старой женщины, в темное время суток высасы­вающей вымя дойной коровы. Теленок не получает молока и начинает болеть.

Злые духи и человек

Фото

С духами, в отличие от богов, люди могут столкнуться в любом месте. И если не проявлять должной предосторожности, злой дух легко «цепляется» к человеку.

Нужно было учитывать, что духи не любят публичных мест, селятся в за­брошенных юртах или домах, на перекрестках дорог, природных объектах – лесах, горах, пещерах… Особенно много их на кладбищах.

Ссора между духом и человеком может возникнуть из-за ненадлежащего поведения последнего в обиталище духа. Не следует, например, на природе громко кричать, особенно ночью, мусорить, пьянствовать…

Присасываясь к энергии человека, злые духи вызывают у него недомогания, слабость, расстройства здоровья, вплоть до смерти. И каждый умерший придает новые силы «альбину» и, следовательно, делает его еще более опасным.

Часть духов «специализируется» на детях как самых беззащитных представителях человеческого рода. Злые духи-оборотни «ада» насылают на малышей болезни и даже смерть. И «анахай», и «дахабари» также охотятся за ребятишками.

Юношей в лесу или степи поджидает «муу шубуун». Она старается соблазнить парней, чтобы съесть души и, проклевав череп, выпить мозги.

«Боохол­дой» выходят «на промысел» после заката солнца. Они передвигаются группами, хулиганят, путают путнику дорогу или сбрасывают его с коня. Если «боохол­дой» забрались в человеческое жилище, то они будут пугать людей стуком или странными звуками.

Еще опасны злые духи тем, что могут вселиться в человека. В этом случае они станут подталкивать его к аморальному поведению – пьянству, беспутной жизни, конфликтам с окружающими. Могут вызвать и просто дискомфорт, бессонницу, навязчивые видения, а также несчастные случаи.

Борьба с низшими духами является одной из задач современных шаманов.

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Безжалостные духи бурятского шаманизма

Национальный костюм — это код для современного человека. Он помогает почувствовать и понять прошлое народа, его традиции и особенности самосознания. Не говоря уже об особой энергетике, которую передает вещь, изготовленная вручную. Первый Байкальский рассказывает об особенностях костюма древних жителей Байкала и как озеро влияло на моду…

Безжалостные духи бурятского шаманизма

Ужин или обед для древних народов Байкала — это не просто прием пищи, а целый обряд со своими правилами и традициями. О том, как приготовить мясо по-тунгусски и как менялись обычаи питания древних людей озера в зависимости от времени года, рассказываем на Первом Байкальском.

Безжалостные духи бурятского шаманизма

Воды единственного на планете озера-моря всегда требовали к себе почтения. Байкал не вписывается в рамки «добрый или злой». Ему безразлична человеческая жизнь, которую он легко забирает в жертву… Именно о такой истории пойдет речь в нашей новой страшилке.

Безжалостные духи бурятского шаманизма

Рассказываем об Антоне Лосеве, архитекторе, землемере, географе и картографе Байкала.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать