Остров Ольхон – центр священного Байкала – является одним из самых таинственных мест нашей планеты. Он необычайно разнообразен по своим ландшафтным характеристикам, природным явлениям, наличию объектов сакральной шаманской культуры, истории коренного населения – бурят…
Если смотреть на Ольхон сверху, то видно, какая необычайно извилистая береговая линия, с огромным количеством выступов, утесов, скал, заливов его представляет. Большинство из них по внешнему виду связывается человеческим воображением с загадочными фигурами людей или животных, птиц или мифических существ. И вполне объяснимо, что эти кусочки Ольхона носят необычные названия. Пояснение им дается в многочисленных легендах и преданиях, которыми так богат остров.
Одним из самых привлекательных пунктов Ольхона является полуостров Хорин-Ирги, что в переводе с бурятского звучит как «Кобылья голова». Эта западная часть острова представляет собой довольно длинный и вытянутый полуостров с живописными скалистыми мысами, бухтами и одним озерцом – Нуку-Нур (в переводе с бурятского «яма»). Это очень необычное озеро, по очертанию напоминающее сердце, располагается в скальной воронке.
На данном полуострове можно снимать фильмы о начале жизни на Земле. Малообитаемый, покрытый каменными массивами древнейших разломов земной коры, с практически отсутствующей растительностью, но бойко растущими на камнях лишайниками, полуостров вызывает почтительное уважение.
Самую западную оконечность полуострова завершает мыс с одноименным названием. По сути – это отколовшаяся от основной части одинокая скала, отсеченная от самого Ольхона отвесной расщелиной.
Многие местные жители полагают, что именно название мыса дало обозначение всему полуострову, который зачастую сравнивают с прячущимся в воде чудовищем. Скала кому-то кажется похожей на голову плывущей лошади, другим она напоминает череп громадного хищного животного.
Помимо этого объяснения, есть и иные истории о происхождении названия «Кобылья голова». Одна из самых ярких легенд – о том, что здесь был сам Чингисхан со своими воинами, которые устроили стоянку на мысе, где и остался забытый на огромном тагане большой чан с варившейся в нем головой лошади.
Но самым интересным, при этом и жутковатым, кажется предание о бедном пастухе Олодое, жившем когда-то на Ольхоне. Он усердно работал, пас скот у богачей и каждый день мечтал, что наступит тот счастливый миг, когда он избавится от злых и жадных хозяев.
Правителем острова Ольхон был в то время злобный, жестокий и могущественный хан Кутул. Несчетное количество лошадей было у хана, но среди них была одна степная красавица – кобыла Хинта, которая досталась хану как выкуп за плененного сына одного из князьков. Передавая кобылу, князек сказал, что она – потомок легендарной богатырской кобылы и должна стать матерью еще более необычайной лошади.
Принесла Хинта потомство, и жеребенок правда отличался от всех: голова огромная, туловище и ноги – совсем маленькие, как у поросенка, а глаза холодные и неподвижные, как у змеи. Перепугались ханские смотрители за лошадей, бросились к хозяину. Отправил хан табунщиков обратно с приказом – отделить Хинту и ее потомство от стада и постоянно наблюдать за ними. Выполняя указание хана, увидели смотрители, что жеребенок сильно изменился: голова у него сильно выросла, а туловище и ноги стали еще больше усыхать. Ко всему, пугали глаза маленького чудовища, взгляд которого стал напоминать раскаленную стрелу. Жрал он неимоверно много, последние травинки отбирал у матери, которая, в конце концов, издохла. Разгневался хан, понял, что от жеребенка одни неприятности, и поинтересовался, как называют табунщики своего воспитанника. Ответ был краткий – Кобылья голова.
Еще строже указал следить хан за этим выродком, а когда возвращались табунщики домой, совсем страшное приключилось. При взгляде на чудовище, глаза которого диким пламенем горели, окаменели три табунщика, превратившись, под ржание жеребенка, в каменные статуи. Только один, четвертый, самый умный и сообразительный, хитростью уцелеть сумел.
Когда узнал от него хан о судьбе своих слуг, перепугался, созвал всех воинов и пообещал сотню лучших скакунов тому, кто уничтожит Кобылью голову. Услышав об этом, пастух Олодой понял, что это – его шанс. Отправился он к стойбищу Кобыльей головы присмотреться. А там увидел занятную картину – кружащийся над жилищем жеребенка орел ринулся вниз, а Кобылья голова метнула в глаза орлу два луча, и тот упал бесчувственным камнем. И понял Олодой – смертоносные лучи из глаз чудовища действуют на глаза жертвы, превращая ее в камень.
Разные способы использовал хан: и много воинов в чудище стреляло, и князек – хозяин матери чудовища в слюдяном колпаке, предохраняющем глаза, с Кобыльей головой на битву выходил, но все безрезультатно: чудовище только силу набирало. Приказал хан Олодою под страхом смерти Кобылью голову уничтожить.
Обреченно побрел пастух на берег Байкала, загляделся на гладь воды, увидел, как в зеркале, свое отражение, и сообразил, что надо делать. Выманили Кобылью голову из ее лежбища повозкой с душистым сеном, которой управлял Олодой, а когда к Байкалу приблизились, пастух вместе с повозкой нырнул в воду. Достигнув берега, Кобылья голова глянула в воду и заметила свое отражение. Но не узнало себя чудовище, и от своего злобного взгляда окаменело, превратив по пути к воде в каменное изваяние и хана. Когда вынырнул пастух, перед ним стоял каменный холм. Так Кобылья голова на берегу Ольхона и поселилась, но вреда уже никому не приносила.