Транспортное межсезонье: Байкал ждет разрешения «выйти на лед»
© Фото: http://depositphotos.com/
8 февраля 2018 #зима_на_Байкале

Транспортное межсезонье: Байкал ждет разрешения «выйти на лед»

Поговорили с местными жителями о том, почему нельзя выезжать на лед минуя официальную переправу и какие участки байкальского льда считаются самыми опасными.

Лед уже встал, но до открытия официальной ледовой дороги на Ольхон остается еще целая неделя. Наступило межсезонье – навигация паромов давно закончилась, зимний катер, который пускают до закрытия Ольхонских ворот первым льдом, тоже давно не силах пробиваться сквозь схватившуюся шугу, и сообщение с «Большой землей» осуществляют только одинокие хивусы, которых местные жители снисходительно называют «подушкой». Все ждут открытия официальной ледовой переправы, но дорожная служба пока не дает «добро». Мы поговорили с дорожниками и местными жителями о том, как они готовятся к запуску дороги к цивилизации и как переживают это время.

«Первый Байкальский»: Главный вопрос – лед встал?

- Да, на сегодняшний день лед установился, – рассказывает Анатолий Вотинов, начальник отдела инженерных сооружений и паромных переправ Дирекции автодорог Иркутской области. – Сейчас продолжается организация единственной официальной переправы на Ольхон – от Куркутского залива до Куркутской губы на острове. Дорога протяженностью 12 километров. Дорога каждый год находится в одном месте. В эксплуатацию она еще не запущена. На сегодняшний день толщина льда составляет 53-55 см, это недостаточно для большегрузного транспорта. В принципе, уже можно было бы и открыть дорогу, но у нас ведь как – откроешь для легковушек, и сразу поедут лесовозы. Машины проваливаются, люди тонут. Мы предпочитаем перестраховаться, и на нашей переправе такого никогда не случалось.   

«Первый Байкальский»: Когда откроют переправу?

- Планируемая дата – 10-12 февраля. К этому времени ее должны окончательно оборудовать. Нужно поставить все вешки – бруски нужно заглубить в пробуренные лунки, залить водой, чтобы они вмерзли. Сами посчитайте – каждые 50 метров, четыре ряда – это около тысячи штук нужно поставить. На вешках должны быть красные и светоотражающие метки, чтобы их было видно днем и в темноте. На каждом берегу должны быть шлагбаумы перед выездом на лед и пункты контроля, которые наблюдают за безопасностью движения машин.

«Первый Байкальский»: А люди уже ездят? Не по дороге, а вообще, не дожидаясь ее открытия, по льду?

- Люди все время ездят! Как только лед немного установится – местные, которые посмелее, считают, что они имеют полное право переправляться. Построить дорогу – это большая работа. Мы чистим снег, сбиваем торосы, обозначаем путь вешками, ставим знаки грузоподъемности в зависимости от толщины льда. А люди ездят «по дикому», без направлений – посмотрел, куда на том берегу надо попасть, и поехал напрямую. Вот и тонут. Идут там, где есть следы от машин, – значит, кто-то проехал, так и организуются стихийные дороги.

О причинах, которые заставляют ольхонцев рисковать, поведал житель острова Игорь Шрамко.

- Паром закрывает навигацию в последних числах декабря, потом запускают катер. Катер ходит до тех пор, пока мощности хватает разбивать ледовую корочку – в этом году он перестал ходить 14 января. Потом, по первому льду, пускают хивус на воздушной подушке – он по воде ходить не может, винт обмерзает. «Подушка» будет ходить до середины февраля, пока не запустят официальную переправу. Дорога работает, по усмотрению дорожной службы, которая обычно перестраховывается, до начала апреля – в теплые годы могут закрыть прямо первого числа, в холодные – числа до десятого-пятнадцатого.

«Первый Байкальский»: Но ведь местные жители предпочитают не зависеть от официальной переправы и выезжают на лед и до ее открытия, и после закрытия?

- Да. Например, во время ледостава, на сегодняшний день, это уже безопасно. Но у дорожников свои нормативы обустройства ледовых переправ. Когда толщина льда достигает до 30 см, можно было бы открыть дорогу легковым машинам, но они ждут, когда он нарастет потолще, что для нас очень неудобно.   

«Первый Байкальский»: У вас есть свои наработанные тропы?

- Не то чтобы наработанные, просто все знают и объезжают опасные места – это Ольхонские ворота, Кобылья голова, заливы, где со дна бьют теплые ключи. Ходят обычно напрямую в заливы Охой и Куркут. Это не параллельно официальной дороге – она идет в сторону Сармы, уходит в Малое море и идет на Куркутскую губу. Мы ездим по прямой.

Фото

«Первый Байкальский»: Есть у опытных водителей с Ольхона свои секреты, как определять опасные места?

- Конечно, но это трудно объяснить на словах. Главное – определить толщину льда. То, что опытный водитель может сделать на глаз на прозрачном льду, определяют в трещинах. Те, кто едет первый раз в году, промеряют лед, учитывают погоду накануне, знают величину замерзания льда за сутки и едут осторожно. По 25-сантиметровому льду ехать на легковом транспорте уже достаточно безопасно. 

Самые опасные участки байкальского льда

Известный ледовый капитан Александр Бурмейстер рассказал «Первому Байкальскому» о самых опасных участках байкальского льда.

- Нужно помнить, что напротив всех мысов Малого Моря и Мухорского залива малая глубина, и подо льдом идут сильные течения, а со дна бьют теплые ключи. По этой причине каждый год гибнут люди, причем чаще всего – приезжие. Приезжает человек, видит на льду накатанную дорогу и думает, что это безопасно, – местные же знают, где проехать. И они знают, что в феврале и на мотоцикле там еще можно ездить, а уже с начала марта это дорога ведет в открытую воду, но след от протектора колес сохранится до апреля и будет хорошо виден. Со стороны же это выглядит как хорошая дорога. Есть проблемные места с ослабленным льдом, такие, как Шида, Улюрба, Тойнаки, Хунык, Улан-Хан, Кобылья голова, – здесь открытая вода ежегодно начиная с марта, ездить категорически нельзя.

 

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Транспортное межсезонье: Байкал ждет разрешения «выйти на лед»

Как нерпа попала в Байкал? Зачем ей большие глаза и мощные ласты? Сколько времени она может провести под водой на задержке дыхания? Спросили у доктора биологических наук, профессора ИГУ Аркадия Николаевича Матвеева.

Транспортное межсезонье: Байкал ждет разрешения «выйти на лед»

Где искать пузыри на Байкале? Опасны ли метановые пузыри для людей и кораблей? Что общего у Байкала и Бермудского треугольника? Спросили у преподавателя ИГУ, геолога Юлии Андреевой.

Транспортное межсезонье: Байкал ждет разрешения «выйти на лед»

Почему на Байкале высокая сейсмическая активность? Как ученые пытаются прогнозировать землетрясения по состоянию воды? Правда ли, что берега Байкала удаляются друг от друга? Задали эти вопросы профессору ИГУ, доктору геолого-минералогических наук Сергею Васильевичу Рассказову.

Транспортное межсезонье: Байкал ждет разрешения «выйти на лед»

Зачем птицы носят кольца? Правда ли, что бакланы съели весь омуль на Байкале? Куда улетают зимовать чайки? Отвечает орнитолог, ведущий научный сотрудник НИИ биологии ИГУ Игорь Фефелов.

Транспортное межсезонье: Байкал ждет разрешения «выйти на лед»