pic
pic
© Фото: Павел Якушев

Ледовый переход и нежданное путешествие по КБЖД

Наши читатели Павел и Алина Якушевы уже не первый год участвуют в ледовых переходах по льду Байкала. В этом году Павел поделился с нами рассказом и фотографиями о том, как прошла «Встреча с Байкалом – 2018» и как опоздание на электричку позволило открыть для себя КБЖД.

Подготовка

Павел Якушев pic Оператор социокультурных проектов, член Иркутского областного отделения Молодежного клуба Русского географического общества Мы бывали на ледовом переходе в 2017 году и знали маршрут, который нас ждет: электричка от Иркутска до станции Темная Падь, трехкилометровый спуск к побережью до станции КБЖД Старая Ангасолка, переход по льду Байкала с финишем в городе Слюдянка и электричка обратно в Иркутск. Это наиболее популярный маршрут, которым отправляются организованные группы несколько раз в марте, когда погода позволяет совершать такие переходы.

Несмотря на то, что ледовый переход — не очень сложное испытание, но к нему все равно стоит подготовиться:

1. Обувь должна быть непромокаемой. Байкал в марте — это многочисленные лужи на поверхности льда. Кроме того, в промежутке от Темной Пади до Ангасолки протекает небольшая речка, которая станет серьезным испытанием для вашей обуви. Желательно взять дополнительные носки.

2. Теплая одежда. Несмотря на жару и палящее солнце, которое отражается от снега, вас может настигнуть холодный байкальский ветер на всем протяжении пути.

3. Питьевая вода или чай в термосе. Когда ты долго идешь и тебе жарко, глоток воды или чая вернет тебе силы.

4. Наличные деньги. Если вы собрались в ледовый переход, то даже находясь в организованной группе и заранее купив билеты, нужно иметь резервные деньги. Они могут пригодиться на станции Старая Ангасолка, где для участников перехода устраивают платные развлечения и предлагают шашлыки. Если вы не потратили деньги там, то их можно потратить в Слюдянке на еду, питье или байкальские сувениры, которых там в избытке.

5. Не брать много всего. Вы не покоряете Эверест, поэтому не нужно брать палатку, фонарик, веревку и кучу других приспособлений. Чем меньше вещей с собой, тем легче идти.

КБЖД

Даже хорошо подготовившись и все предусмотрев, можно попасть в неожиданную и неприятную ситуацию. Мы опоздали на электричку. Следующий электропоезд до станции Темная Падь должен был идти только следующим утром. Можно было отказаться от перехода либо искать другие пути добраться до Темной Пади или Старой Ангасолки. Мы выбрали второе.

Альтернативный путь, который мы избрали, — это маршрутка до поселка Култук и пеший переход по шпалам кругобайкальской железной дороги до Старой Ангасолки, где мы должны были встретиться с основной группой.

До Култука мы добрались быстрее электрички, хоть и отправились гораздо позже. Потратили немного времени на путь до станции и пошли вдоль путей к нашей цели.

Как мы потом узнали, из маршрутки можно было высадиться рядом со станцией Темная Падь и добраться до Старой Ангасолки еще быстрее. 

Путь от Култука до Старой Ангасолки составляет 8 километров. Этот одноколейный участок кругобайкалки представляет собой узкую полоску земли между скалами и Байкалом с несколькими небольшими мостами и тоннелями. Выступающие в Байкал мысы делают дорогу извилистой. Шанс быть задавленным поездом на КБЖД низкий, но мы все равно прислушивались к любому шуму по пути.

Постройки на КБЖД веют стариной, многие из них были созданы больше века назад. По дороге нам встречались коровы, непонятно как забравшиеся на отвесные скалы, и собаки, которые как будто охраняли полузаброшенные пути. Полуденное солнце жарило так, что уже через час правая сторона лица, смотревшая в сторону Байкала, буквально горела.

Впрочем, любоваться видами не всегда удавалось, потому что нужно было все время смотреть под ноги, чтобы не «запнуться». Идти по шпалам не очень удобно, особенно когда ты спешишь. Извилистая дорога давала надежду на то, что за поворотом нас ждет Старая Ангасолка, но каждый раз мы обманывались. Однако спустя полтора часа мы все-таки добрались до места, где наша группа уже вовсю уплетала гречку с тушенкой из полевой кухни. Стоит отметить, что мы спешили не в последнюю очередь из-за этой чудесной гречки, которая на Байкале как будто в два раза вкуснее.

Встреча с Байкалом

Фото

Как и в прошлом году, участников перехода всячески развлекали, кормили, а потом собрали на групповое фото. Традицией переходов стало выстраивание его участников в форме чего-то, связанного с Байкалом. В прошлом году мы выстраивались в форме самого священного моря, а в этом — в форме гигантской нерпы. После этого длинной цепочкой мы пошли в сторону Слюдянки.

В этом году маршрут проходил мимо торосов и других ледяных препятствий, поэтому идти было легко, и можно было наслаждаться пейзажами вокруг: светящиеся на солнце шапки гор Хамар-Дабана, уходящая вдаль ледяная пустыня и при этом жара. Это странное сочетание — не единственное. Довольно необычно видеть такой большой поток людей, снегоходов и машин посреди ледяного Байкала. Кроме снегоходов и машин, которые были в основном спасательными (на всякий случай), мимо нас то и дело пробегали лыжники.

Если в прошлом году лед временами трещал под нашими ногами, то в этот раз он был непоколебимо тих и спокоен. Талых участков тоже практически не было.

В Слюдянке «переходников» встречали печеньем в виде рыбы омуль и электричка, доставившая нас в Иркутск.

«Ледовый переход – 2018» стал также и первой встречей с КБЖД, о чем мы ни разу не пожалели. Жаль, что следующий переход будет только через год, встретимся в 2019 году, ледяной Байкал!

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Байкал интересен со всех ракурсов, но особенные ощущения возникают, когда ты словно становишься его частью, оказываешься посреди вод. «Первый Байкальский» расскажет о самых главных водных маршрутах Священного моря.

pic

На Байкал едут туристы и фотографы со всего мира. Что же все-таки фотографировать зимой на Байкале и, главное, как?

pic

По данным статистики, два последних года на Байкал приезжало по миллиону туристов. Отдых на Ольхоне становится не только популярнее, но и стремительно расширяет географию - сюда едут буквально со всего мира. Мы задумались - а когда на острове впервые появились туристы? Кто они были? Почему Ольхон стал так популярен?

pic

Поговорили с местными жителями о том, почему нельзя выезжать на лед минуя официальную переправу и какие участки байкальского льда считаются самыми опасными.