pic
pic
© Фото: Алексей Байфа
31 января #кбжд #туризм

Байкал в окне: поезд Иркутск — Улан-Удэ

Маршрут Москва — Пекин становится все популярнее, и все больше и больше туристов выбирают его, чтобы увидеть великое озеро. «Первый Байкальский» расскажет об одном из самых красивых участков этого пути, который раскинулся между Иркутском и Улан-Удэ.

Туристы, совершающие путешествие по России на поезде, чаще всего делают остановку как раз в Иркутске, и это немудрено, потому что из этого города легче всего добраться до Байкала. Листвянка и Малое Море — наиболее изученные места на Западном Байкале, но от этого не менее манящие и загадочные. Прервать на пару-тройку дней путешествие в Пекин ради красоты глубочайшего и чистейшего в мире озера, несомненно, стоит. Тем более что за три дня дороги вы наверняка устанете от бесконечного движения и стука колес поезда.

Отъезд из Иркутска не значит прощание с Байкалом. Виды, которые открываются путешественнику, — одни из самых вдохновляющих на всем Транссибе. Но обо всем по порядку.

Первые полчаса путешествия вас, скорее всего, не впечатлят. В это время за окнами можно наблюдать пригороды Иркутска и Шелехова, навевающие тоску промышленные пейзажи и небольшие поселки. Заказывайте чай у проводника, устраивайтесь поудобнее и готовьтесь к красоте.

Олхинское плато

Фото

После станции Гончарово начинается Олхинское плато — часть экосистемы Байкала, образующая треугольник, ограничена с юга озером Байкал, с северо-востока Иркутским водохранилищем и с северо-запада рекой Иркут. Своими видами плато напоминает широко известный природный заповедник «Столбы», находящийся в Красноярском крае.

Олхинское плато представляет собой лесистую возвышенность со средними высотами 500–800 метров, изобилующую скалами-останцами высотой до 75 м, самыми известными из которых являются Витязь (30 м), Идол (20 м), Зеркала (16 м) и Старуха Изергиль (25 м). Вообще походы на эти скальники — довольно популярный туристический маршрут у иркутян. Так что если вы хотите задержаться в этом городе подольше, то обязательно посмотрите эти скальники.

Южная часть плато, вплотную подступающая к Байкалу, круто обрывается у озера, образуя скальные утёсы, вдоль подножия которых протянулась «золотая пряжка Транссиба» — Кругобайкальская железная дорога, знаменитая своими историческими архитектурными сооружениями. «Первый Байкальский» писал об истории этого уникального строения и о том, какие места стоит посетить, если у вас есть время на отдельное путешествие по КБЖД.

По мере приблежения к Байкалу дорога вдоль плато изобилует поворотами, серпантинами и тоннелями. Станция с говорящим названием «Чертова гора» — последняя на плато. Дорога через Чертову гору — самая извилистая и красивая. В это время нужно доставать фотоаппарат или видеокамеру, а можно просто смотреть в оба, чтобы навсегда запомнить красоту озера и набраться впечатлений.

Южный берег

Появление Байкала не останется незамеченным: вид на озеро открывается с большой высоты, и поэтому от него невозможно оторваться. Особенно прекрасен вид на закате, когда Священное море окрашивается в алый цвет. Пока поезд спускается с плато на равнину, он проходит через несколько тоннелей и крутых поворотов, которые остаются последними сложными участками на пути в Улан-Удэ.

Интересна своим красивым мраморным вокзалом станция Слюдянка. Поскольку станция узловая, то большинство поездов делают здесь остановку. На вокзале Слюдянки можно купить байкальских сувениров и местные рыбные деликатесы.

Дальнейший путь проходит вдоль самого берега, поэтому из окон поезда, если повезет, можно увидеть знаменитого байкальского тюленя — нерпу. Из окон с другой стороны открываются виды горной страны Хамар-Дабан с ее многочисленными снежными вершинами, лесами и реками.

Бурятия

Постепенно поднимаясь на северо-восток, поезд сворачивает направо и приближается к Селенге. В это время можно заметить, как меняется ландшафт. Южный берег Байкала — самое влажное место в Прибайкалье, он отличается богатой растительностью. В то же время территории за Байкалом — гораздо более сухой регион. Здесь превалируют степи, и даже вдоль Селенги можно увидеть ровную земную гладь. Впрочем, хребет Хамар-Дабан продолжает сопровождать Транссиб и добавляет разнообразия в пейзаж.

Справа и слева от путей временами начинают попадаться табуны лошадей, отары баранов и стада коров. Станций на пути не очень много, тем более что поезда на них в основном не останавливаются. Выглядят они неказисто, но порой достаточно своеобразно: некоторые станции были построены до революции и сохранили архитектурный стиль тех времен, другие были построены после революции и несут отпечаток советских традиций.

Улан-Удэ

Путешественники часто проезжают Улан-Удэ мимо и едут дальше в Улан-Батор, несмотря на то, что в столице Бурятии тоже есть на что посмотреть. Более четверти населения республики — буряты, и поэтому Улан-Удэ сочетает в своей архитектуре европейский и азиатский стили. Помимо церквей здесь можно увидеть много буддийских дацанов, а некоторые здания сделаны в монгольским стиле, присутствуют даже юрты. Своеобразные памятники и обилие автомобилей с монгольскими номерами создают иллюзию, что ты уже находишься заграницей. Но, увидев на центральной площади огромную голову Ленина (кстати, самую большую в мире), ты понимаешь, что всё-таки ты в России. В Улан-Удэ есть свои музеи, парки, рестораны с национальной бурятской кухней (где много мяса) и даже свой Арбат.

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Байкал интересен со всех ракурсов, но особенные ощущения возникают, когда ты словно становишься его частью, оказываешься посреди вод. «Первый Байкальский» расскажет о самых главных водных маршрутах Священного моря.

pic

Наши читатели Павел и Алина Якушевы уже не первый год участвуют в ледовых переходах по льду Байкала. В этом году Павел поделился с нами рассказом и фотографиями о том, как прошла «Встреча с Байкалом – 2018» и как опоздание на электричку позволило открыть для себя КБЖД.

pic

На Байкал едут туристы и фотографы со всего мира. Что же все-таки фотографировать зимой на Байкале и, главное, как?

pic

По данным статистики, два последних года на Байкал приезжало по миллиону туристов. Отдых на Ольхоне становится не только популярнее, но и стремительно расширяет географию - сюда едут буквально со всего мира. Мы задумались - а когда на острове впервые появились туристы? Кто они были? Почему Ольхон стал так популярен?