pic
pic
© Фото: http://depositphotos.com/

Рассказ о том, как в Иркутске велосипеды появились

Рассказываем интереснейшую историю о том, как дореволюционный Иркутск стал центром велосипедного спорта Сибири, а также о возможностях современного уникального «экстрима» байкальских дорог.

Первые велосипеды, а, соответственно, и велосипедисты появились в Иркутске в начале 90-х годов XIX столетия, в 1891 – 1892 гг.

На тот момент приобретение велосипеда было равносильно покупке вещи из разряда «роскошь», так как во второй половине века его стоимость колебалась от 250 до 400 рублей (для сравнения: средняя зарплата рабочего – около 20 рублей в месяц, стоимость рояля – около 200 рублей, лошади для повозки – около 100 рублей).

По разным данным можно достаточно условно представить увеличение численности велосипедов в городе. Полагают, что в 1891 году их было всего 2-3, ну а для передвижения по улицам подобный вид транспорта использовал только А.И. Шумихин, которого ряд источников называют организатором велосипедной езды как спорта в городе. Другие передают «пальму первенства» в этой сфере известному купцу Н.В. Яковлеву, владельцу первого в городе оружейного магазина и хозяина первого авто. Через год, к началу велосипедного сезона, в городе было уже около 15 хозяев велосипедов. И они демонстрировали свои новинки горожанам, совершая коллективные поездки.

Вызванный в городе из-за подобного новшества ажиотаж поддерживался хозяевами велосипедов, которые считали обязательным ритуалом отправиться вместе со своим сокровищем через центр города в фотографию, чтобы запечатлеть столь значимое событие своей жизни.

Но не у всех данная новинка вызывала позитивную реакцию. Не забывайте, что тогда основной вид транспорта в Иркутске был – «лошадиная сила», но не та, которая сегодня считается количеством «лошадок» под капотом современного автомобиля, а натуральная, гужевая. И поэтому раздражение ряда горожан вызывало то, что велосипедисты… пугали лошадей, а иногда и наезжали на них. Извозчики возмущались, писали жалобы в полицию, и, как результат, во избежание недоразумений полицмейстер просто запретил ездить по городу на велосипедах. 

Спортсменам срочно нужно было искать выход, и он нашелся, когда было решено объединиться и создать общество велосипедистов-любителей. Необходимо было изменить негативное отношение к велосипедному спорту, пропагандировать его преимущества для членов иркутского городского общества. По разным данным, велосипедов в Иркутске к моменту собрания было уже целых 34 штуки (октябрь 1892 года – дата спорная). Уместно напомнить, что накануне прокладки Транссиба (1898 год) население города достигало около 50 тысяч человек. Руководителя общества называли командором, и им был избран один из инициаторов сообщества А.И. Шумихин.

Фото

Оставалось решить основную проблему – возможность поездок на велосипеде по улицам. Существующие правила, исходя из которых при встрече лошадей, обна­руживающих испуг, едущий на велосипеде обязан сойти с него, устраивали не всех, так как эти же правила запрещали велосипедистам двигаться по основным улицам города, напротив пароходных пристаней, на всех базарных площадях, а также на мостах. Но постепенно симпатии горожан были велосипедистами-любителями завоеваны, так как в практику вошла организация велосипедных состязаний с демонстрацией цирковых номеров. И городские власти выделили обществу велосипедистов 13 десятин земли в красивейшем месте – березовой роще в предместье Глазково (Кайская роща). 30 мая 1893 года в Иркутске была открыта спортивная площадка с велосипедным треком, фактически являющаяся целым спортивным городком, в котором были и беговые дорожки, и гигантские шаги для детей, и крокет, и кегли, и даже детские велосипеды. 

Так как к моменту открытия были готовы трековые дорожки, вполне естественно, что программа открытия включала уже и собственно велосипедные гонки. Городские власти и общественность города сформулировали для себя цель создания такого объекта достаточно просто – содействие развитию у молодежи интереса к спорту. Но открывался циклодром традиционно – молебном, после которого собственно развлечения и наступили. Городской голова В.П. Сукачев праздновал вместе со всеми. Членам общества велосипедистов-любителей было чем гордиться. На момент открытия циклодрома в общество входило уже около ста человек – владельцев велосипе­дов известных марок «Дукс», «Сафати», «Рудж» и «Ковентри». 

Очень скоро именно циклодром, являющийся фактически единственным подобным сооружением Сибири, становится любимым местом празднества иркутян.

Известно, например, что в 1894 году пожарные города со знаменем отправились за циклодром, где состоялось гуляние и угощение нижних чинов.

С 1895 года на циклодроме стали проводиться спортивные гонки, на которых победителю присваивали звание «Первый ездок Иркутска» и вручали золотой жетон.

Ко всему, был построен и летний театр, где летом 1896 года проводились концерты, а за два месяца до дня коронации Николая II (состоялась 14 (27) мая 1896 года) в Москву с целью успеть на это торжественное мероприятие отправились с циклодрома два велосипедиста – Алфимов и Распопин.

С 1900 года публично на велосипедных соревнованиях осмелились появиться и женщины. На мужских велосипедах и в мужских костюмах две сестры приняли участие в состязаниях на дистанции 1500 метров. По сообщениям прессы, победительницей стала старшая сестра – М.И. Петражевская, награжденная золотым жетоном «За первые дамские гонки».

В тот период именно велосипед являлся основным транспортным средством, способствующим развитию туризма в городе, так как предоставлял возможность достаточно мобильно исследовать окрестности Иркутска.

Но после революции и Гражданской войны популярность велоспорта в городе снизилась, однако эта уже другая история.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
pic

Внимание, экотуристы! Мы нашли для вас идеальное (и уникальное) место для посещения на озере! Водопад на реке Безымянной является уникальным памятником природы Байкала, а бухта, в которой он расположен, — хрестоматийный пример последствий ледниковой деятельности на Байкальском хребте.

pic

Мало кто знает, что Байкал не только обогащает духовно, но и делает человека менее восприимчивым к болезням.

pic

Байкал и его уникальная экосистема ежегодно привлекают ученых и исследователей. Они приезжают сюда, чтобы узнать этот край и найти новые решения, которые помогут его сохранить. Экспедиции на Байкал стали важной частью жизни озера. Рассказываем о самых интересных из них.

pic

Сезон «тихой охоты» в разгаре: с начала августа и до поздней осени сибирские леса порадуют грибников своими сокровищами.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать