Big Trails for the Big Lake
Big Trails for the Big Lake
© Photo: Key To Baikal
July, 29

Big Trails for the Big Lake

We talked with Roman Mikhailov, the head of the development department of the Big Baikal Trail, about what trails lake need today and how the organization has changed over the past 15 years.

We arrived in Bolshiye Koty early in the morning. The coast of Baikal was empty. A large wooden house with white triangular frames on the windows – a biologists’ station - could be seen behind the quay. It was surrounded by the roofs of gray slate and brilliant metal on the left and on the right. Farther away, the cold Baikal wind tousled the crowns of the endless forest.

We changed clothes in an empty biologists’ house and headed off to the dirt road. The road narrowed after the dusty transformer surrounded by a frail wooden picket fence with threatening yellow signs; then it became a trail and went deep into the forest.

The trail went along the coast, descending and ascending in smooth hills. Sometimes it turned into a bare cliff sinking in the brilliant Baikal. After 5 hours of a long serpentine road, the forest ended, and we finally descended to Listvyanka. This is a part of Baikal that can be seen along the most popular trail “Bolshiye Koty – Listvyanka”.

Around Baikal

A couple of centuries ago, ethnographers and geographers spent years on their travels around Baikal, made maps and wrote books. In the 70s, 90s, local tourists, Irkutsk local historians and foreigners went around Baikal, made photos and wrote books.

In their books, they often pondered about a single trail that would go along the entire Baikal coast in a ring.

“Now we have no such infrastructure on Baikal that would allow a simple tourist to safely go around the entire lake without spending half a year on it”, as Roman Mikhailov, the Head of Development and Public Relations at the “Great Baikal Trail”, says.

The GBT Association gathers volunteers from all over the world for building trails around Baikal.

“Last year, we celebrated the 15th anniversary”, Roman continues. “During this time we have done a lot of things, and still they are not enough. Our volunteers built 500 km of trails – this is an impressive figure. But any path needs service:  repairs and cleaning. We cannot abandon our previously built trails. GBT participants do not build a single trail; instead, they build a system of hiking trails. Such a system exists both in Irkutsk Oblast and in Buryatia. The most famous sections are the 24-kilometer trail from Listvyanka to Bolshie Koty and 34-kilometer trail from Bolshie Koty to Bolshoye Goloustnoe. There are more difficult routes, for example, the 100-km “Frolikhinsky Coastal Trail of Adventures” in the north of Baikal. The GBT with German volunteers from “Baikalplan” spent several years on reconstruction of its sections.

“The trails mainly pass through nature reserves and national parks. In other places it is not always possible to pass safely; in general, in some places it is not allowed to walk at all. Try to imagine cliffs, rocks, impassable taiga forests... Only bears live there. For example, the Baikal-Lena Natures Reserve consists of 100 km of the wild western coast that is called “The Coast of Brown Bears”. You cannot stay there without an inspector equipped with a gun. However, this section can be passed on a canoe.

Roman Mikhailov started to work with GBT 6 years ago.

“I wanted not just to walk with a backpack and burn fires, but make myself useful or discover new places. The first couple of years I worked as a volunteer, and then the GBT won a grant, and they hired me to their staff. Before that I worked in a travel agency, taught English…

All the trails were built by volunteers. Aside from volunteers coming from all over Russia, foreigners also come to the GBT. They are united in a group and sent to the project point for two weeks. Volunteers live in tents, cook on a fire and work for 6 hours a day. They work with pickaxes, level the ground with shovels, clear the corridors of trails - remove the bushes and fallen trees, build bridges and brushwood roads, install signs. They use no equipment, except for chainsaws.

Фото

“This is very expensive and unreasonable for the time being; if we have a project in a suitable place, for example, dangerous one, we may need equipment there, because volunteers cannot be exposed to danger”.

This year, GBT has become an association and is implementing 15 projects with the support of a presidential grant.

“There are a lot of projects”, Roman says proudly. “We are currently working in the Pribaikalsky and Zabaikalsky national parks, Baikal Nature Reserve, in Barguzinsky and Severobaikalsky districts, as well as on the territories of some municipalities and forestry enterprises. There will be a couple of projects in the Baikal Reserve. There is a 12-kilometer trail there that goes through the cedar taiga to “Bear’s Corner” right within the Khamar-Daban ridge. The place is very beautiful. But the climate is wet there, the trail crumbles or is washed off pretty often: the it needs constant maintenance, but we only have few people.

Today, the staff of the “Great Baikal Trail” consists of 15 people. We should also mention the key personnel of experienced volunteers including 10-15 people.

“Last week, two of our specialists went to explore the valley of the Shumilikha River; the project titled “To the Country of the Barguzin Sable ” will be implemented there”.

Before beginning any project, several GBT workers explore the site: they go there, assess scope of work, the condition of the trail – the way it looks after the winter, what tools will be needed, where to get water, how to send a working team there...

After that, a group of volunteers with a team leader, a translator and ab assistant gathers at a strategic point – the GBT hostel in Irkutsk, in Ulan-Ude, or Severobaykalsk, then they leave for the project site.

When Severobaikalsk and Baikal-Amur railway were built, an old village was found in the mouth of the Tyya River; the settlement was abandoned in the middle of the last century. The GBT will build a new 20-kilometer trail leading from this village to the Slyudyanskiye Lakes. This project will begin in August.

Three years ago, the trail from the village of Bolshoye Goloustnoe to the Peschannaya Bay was blocked by fires.

“500-600 meters of the trail leading to the Peschannaya Bay were built last year, 300 meters were built one year ago, and we need a total of 50 km. The work is proceeding slowly, because all our main resources are spent on maintaining old trails.

Broken Glass Effect

Big Trails for the Big Lake

“We have constructed a path from Listvyanka to Bolshiye Koty, we could continue this work, but we need to maintain the trail: the summer traffic there is the biggest - from 200 to 300 people a day. Yes, these tourists throw away litter, but judging by our experience, I can say that there is much less litter on one big trail than on small parallel ones. You know, this is an effect of broken glass: if there is no normal trail, people themselves create a network of spontaneous trails. If we build one large and safe trail, instead of this network, people will only walk along it, and the amount of litter will decrease. Besides, it is very convenient to maintain it: one person will pass and collect all the garbage.

A properly construct trailed is the basis of ecotourism infrastructure. The amount of garbage found on the trail has grown smaller, but tourists also leave it in Bolshiye Koty. It is very difficult to take the garbage out from there; tourists do not know about it.

“Yes, garbage collection is a big problem for Bolshiye Koty, but when trail appeared, the village brightened up: guest houses opened, the store began to work all day long, not just for a couple of hours, like before. And although we do not know how local people treat tourists, the fact is that our trails are useful for the villages of Baikal region.

Our Projects are Implemented not only on Baikal

The Vityaz Cliff, a very popular place, is located in Shelekhovsky district on the Olkhinskoye plateau. In summer, morning trains carry dozens of tourists there and take them back in the evening. All kinds of people have been going here for a long time: schoolchildren, city old ladies, office clerks, and sports rock climbers.

“Everyone wants this place to become a natural park of regional importance. We try to be active drivers of this idea; this year we are implementing 4 projects there”.

The GBT plans to equip routes to 20 cliffs on the Olkhinskoye plateau during three years.

“We will repair the trails - remove the roots, improve the roads with pits and puddles, build bridges. Several years ago we built a bridge to the nearby “Idol” cliff. After a couple of years, it was washed away with water. So we restored it”.

Although many people know about the Olkhinskoye plateau, for the majority of people a one-hour walk to Vityaz always turns into a whole adventure. People get lost, wander in the forest.

“Inexperienced tourists need signs as much as air to breathe. And we focus primarily on the unprepared people”.

Tell friends
Related articles
Big Trails for the Big Lake

New photo narrative from our #ThePeopleOfTheLake series.

Big Trails for the Big Lake

In 2019 we celebrate the 50th anniversary of the Baikal State Natural Biosphere Reserve. Here is a photo tour around its beautiful boundaries, to see its modern visitors’ center, open-air expositions, and eco-tourist complexes.

Big Trails for the Big Lake

The expedition for monitoring of the ecological state of Lake Baikal ended in September. It was organized by En + Group together with the Lomonosov Moscow State University and was aimed at determining the actual risks and threats to the lake created by anthropogenic load, technology-related factor and natural processes. The results of the expedition were summed up by its leader, Candidate of Biological Sciences, Senior Researcher at the Department of Hydrobiology of Moscow State University, Mikhail Kolobov.

Великому озеру — большие тропы
© Фото: Первый Байкальский
29 июля #экотуризм

Великому озеру — большие тропы

Мы поговорили с Романом Михайловым, руководителем отдела развития «Большой Байкальской Тропы» о том, какие тропы нужны озеру и как изменилась организация за последние 15 лет.

В Большие Коты мы приплыли рано утром. Байкальский берег был пуст. Выше за причалом стоял большой деревянный дом с белыми треугольными наличниками на окнах – станция биологов. Слева и справа от нее вырастали крыши из серого шифера и блестящего металла. Еще дальше холодный байкальский ветер трепал бесконечный лес.
Мы переоделись в пустом домике биологов и вышли к грунтовой дороге. После ржавеющего трансформатора, окольцованного хилым деревянным штакетником с угрожающими желтыми табличками, дорога сужалась в тропу и уходила в лес.

Тропа шла вдоль берега, спускаясь и поднимаясь плавными холмами. Иногда она превращалась в голый обрыв, тонувший в блестящем Байкале. Спустя 5 часов после долгого серпантина лес закончился, и мы наконец спустились к Листвянке. Это – часть Байкала, которую можно увидеть вдоль самой популярной тропы «Большие Коты – Листвянка».

Вокруг Байкала

Пару веков назад этнографы и географы тратили годы, чтобы обойти Байкал, составляли карты и писали книги. В 70-х, 90-х местные туристы, иркутские краеведы и чужаки-иностранцы обходили Байкал, фотографировали и писали книги.

В своих книгах они часто размышляли о единой тропе, которая бы кольцом проходила по всему байкальскому побережью.

- Сейчас на Байкале нет такой инфраструктуры, которая позволила бы простому туристу безопасно обойти все озеро и не потратить на это полгода, – рассказывает Роман Михайлов, руководитель отдела развития и связей с общественностью в «Большой Байкальской Тропе».

Ассоциация «ББТ» собирает со всего мира волонтеров, которые строят тропы вокруг Байкала.

- В прошлом году мы отметили юбилей – 15 лет, – продолжает Роман. – За это время мы сделали и много, и мало. Наши волонтеры построили 500 км троп – это внушительная цифра. Но любую тропу нужно обслуживать – ремонтировать и расчищать. Мы не можем бросить наши ранее построенные тропы. ББТ не строят единую тропу, они строят систему туристских троп. Такая система есть и в Иркутской области, и в Бурятии. Самые известные участки – 24-километровая тропа из Листвянки до Больших Котов и 34 километра от Котов до Большого Голоустного. Есть и более сложные маршруты, например 100-километровая «Фролихинская прибрежная тропа приключений» на севере Байкала. Несколько лет ББТ с немецкими волонтерами из Baikalplan реконструировали ее участки.

- Тропы проходят, в основном, по заповедникам и нацпаркам. В других местах не всегда можно безопасно пройти, вообще не везде разрешается пройти. Представьте: утесы, скалы, непроходимые таежные леса... Там только медведи живут. Вот, например, Байкало-Ленский заповедник – это 100 км дикого западного побережья, которое зовут «Берегом бурых медведей». Без инспектора с ружьем там нельзя находиться. Но этот участок можно пройти на байдарке.

Фото

Роман Михайлов попал в ББТ 6 лет назад.

- Я хотел не просто гулять с рюкзаком и жечь костры, а приносить какую-то пользу или открывать новые места. Первые пару лет я волонтерил, а потом ББТ выиграла грант, и меня взяли в штат. До этого я работал в турфирме, преподавал английский...

Все тропы строили волонтеры. Кроме волонтеров со всей России, на ББТ приезжают и иностранцы. Из них формируют группу и «забрасывают» в точку проекта на две недели. Волонтеры живут в палатках, готовят на костре и работают 6 часов в день. Они работают кирками, лопатами ровняют землю, расчищают коридоры троп – убирают кустарники и упавшие деревья, строят мосты и гати, устанавливают знаки. Никакой техники не используется, кроме бензопил.

- Это очень дорого и пока необоснованно – если у нас появится проект на подходящем, к примеру, опасном участке, возможно, туда понадобится техника, ведь волонтеров нельзя подвергать опасности.

В этом году ББТ стала ассоциацией и делает 15 проектов при поддержке президентского гранта.
- Проектов много, – гордится Роман. – Сейчас мы работаем в Прибайкальском и Забайкальском нацпарках, Байкальском заповеднике, Баргузинском, в Северо-Байкальском районе и на территориях некоторых муниципалитетов и лесхозов. В Байкальском заповеднике будет пара проектов. Там есть 12-километровая тропа, которая идет через кедровую тайгу до «Медвежьего угла» прямо в хребет Хамар-Дабана. Очень красивое место. Но там сырой климат, тропа часто осыпается, ее размывает – она нуждается в постоянном обслуживании, а людей у нас немного.
Сегодня в штате «Большой Байкальской Тропы» 15 человек. Плюс ядро опытных волонтеров из 10-15 человек.

- На прошлой неделе двое наших специалистов ездили на разведку в долину реки Шумилиха, там будет проект «В страну Баргузинского соболя».

Перед началом любого проекта несколько работников ББТ уходят на разведку – выезжают на место, смотрят объем работ, оценивают состояние тропы: как перезимовала, какие понадобятся инструменты, где брать воду, как забросить группу...

Уже после группа волонтеров с лидером-бригадиром, переводчиком и помощником собирается в стратегической точке – хостеле ББТ в Иркутске, в Улан-Удэ или Северобайкальске – и выезжает на место проведения проекта.

Когда строили Северобайкальск и БАМ, в устье реки Тыя нашли старую деревню, которая была брошена в середине прошлого века. От этой деревни ББТ построят новую 20-километровую тропу до Слюдянских озер. Этот проект начнется в августе.

Три года назад тропу из поселка Большое Голоустное в бухту Песчаную завалило пожарами.
- В прошлом году в Песчанку построено 500-600 метров тропы, в позапрошлом – 300, а нужно – 50 км. Работа идет медленно, ведь все наши основные ресурсы уходят на поддержание старых троп.

Эффект разбитых стекол

Великому озеру – большие тропы- Мы построили тропу от Листвянки до Больших Котов, мы строили бы дальше, но нужно поддерживать ее, летом там самый большой трафик – от 200 до 300 человек в день. Да, эти туристы мусорят, но из опыта скажу, что на одной большой тропе мусора гораздо меньше, чем на маленьких параллельных тропинках. Это, знаете, такой эффект разбитых стекол – если нет нормальной тропы, люди сами создают сеть стихийный тропинок. Если вместо этой сети построить одну большую и безопасную тропу, люди будут ходить только по ней, и количество мусора снизится. И это очень удобно для обслуживания – один человек пройдет и соберет весь мусор.

Правильно построенная тропа – это инфраструктура экотуризма. На тропе мусора стало меньше, но туристы оставляют его в Больших Котах. Оттуда очень сложно вывезти мусор, туристы об этом не знают.

- Да, для Котов вывоз мусора – большая проблема, но когда появилась тропа, поселок расцвел – открылись гостевые дома, магазин стал работать весь день, а не пару часов, как раньше. И хотя мы не знаем, как все-таки местные относятся к туристам, но то, что наши тропы приносят пользу Прибайкальским поселкам, – факт.

Проекты не только для Байкала

В Шелеховском районе на Олхинском плато есть скальник Витязь – очень популярное место. Летом утренние электрички везут туда десятки туристов и вечером забирают назад. Туда давно ходят все – школьники, городские бабушки, офисные клерки и спортсмены-скалолазы.

-  Все хотят, чтобы это место сделали природным парком регионального значения. Мы стараемся быть активными драйверами этой идеи и в этом году делаем там 4 проекта.

Три года ББТ планирует обустраивать маршруты к 20 скальникам на Олхинском плато.
- Отремонтируем тропы – уберем корни, зароем ямы и лужи, построим мостики. Несколько лет назад там мы строили мост к соседнему «Идолу». Через пару лет его снесло водой. Восстановили.

Хотя Олхинское плато известно многим, для большинства часовая прогулка к Витязю каждый раз превращается в целое приключение. Люди теряются, блуждают по лесу.

- Разметка нужна для неопытных туристов, как воздух. А мы ориентируемся, прежде всего, на неподготовленных.

Есть такая классификация троп по сложности прохождения. Первый – самый сложный. Крутые подъемы, крутые спуски, сложные перевалы и плохо заметная тропа – такие условия предназначены только хорошо подготовленным туристам. Пятая категория – самая легкая. К ней относятся тропы общего доступа – это деревянные настилы, максимально комфортные для прохождения.

- В Байкальском заповеднике есть тропа общего доступа – 3 километра ровных деревянных настилов. Мы помогали заповеднику строить ее. Возможно, на Байкале будет создана система троп разных классов. Легкие – для всех и посложнее – для опытных. Наша цель – 2500 км троп на Байкале. Из них 2100 – тропы по длине береговой линии и около 400 км радиальных троп, которые отходят от берега на 90 градусов в долины и горные хребты. Есть еще такая идея – создать единую тропу, которая будет состоять из участков, различных по типу прохождения, – какой-то пеший, какой-то конный, водный, какие-то километры можно преодолеть на поезде по Кругобайкальской железной дороге или Транссибу... Скорее всего, так и будет.

«Если вы хотите, чтобы люди любили природу и чувствовали ответственность за нее, – начните с детей сейчас».

Наша цель – 2500 км троп на Байкале.

ББТ рождены в начале нулевых идеей одной кольцевой тропы вокруг Байкала, но сейчас они – нечто большее. Некоторые проекты напрямую не связаны с тропами и озером. Важная миссия ББТ – развить экологическую культуру общества. С 2005 года ББТ проводит экоуроки для школьников в поселках на Байкале.

- Сейчас у нас есть большая цель – создать «Байкальский центр развития туризма, экообразования и местных инициатив». Это пока наша новая ласточка. Центр будет разрабатывать волонтерские экообразовательные программы, рассказывать о тропостроении и передавать наш опыт по стране. Мы стараемся везде продвигать этот проект, ищем участок земли и финансирование. Для нас это большой шаг вперед.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Великому озеру — большие тропы

Раздельный сбор отходов только укореняется в сознании россиян. Условия для этого постепенно создаются. Во многих городах появляются сервисы, ускоряющие этот процесс. Байкальский регион — один из пионеров в этом движении, ведь рядом драгоценный Байкал, и люди все чаще задумываются о том, как важно сохранить озеро и его экосистему для будущих поколений. Так, в 2019 году в Иркутске появилось экотакси, и мы поговорили с его создателем.

Великому озеру — большие тропы

Еще до нашей эры люди заселили и освоили земли возле Байкала. Однако до сих пор озеро и его окрестности таят для человека множество опасностей. На вопрос, как справиться с ними и найти гармонию между природой и человеком, отвечали юные изобретатели 23-24 января на главном сибирском робототехническом фестивале «РобоСиб» в Иркутске.

Великому озеру — большие тропы

Сегодня пластик является едва ли не самой страшной угрозой для экологии Байкала. Пакеты, бутылки, упаковка, синтетическая ткань для одежды… За последние полвека человечество произвело более 8 млрд тонн разнообразных изделий из пластика.

Великому озеру — большие тропы

Что в Новый год весело для человека, то не всегда полезно для природы. Как снизить свой экослед, восполнить нанесенный ущерб и где отдыхать в каникулы без вреда для природы? Мы спросили об этом у байкальских экоактивистов.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать