Spirogyra, Microplastics, and People: what a Real Threat to Lake Baikal Is
© Photo: Key To Baikal
October, 04

Spirogyra, Microplastics, and People: what a Real Threat to Lake Baikal Is

The expedition for monitoring of the ecological state of Lake Baikal ended in September. It was organized by En + Group together with the Lomonosov Moscow State University and was aimed at determining the actual risks and threats to the lake created by anthropogenic load, technology-related factor and natural processes. The results of the expedition were summed up by its leader, Candidate of Biological Sciences, Senior Researcher at the Department of Hydrobiology of Moscow State University, Mikhail Kolobov.

Key to Baikal: The expedition was to be held from August 15 to September 1. Have you met the deadline?

Mikhail Kolobov: “The weather has made adjustments, so the expedition lasted a little longer. There were heavy rains on Lake Baikal, and we had to wait until they stop. Going to open water on a boat was rather dangerous, the hydrochemical background of the lake was blurred, and it was impossible to reach some places due to the overflow of rivers. Therefore, we were one week behind the schedule, so we had to literally “be on the hook”, waiting for the right weather”.

Key to Baikal: Did everyone come back in good health, were there any incidents, diseases, excesses or force majeure circumstances?

“Absolutely, we have been all right. We are really lucky. We returned without any losses, injuries or incidents. The expedition went well, and we are satisfied with the results of fieldwork. We have accomplished everything we planned, even with a small margin for the future”.

En+ Group's Baikal Expedition@Экомониторинг в действии: как прошла экспедиция под эгидой En+
En+ Group's Baikal Expedition
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group
© Photo: En+ Group

Key to Baikal: How many people went on an expedition and who were they?

“A total of 15 experts participated in the expedition this year. Of course, not all of them were present simultaneously: people came and went, each of them had a specific work task. The majority of the coming scientists represented Moscow State University: hydrobiologists, ecologists, biogeographers. There were students and post-graduate students, including from Irkutsk University. The representatives of the Siberian Federal University were also there. Our colleagues studied the nutrition of the spirogyra algae that is now actively propagating in the coastal zone of Lake Baikal. The employees of the Kharkevich Institute for Information Transmission Problems of RAS were also participating. Each of them had a clear research area; some of the samples were taken for our colleagues who did not manage go to Lake Baikal. Thus, even more experts will join the work at the stage of processing the material collected by us”.

Key to Baikal: Can you define the global goal of the expedition?

“First of all, it is an assessment of the state of the coastal ecosystem of Lake Baikal and the accumulation of relevant data. Various tasks were performed for this purpose. A lot of attention was paid to hydrochemical analysis. The content of various substances in water at different depths was determined. Depending on the concentration of these substances, we can assume what processes are currently taking place in the lake. First of all, this is related to the nutrients needed for the life of organisms - nitrates, nitrites, phosphates, trace elements. We also determined hydrophysical characteristics of water - temperature, acidity, total salt content and oxygen content... All these indicators can tell us about the state of the Baikal ecosystem. Besides, we took samples for determining the content of heavy metals.

Key to Baikal: What does their content in water show?

“Heavy metals (for example, iron, copper and zinc), on the one hand, are substances necessary for the life of aquatic organisms, on the other hand, their high concentrations may cause intoxication and lead to the death of aquatic organisms, especially small animals such as crustaceans, insects and mollusks - the basis of the food chain, and have a destructive impact on the entire ecosystem. Mercury and lead are even more powerful toxic agents. An increase in their concentrations in the water indicates an increase in their washout from the land, for example, as a result of coastal destruction, soil erosion, fires, mining or activities of industrial enterprises.

Key to Baikal: What about the infamous spirogyra?

“Spirogyra deserves a special thanks. This is a real indicator of troubles of the Baikal ecosystem, which shows us the places where something is wrong. If we see active growth of spirogyra, then the ecosystem is under a strong impact. This usually is local eutrophication, that means, saturation of the environment with biogenic elements, as well as water heating.

Two elements are very important for plant growth: nitrogen and phosphorus. They are the basis for the growth of living cells. Therefore, we studied the content of these substances in the water of the lake. Phosphates are also the components of washing powders. In case of uncontrolled use, large quantities of these powders get into the water of the lake, and algae begin to actively consume them. First of all, this is manifested in the snowballing growth of spirogyra. Any plants use the same substances for growth, but spirogyra consumes them more actively than others. The alga can very quickly increase its biomass under favorable conditions.

As for the nitrogen compounds, we wanted to understand how they entered the water - from the surface or, maybe with groundwater… With the use of isotope analysis, we are trying to determine the ways they enter the lake ecosystem”.

Key to Baikal: Were you only interested in spirogyra among all flora and fauna?

“No, we also studied the Baikal sponge - Lubomirskia baicalensis. This is an endemic of Lake Baikal. It is an active filter-feeding organism, and previously the representatives of the species in the lake were numerous. A small sponge with the size of 7-8 cm passes tens of liters of water per day through itself. Since 2011, a disease of the Baikal sponge has been observed in the lake: it leads to necrosis and destruction of the tissues of the sponges, followed by the death of their colonies on vast territories. It is not yet clear why this happens. Now it is impossible to say unambiguously whether people are to blame or it is a natural process - a bacterial invasion or a catastrophic reaction to the changes in environmental conditions”.

"Spirogyra deserves a special thanks. This is a real indicator of troubles of the Baikal ecosystem, which shows us the places where something is wrong"

Key to Baikal: Please, tell us in more detail why you devoted so much time to the problem of microplastics.

“This problem is relevant all over the world. The main advantage and the main disadvantage of most types of plastic is that they are very durable. Bags, bottles, packaging, synthetic fabric for clothes... Polyethylene, polypropylene, polystyrene, polyvinyl chloride, acryl... Over the past half century, the mankind has produced more than 8 billion tons of various products from different types of plastic. 5 billion tons of it is already located in landfills or in the environment. Large amounts of of plastic produced by people eventually get into the oceans, lakes, rivers. This volume is measured in tens of millions of tons per year.

As of today, there are no places on our planet without recorded plastic pollution. Baikal is no exception. As plastic gets in the environment, it begins to change ecosystems, interacts with living organisms, at the same time decaying and decomposing.

Microplastics are a result of destruction of plastic products. Under the influence of mechanical abrasion or ultraviolet radiation, living organisms or other factors of the natural environment, plastic disintegrates into the smallest particles - microplastics. The sources of microplastics are also cosmetics, toothpastes, scrubs that initially contain the smallest plastic particles. According to the definition of “microplastics” refers to plastic particles with the size ranging from five millimeters to one thousandth of a millimeter.

The danger of microplastics towards individual living organisms and ecosystems in general are still actively discussed. Undoubtedly, a dangerous feature of plastic microparticles is the ability to accumulate many toxic substances and transport them. Another harmful feature of microplastics is the fact that when the substance is overgrown with microalgae and a bacterial film, it cannot be distinguished from natural food particles. Living organisms eat these particles, as a result, non-digestible microplastics accumulate in their intestines. These particles, once swallowed, can damage the internal organs of animals and release dangerous chemicals - from hormone-disrupting bisphenol A to pesticides. This influence also violates the protective functions of the body, as well as stops the growth and reproduction of cells”.

Key to Baikal: What animals can become victims of microplastics?

“The smallest ones suffer most of all. These are zooplankton organisms, small bottom crustaceans, molluscs, fish fry, that is, the animals making up the basis of the food chain of the entire Baikal ecosystem. Bigger organisms, in turn, feed on them. It is clear that in case the basis is troubled, the entire chain of interconnected organisms suffers. As a result, the ecosystem can unpredictably change under the influence of accumulation of the mass of microplastics therein.

Key to Baikal: Research works have been carried out since 2016. In which way are they different from the expedition?

“The first research was performed for a preliminary assessment of the environmental situation. We needed to form our own opinion, to determine the working methods that would be most convenient for us. We estimated the things that needed close attention first of all. We studied the content of microplastics at some points of the lake. Now the territorial scope of microplastics samples taken is much wider. The same applies to hydrochemical studies. The use of portable spectrophotometers and other portable devices enabled us to carry out some of the analytical work directly on the coast, which significantly increases the accuracy and reliability of the results. We took a larger number of samples near settlements this year, as compared to previous years, which allows us to form a more detailed ecological pattern. Based on the experience of previous studies, new tools and research methods have been developed, for example, nets for collecting microplastics. This year we also used the equipment for underwater and aerial photography, which enabled us to conduct exploratory surveys of the places for research much more quickly. The use of a greater variety of water and land transport has given us the opportunity to become more mobile and cover the greater area of the lake during a shorter period of time”.

Key to Baikal: In which places were the studies conducted and why were they chosen?

“We tried to cover a maximum area of the coast of Lake Baikal, giving preference to inhabited settlements as the main possible sources of pollution. These are the settlements of Maksimikha, Gremyachinsk, Babushkin, Posolskoye, Tankhoi, Vydrino, Baikalsk, Slyudyanka, Kultuk, Listvyanka, Bolshoye Goloustnoye, Khuzhir. We took samples along the entire perimeter of the Selenga delta.

The amount and composition of substances released can vary greatly in different inhabited settlements. This is influenced by a combination of many factors: such as the number of people, the area of ​​a settlement and its distance from the coastline, terrain, industrial enterprises located nearby, river flow, etc. Selenga is the main source of a great variety of substances entering Baikal, collected from a huge catchment basin with the area exceeding that of France. The river carries a wide range of pollution: organic and mineral substances, including heavy metals, industrial and household wastewater”.

Key to Baikal: What practical results can the expedition bring and when will we get to know about them?

“The first results have already been obtained. The samples that required immediate hydrochemical analysis were processed in the field. First of all, this concerned determining the concentration of nutrients: compounds of nitrogen, phosphorus, and concentrations of surface active agents. As I already noted, we brought all the necessary equipment and analysis reagents with us. Some of the samples were sent to the laboratory and will be processed in the nearest future, after which we will conduct the analysis to identify patterns of spatial distribution of various substances in the waters of Lake Baikal. Some samples will be studied even longer, since this process a meticulous and time consuming. However, we are planning to obtain very important information. Even today, it is not completely clear what precisely is happening with the ecosystem of the lake, and our results will allow us to shed the light at the current situation, to identify the main threats and sources of pollution. In a long run, this will make it possible to develop mechanisms for controlling and regulating human economic activities on Lake Baikal. Economic development of the Baikal territories is inevitable and indispensable. Many people live and a large number of enterprises function there. In this regard, it is necessary to find development options that will make the maximum protection of the fragile Baikal ecosystem possible.

Much attention has recently been paid to it. It emerged that a lot of environmental problems have accumulated over the past decades; previously people had not a slightest idea about them or considered them insignificant. They are accumulating at a swift rate. If you pay no attention to them, this can lead to the extinction of many species of animals and plants and the destruction of the lake’s ecosystem. We chose to study the Baikal sponge for a good reason: it is the endemic of Lake Baikal. Endemic species originated under the conditions of the unique ecosystem of the lake and have existed here for millions of years. Therefore, they are the most sensitive to environmental changes. If the conditions for the existence of an endemic species change significantly, its number in the habitat is consistently declining. We have no source to replenish it from”.

Key to Baikal: What happens if it disappears completely?

“If there is a gap, something will fill it. It will be replaced by other species of animals or plants, ordinary ones, the ones we have everywhere. The uniqueness of Lake Baikal lies in the fact that about one thousand endemic species live in it. If they begin to be replaced by ordinary flora and fauna, it will be a tragedy.

I would like to notice that we plan to accumulate the relevant data on the ecosystem of the lake on the basis of long-term observations. As a result, we will see the dynamics. Of course, we will not be able to boil the ocean and explore all the existing problems. To obtain a reliable assessment of the ecological situation on Lake Baikal, we need the joint work of many experts in various fields over a long period of time. We want to use the results of our work to complement the already existing picture of studies on the largest freshwater lake on the planet. Given today's environmental and economic conditions, this is timely and crucial”.

Tell friends
Related articles
Spirogyra, Microplastics, and People: what a Real Threat to Lake Baikal Is

Eco-friendly gifts under $20. Stocking stuffers don't suck when they're not socks or batteries.

Spirogyra, Microplastics, and People: what a Real Threat to Lake Baikal Is

New photo narrative from our #ThePeopleOfTheLake series.

Spirogyra, Microplastics, and People: what a Real Threat to Lake Baikal Is

In 2019 we celebrate the 50th anniversary of the Baikal State Natural Biosphere Reserve. Here is a photo tour around its beautiful boundaries, to see its modern visitors’ center, open-air expositions, and eco-tourist complexes.

Спирогира, микропластик, человек: что действительно угрожает Байкалу
Спирогира, микропластик, человек: что действительно угрожает Байкалу
© Фото: Первый Байкальский

Спирогира, микропластик, человек: что действительно угрожает Байкалу

В сентябре завершилась экспедиция по мониторингу экологического состояния озера Байкал. Она была организована компанией En+ Group совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова и должна была определить актуальные риски и угрозы, которые создают озеру антропогенная нагрузка, техногенный фактор и естественные процессы. О результатах экспедиции рассказал ее руководитель, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник кафедры гидробиологии МГУ Михаил Колобов.

Первый Байкальский: Экспедиция должна была пройти с 15 августа по первое сентября. Вы уложились в заданные сроки?

Михаил Колобов: Коррективы внесла погода, поэтому экспедиция продлилась несколько дольше. На Байкале шли сильные дожди, и нам приходилось их пережидать. Выходить на лодке на открытую воду было достаточно опасно, гидрохимический фон озера был смазан, а в некоторые места невозможно было попасть из-за разлива рек. Поэтому неделя у нас выпала из графика, пришлось буквально ждать у «славного моря» погоды.

Первый Байкальский: Все ли вернулись в добром здравии, не было ли происшествий, заболеваний, эксцессов, форс-мажоров?

- Абсолютно. Нам действительно повезло. Мы вернулись без потерь, травм и происшествий. Экспедиция прошла хорошо, и мы остались довольны результатами полевой работы. Все, что планировали, сделали, даже с небольшим запасом на будущее.

Экомониторинг в действии: как прошла экспедиция под эгидой En+@Экомониторинг в действии: как прошла экспедиция под эгидой En+
Экомониторинг в действии: как прошла экспедиция под эгидой En+
В течение двух месяцев En + Group совместно с МГУ им. М.В.Ломоносова провели экологическую экспедицию на Байкал. © Фото: En+ Group
В течение двух месяцев En + Group совместно с МГУ им. М.В.Ломоносова провели экологическую экспедицию на Байкал. © Фото: En+ Group
Ее целью было проведение комплексного экологического мониторинга и исследование воздействия микропластика на уникальную экосистему озера. © Фото: En+ Group
Ее целью было проведение комплексного экологического мониторинга и исследование воздействия микропластика на уникальную экосистему озера. © Фото: En+ Group
Ученые и технические специалисты передвигались на водном и автомобильном транспорте и посетили все основные точки Байкала. © Фото: En+ Group
Ученые и технические специалисты передвигались на водном и автомобильном транспорте и посетили все основные точки Байкала. © Фото: En+ Group
- Мы исследовали целый спектр различных показателей. Это и содержание биогенных элементов, содержание поверхностно-активных веществ и, конечно же, содержание различных тяжелых металлов, – рассказывает руководитель экспедиции Михаил Колобов. © Фото: En+ Group
- Мы исследовали целый спектр различных показателей. Это и содержание биогенных элементов, содержание поверхностно-активных веществ и, конечно же, содержание различных тяжелых металлов, – рассказывает руководитель экспедиции Михаил Колобов. © Фото: En+ Group
Основываясь на исследованиях, проведенных в 2017 году, участники экспедиции также изучили увеличение концентрации пластика и микропластика в воде озера. © Фото: En+ Group
Основываясь на исследованиях, проведенных в 2017 году, участники экспедиции также изучили увеличение концентрации пластика и микропластика в воде озера. © Фото: En+ Group
Пластик является индикатором антропогенного влияния на воды озера. © Фото: En+ Group
Пластик является индикатором антропогенного влияния на воды озера. © Фото: En+ Group
Помимо этого, участники экспедиции собрали пробы воды, грунта, а также образцы спирогиры и байкальской губки. © Фото: En+ Group
Помимо этого, участники экспедиции собрали пробы воды, грунта, а также образцы спирогиры и байкальской губки. © Фото: En+ Group
Первоначальные результаты экспедиции будут опубликованы уже осенью, а более подробный отчет планируется опубликовать в декабре этого года. © Фото: En+ Group
Первоначальные результаты экспедиции будут опубликованы уже осенью, а более подробный отчет планируется опубликовать в декабре этого года. © Фото: En+ Group

Первый Байкальский: Сколько человек выехало в экспедицию и кто эти люди?

- Всего в этом году в экспедиции участвовало 15 специалистов. Конечно, не все присутствовали одновременно – люди приезжали и уезжали, у каждого стояла какая-то определенная рабочая задача. Больше всего ученых представляли МГУ: гидробиологи, экологи, биогеографы. Были студенты и аспиранты, в том числе из Иркутского университета. Был представлен Сибирский федеральный университет. Коллеги занимались изучением питания водоросли спирогиры, которая сейчас активно размножается в прибрежной зоне Байкала. Участвовали сотрудники Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН. У каждого были определены свои направления исследований, часть проб отбиралась для наших коллег, у которых не получилось выехать на Байкал. Так что еще больше специалистов подключится на стадии обработки собранного нами материала. 

Первый Байкальский: Можете сформулировать глобальную цель экспедиции?

- В первую очередь, это оценка состояния прибрежной экосистемы Байкала и накопление актуальных данных. Для этого отрабатывались разные задачи. Большое внимание уделялось гидрохимическому анализу. Определялось содержание различных веществ в воде на разных глубинах. В зависимости от концентрации этих веществ можно предполагать, какие процессы протекают в озере в настоящее время. В первую очередь это касается биогенных веществ, которые необходимы для жизнедеятельности организмов, – нитраты, нитриты, фосфаты, микроэлементы. Определялись гидрофизические характеристики воды – температура, кислотность, общее солесодержание и содержание кислорода... Все эти показатели могут информировать нас о состоянии экосистемы Байкала. Кроме того, были взяты пробы на содержание тяжелых металлов.

Первый Байкальский: О чем свидетельствует их содержание в воде?

- Тяжелые металлы – например, железо, медь и цинк, с одной стороны, являются веществами, необходимыми для жизнедеятельности водных организмов, с другой – в высоких концентрациях вызывают интоксикацию и могут приводить к гибели гидробионтов, особенно таких небольших животных, как ракообразные, насекомые и моллюски, являющихся основой пищевой цепи, и оказывая разрушающий эффект на всю экосистему. Ртуть и свинец являются еще более мощными токсикантами. Повышение их концентраций в воде говорит об усилении их смыва с суши, например, вследствие разрушения берегов, почвенной эрозии, пожаров, добычи полезных ископаемых или работы промышленных предприятий.

Первый Байкальский: Что насчет печально известной спирогиры?

- Спирогире надо сказать отдельное спасибо. Это настоящий индикатор неблагополучия экосистемы Байкала, который показывает людям места, где что-то не в порядке. Если происходит активный рост спирогиры, значит, экосистема подвергается сильному воздействию. Обычно это локальная эвтрофикация, то есть насыщение среды биогенными элементами, а также нагрев воды.

Для роста растений очень важны два элемента – азот и фосфор. Они являются основой для роста живой клетки. Поэтому мы изучали содержание этих веществ в водах озера. Фосфаты, к тому же, являются компонентами стиральных порошков. При бесконтрольном использовании они в большом количестве попадают в воды озера, и водоросли начинают их активно потреблять. В первую очередь, это проявляется в лавинообразном росте спирогиры. Любая растительность использует для своего роста те же самые вещества, но спирогира их потребляет активнее других. Она может очень быстро увеличить свою биомассу в благоприятных условиях.

Что касается соединений азота, то нам хотелось понять, как они поступают в воду – с поверхности или, может быть, их приносят грунтовые воды? С помощью изотопного анализа мы пытаемся определить пути их поступления в экосистему озера.

«Спирогире надо сказать отдельное спасибо. Это настоящий индикатор неблагополучия экосистемы Байкала»

Первый Байкальский: Из флоры и фауны вас интересовала только спирогира?

- Нет, также мы изучали байкальскую губку Lubomirskia baicalensis. Это эндемик Байкала. Она является активным фильтратором, и раньше в озере ее было много. Одна маленькая губка размером 7-8 см пропускает через себя десятки литров воды в день. С 2011 года в озере наблюдается болезнь байкальской губки, которая приводит к некрозу и разрушению тканей губок с последующей гибелью их колоний на обширных территориях. Почему это происходит, пока не ясно. В настоящее время нельзя однозначно сказать, виноват ли в этом человек или это естественный процесс – бактериальная инвазия или такая катастрофическая реакция на изменения условий окружающей среды.

Первый Байкальский: Расскажите подробнее, почему вы так много времени посвятили проблеме микропластика?

- Это проблема, актуальная во всем мире. Главное достоинство и главный недостаток большинства видов пластика заключается в том, что они очень долговечны. Пакеты, бутылки, упаковка, синтетическая ткань для одежды… Полиэтилен, полипропилен, полистирол, полихлорвинил, акрил… За последние полвека человечество произвело более 8 млрд тонн разнообразных изделий из разных видов пластика. Из них 5 млрд тонн уже находится на свалке или в окружающей среде. Очень большое количество пластика, вырабатываемого человечеством, в результате попадает в океаны, озера, реки. Этот объем измеряется десятками миллионов тонн в год.

На сегодняшний день не существует мест на планете, где бы не было отмечено загрязнение пластиком. Байкал не исключение. Попадая в окружающую среду, пластик начинает изменять экосистемы, взаимодействует с живыми организмами, одновременно деградируя и разрушаясь.

Микропластик – продукт разрушения пластиковых изделий. Под воздействием механического истирания или ультрафиолета, живых организмов или других факторов, в природной среде пластик распадается в мельчайшую труху – тот самый микропластик. Источником микропластика также являются косметические средства, зубные пасты, скрабы, которые изначально содержат в качестве своего компонента мельчайшие пластиковые частицы. По определению, микропластиком называются пластиковые частицы размером от пяти миллиметров до одной тысячной миллиметра.

О вреде микропластика для отдельных живых организмов и экосистем в целом по сей день ведется активная дискуссия. Несомненно, опасной особенностью микрочастиц пластика является способность накапливать многие токсичные вещества и транспортировать их. Другой неприятной особенностью микропластика является тот факт, что, обрастая микроводорослями и бактериальной пленкой, он становится неотличим от натуральных пищевых частиц. Живые организмы потребляют эти частицы в качестве пищи, в результате чего неусваиваемый микропластик накапливается в их кишечнике. Проглоченные частицы могут повреждать внутренние органы животных и выделять опасные химические вещества – от нарушающего гормональный фон бисфенола А до пестицидов. Такое влияние нарушает защитные функции организма, а также останавливает рост и размножение клеток.

Первый Байкальский: А какие животные становятся жертвами микропластика?

- Больше всего страдают самые мелкие. Это организмы зоопланктона, небольшие придонные ракообразные, моллюски, мальки рыб, то есть те животные, которые являются основой пищевой цепи всей экосистемы Байкала. Ими, в свою очередь, питаются более крупные организмы. Понятно, что при нарушении основы страдает вся цепочка взаимосвязанных организмов. В результате экосистема может непредсказуемо изменяться под влиянием накопления в ней массы микропластика.

Первый Байкальский: Исследования идут с 2016 года. В чем их отличия от состоявшейся экспедиции?

- Первые исследования проводились для предварительной оценки экологической ситуации. Нам было необходимо выработать свое собственное мнение, определить наиболее удобные для нас приемы работы. Оценивалось, на что нужно обратить внимание в первую очередь. Изучалось содержание микропластика в некоторых точках озера. Сейчас территориальный охват сбора проб на микропластик намного шире. То же касается и гидрохимических исследований. Применение портативных спектрофотометров и других портативных приборов позволило выполнять часть аналитической работы непосредственно на берегу, что значительно повышает точность и достоверность получаемых результатов. Рядом с населенными пунктами в этом году мы отбирали большее, чем в прошлые годы, количество проб, что позволяет сформировать более развернутую экологическую картину. На основе опыта предыдущих исследований разработан новый инструментарий и методики исследований, например сети для сбора микропластика. В этом году мы использовали аппаратуру для подводной съемки и аэросъемки, что позволило гораздо оперативнее проводить разведку мест для исследований. Использование большего разнообразия водного и наземного транспорта дало нам возможность стать более мобильными и охватить исследованиями большую акваторию озера за меньшее время.

Первый Байкальский: В каких местах проводились исследования и почему именно они были выбраны?

- Мы стремились максимально охватить побережье Байкала, отдавая предпочтение населенным пунктам как основным возможным источникам загрязнения. Это населенные пункты Максимиха, Гремячинск, Бабушкин, Посольское, Танхой, Выдрино, Байкальск, Слюдянка, Култук, Листвянка, Большое Голоустное, Хужир. Пробы отобраны по всему периметру дельты Селенги.

Количество и состав сбрасываемых веществ может сильно разниться в разных населенных пунктах. На это влияет совокупность многих факторов – таких как количество населения, площадь населенного пункта и его удаленность от береговой линии, рельеф, промышленные предприятия, расположенные рядом, речной сток и т.д. Селенга – основной источник поступления самых разнообразных веществ в Байкал, собранных с огромного водосборного бассейна, по площади превышающего Францию. Река несет широкий спектр загрязнений: это органические и минеральные вещества, в том числе тяжелые металлы, промышленные и бытовые стоки.

Первый Байкальский: К каким практическим результатам могут привести результаты экспедиции и когда мы их узнаем?

- Первые результаты уже получены. Те пробы, которые требовали немедленного гидрохимические анализа, обрабатывались в полевых условиях. В первую очередь это касалось определения концентрации биогенных элементов: соединений азота, фосфора, концентраций поверхностно-активных веществ. Как я уже отмечал, все необходимое оборудование и реактивы для анализа мы привозили с собой. Часть проб отправлена в лабораторию и будет обработана в течение ближайшего времени, после чего будет проведен анализ по выявлению закономерностей пространственного распределения разных веществ в водах Байкала. Часть образцов будет исследоваться еще дольше, поскольку это кропотливый и трудоемкий процесс. Однако информация, которую мы в результате планируем получить, очень важна. На сегодняшний день не до конца понятно, что детально происходит с экосистемой озера, а полученные нами результаты позволят с большей ясностью взглянуть на сложившуюся ситуацию, определить основные угрозы и источники поступления загрязнения. В перспективе это позволит выработать механизмы контроля и регуляции хозяйственной деятельности человека на Байкале. Экономическое развитие прибайкальских территорий неизбежно и жизненно необходимо. На них проживает множество людей, функционирует большое количество предприятий. В связи с этим необходимо найти варианты развития, которые позволят максимально защитить хрупкую экосистему Байкала.

В последнее время ему уделяется большое внимание. Оказалось, что за последние десятилетия накопилось много экологических проблем, о которых люди раньше не подозревали или считали их малозначительными. Их накопление происходит достаточно быстрыми темпами. И, если не обращать на них внимания, это может привести к исчезновению многих видов животных и растений и разрушению экосистемы озера. Мы не зря выбрали для исследований байкальскую губку – это эндемик Байкала. Эндемичные виды возникли в условиях уникальной экосистемы озера и существовали здесь в течение миллионов лет. Поэтому они наиболее чувствительны к изменениям окружающей среды. Если условия существования эндемичного вида значительно изменяются, его численность в ареале обитания неуклонно снижается. Восполнить ее неоткуда.

Первый Байкальский: Что будет, если он исчезнет совсем?

- Свято место пусто не бывает. Его заменят другие виды животных или растений, обычные, такие, которые есть везде. Уникальность Байкала в том, что в нем живет около тысячи видов эндемиков. Если они начнут замещаться обычной флорой и фауной, то это трагедия.

Хочу отметить, что накопление актуальных данных об экосистеме озера планируется осуществлять на основе многолетних наблюдений. В результате мы сможем увидеть динамику. Конечно, мы не сможем охватить необъятное и исследовать все существующие проблемы. Для достоверной оценки экологической ситуации на Байкале очень важна совместная работа множества специалистов в самых разных направлениях на протяжении длительного времени. Результатами своей работы мы стремимся дополнить уже существующую картину исследований крупнейшего пресноводного озера на планете. В сегодняшних экологических и экономических реалиях это своевременно и критически важно. 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Спирогира, микропластик, человек: что действительно угрожает Байкалу

Сегодня пластик является едва ли не самой страшной угрозой для экологии Байкала. Пакеты, бутылки, упаковка, синтетическая ткань для одежды… За последние полвека человечество произвело более 8 млрд тонн разнообразных изделий из пластика.

Спирогира, микропластик, человек: что действительно угрожает Байкалу

Что в Новый год весело для человека, то не всегда полезно для природы. Как снизить свой экослед, восполнить нанесенный ущерб и где отдыхать в каникулы без вреда для природы? Мы спросили об этом у байкальских экоактивистов.

Спирогира, микропластик, человек: что действительно угрожает Байкалу

32 местных предпринимателя, включая выпускников «Школы экологического предпринимательства» (ШЭПР), представили фермерские продукты, экологичные сладости, подарки ручной работы и байкальскую косметику, а посетители поучаствовали в благотворительной акции и интерактивной программе.

Спирогира, микропластик, человек: что действительно угрожает Байкалу

Участниками экологической акции «360» в этом году стали 500 волонтеров. Давайте вспомним, как это было.

×
Хотите знать, где у нерпы санаторий?

Читайте нас в Яндекс Дзен

Хочу!

Больше не показывать