«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен
© Фото: Первый Байкальский
6 апреля 2020 #шэпр #традиции

«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен

Первый Байкальский побеседовал с его создателями и узнал, почему эти старинные здания значат так много для тех, кто живёт сегодня…

Уже столетие как в посёлке Танхой стоят две водонапорные башни. Они больше не снабжают паровозы водой, а медленно разрушаются, унося с собой историю. Команда активистов – учителя и ученики местной школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» – победили на 17-й Школе экономического предпринимательства с проектом «Мне до башни», который позволяет восстановить такие башни вдоль всей Транссибирской магистрали. Первый Байкальский поговорил с авторами проекта об истории башен, экологическом предпринимательстве в регионе и о том, как местный охранник помог их проекту.

О ШЭПР

Школа экологического предпринимательства – это партнёрский проект En+ Group и фонда «Возрождение Земли Сибирской», реализуемый с 2012 года. Дважды в год на площадке школы собираются молодые экопредприниматели, чтобы представить экспертам в сфере экологии, бизнеса, финансов и маркетинга свои бизнес-идеи и доказать значимость их реализации. На минувшей зимней сессии ШЭПР, которая проходила в посёлке Танхой с 27 февраля по 1 марта, было представлено 19 бизнес-проектов. Среди них – проект по восстановлению водонапорных башен в Танхое.  

Истории нужна помощь

водонапорные башни в посёлке Танхой
водонапорные башни в посёлке Танхой

​Место, которое сейчас известно, как посёлок Танхой, было глухой тайгой до начала XX века. Тогда развитие российской железнодорожной промышленности дошло и до этого края, превратив его в очередную точку на карте Транссибирской магистрали. Для полноценной работы станции важным было возведение водонапорных башен, которые предназначались для заправки паровозов водой. Основание здания выкладывали из бутового камня, а его верхнюю часть строили из дерева. Западная 19-метровая башня появилась в Танхое в 1902 году, когда прокладывали здесь первый железнодорожный путь. Вода в неё набиралась из близлежащей реки Осиновки, которая впадает в озеро Байкал. Башня обслуживала поезда в период Русско-японской войны, доставляющие всё необходимое для фронта через станцию и байкальскую переправу. В 1911-1916 годах был построен ещё один путь, а вместе с ним и восточная водонапорная башня, вода в которую подавалась из озера.

С течением времени люди перестали эксплуатировать паровозы, а башням пришлось найти новое применение. Восточная башня стала обеспечивать водой посёлок, а западную после многих лет запустения в 2017 году было решено превратить в музей. Однако во время реставрации внутри неё случился пожар, сгорела крыша и вся верхняя часть здания.

– Я участвовал в тех демонтажных работах в качестве волонтёра, – рассказывает один из создателей проекта «Мне до башни» Георгий Гурков. – После того, как западная башня сгорела, в Танхое воцарился траур. Было очень горько оттого, что с первого раза нам не удалось вдохнуть в неё жизнь. Башни не сравнить ни с чем. Они как два могучих исполина стоят на берегу озера, взирая на него и защищая посёлок. А как они могут спасать, если им самим нужна помощь?

Нам до башни

«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен
«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен
«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен
«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен

Учитель школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» Юлия Чукова поселилась в Танхое прошлым летом. Раньше она жила в Забайкалье на одной из станций Транссиба, где тоже стоят вековые водонапорные башни. Переехав на новое место, Юлия поняла, что проблема подобных исторических объектов — отнюдь не локальное явление. Однако для возрождения истории требовались финансы, команда, а главное — понимание того, как помочь башням. Единственным решением стала Школа экологического предпринимательства — шанс сгенерировать идеи и найти возможности для редевелопмента башен. Юлия подала заявку на участие в зимней сессии ШЭПР и пригласила в команду коллег — Татьяну Башнаеву и Максима Вологдина. Вместе на школе экологического предпринимательства они представили проект, который первоначально назывался Reborn Tower («Возрождение башни»).

На этапе прохождения экспертного конвейера (презентации концепции проекта, расчёта расходов и доходов бизнес-проекта, объёма рынка) команда педагогов стала значительно отставать от конкурентов. Когда возникла угроза выхода проекта из соревнований, их ученики и волонтёры ШЭПР — Никита Самсонов и Георгий Гурков — встали на место участников и сделали проект конкурентоспособным.  

– Мы хорошо знали этот проект, поэтому было обидно видеть его в «песочнице» среди несостоятельных бизнес-идей. Шанс на спасение только один – сделать Reborn Tower лучшим на этом уровне. У нас горели глаза и было огромное желание вывести проект из тупика. Эксперты видели наше стремление, поэтому во многом помогали и давали советы. Мы с Никитой мобилизовались и за два часа проделали работу, на которую другие команды тратили дни. Как итог – место на финальной защите проектов среди состоявшихся бизнесов, – рассказывает Георгий Гурков.

Ещё в первый день ярмарки проектов на Reborn Tower обратила внимание эксперт школы экологического предпринимательства и основатель проекта «Альтуризм» Екатерина Затуливетер. Она увидела в проекте потенциал, однако отметила, что ему не хватает ключевой детали, которая бы привлекала внимание к проблеме реставрации башен. Екатерина посоветовала создателям проекта отправиться в посёлок, чтобы выяснить у местных жителей, что для них значат столетние водонапорные башни. Среди ответов были – символ, имидж, история Танхоя, чувство дома, – а один охранник ответил: «Мне не до башен». «Вот оно!» – ликовали создатели проекта. «Мне до башни» стало чем-то большим, чем названием бизнес-проекта. Это лозунг, под которым объединяются все неравнодушные люди, желающие сохранить историю и её объекты.

– Мы очень благодарны этому охраннику, и, я думаю, он будет удивлён, когда увидит свою фразу в названии общероссийской акции «Мне до башни!», – отмечает Екатерина Затуливетер. – Сразу стало понятно, что просто водонапорная башня не привлечёт внимания никого, кроме жителей Танхоя, поэтому нужно этот проект выводить на федеральный и региональный уровни. Мы поняли, что если мы объединяем жителей всех населённых пунктов вдоль Транссиба, где есть такие водонапорные башни, то проект станет общенациональным.

Из нового названия проекта появились хештеги и наименования сообщества: «Мне до башни», «Башенные люди», «Я – башенный человек». Сейчас создатели проекта работают над запуском тематической сувенирной продукции. Первоначально это будут носки с фирменными хештегами. Вместо этикеток – буклеты с информацией об истории башен. Сувенирную продукцию планируется размещать в заповеднике (визит-центре «Байкал заповедный»), который ежегодно посещают около 5000 человек, и на привокзальной площади. Вырученные средства будут направлены на реставрацию башен.

Музей, чайная и смотровая площадка в стенах вековой башни  

Реновация башен — это вклад в будущее Танхоя. Наравне с заповедником и Байкальской переправой, башни станут ещё одним туристическим местом, которое сделает посёлок популярнее и экономически состоятельнее.

Чтобы деликатно подойти к восстановлению башен, не навредив историческим объектам, авторы «Мне до башни» обратились за советом к человеку, который в течение всей жизни занимался изучением Транссибирской магистрали. Это иркутский историк и хранитель фондов Музея истории Восточно-Сибирской железной дороги Александр Хобта. По его мнению, после реконструкции башни должны иметь первозданный вид.

– Западную башню планируется восстановить, а восточную сделать мультифункциональной площадкой, — отмечает Юлия Чукова. — На первом этаже разместится музей, где гид будет рассказывать историю посёлка и башен, проводить лекции о Байкале и уроки экологической грамотности. Второй этаж — чайная в стиле начала XX века. Третий — смотровая площадка. Вид на озеро, вершины Хамар-Дабана и солнечную обсерваторию с высоты столетней башни.

По словам создателей проекта, реновация башен — это вклад в будущее Танхоя. Наравне с заповедником и Байкальской переправой, башни станут ещё одним туристическим местом, которое сделает посёлок популярнее и экономически состоятельнее.

А совет?

Проект «Мне до башни» стал одним из победителей на финальной защите перед потенциальными инвесторами и выиграл в «Народном инвесторе» – голосовании за лучшие проекты по мнению участников и экспертов ШЭПР. Сейчас создатели «Мне до башни» занимаются подготовкой и выпуском сувенирной продукции, продвижением сообщества, вместе с архитекторами и дизайнерами прорабатывают план редевелопмента восточной башни. Сделав первые шаги на пути к экопредпринимательству, авторы проекта делятся мыслями о тонкостях создания собственного дела.

«Главное, что нужно начинающему экобизнесмену, — это идея и стимул. Я хочу видеть, как в старинные водонапорные башни вернутся жизни и люди. Поверьте, это даёт силы, чтобы двигаться вперёд» Никита Самоснов

Георгий Гурков:
Экобизнесмены часто сталкиваются с отсутствием возможностей для реализации своих проектов. Находясь в поисках, они теряют силы, ресурсы и надежду. Мой совет тем, кто только начинает своё дело, – вовлекать в работу профессионалов, рассказывать о своём проекте общественности, быть упорными и знать, что всегда найдутся пути решения проблем.

Юлия Чукова:
ШЭПР – это мощная отправная точка для начинающих бизнесменов. Здесь собираются профессионалы, которые знают, как пошагово развить своё дело, и могут оценить жизнеспособность любого проекта. У нашего региона мощный потенциал для развития экопредпринимательства, что доказывает количество участников, которые ежегодно привозят на ШЭПР абсолютно разные проекты. За экобизнесом видится будущее, потому что он представляет собой компромисс между экологией и экономикой. Это то, чего сейчас так не хватает.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен

Если вы думаете, что социологи – это люди с анкетами в руках и вопросом во взгляде, вы сильно недооцениваете их профессию. Современные социологи ведут большую невидимую работу, наблюдая за людьми, их паттернами поведения и отношениями в разных слоях общества. Мы задались вопросом, кто и как исследует общество, и пошли за ответом к выпускникам Института социальных наук ИГУ.

«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен

В какой сказке нерпа подружилась с пандой? Какую детскую книгу озвучил Николай Дроздов и проиллюстрировал Зорикто Доржиев? Что за издание оформили иркутские школьники? Мы собрали список замечательных детских книг о Байкала. Спойлер: подборка будет интересна не только детям!

«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен

Гибкие навыки – это что-то про йогу? Почему мы нервничаем перед публичными выступлениями? Зачем физику-ядерщику ораторское искусство? Задали любопытные вопросы основателю школы гибких навыков «Говори! Говорю» Владиславу Липатову.

«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен

В июле 2024 года на автомобильном рынке России появился новый игрок – китайский кроссовер VGV. Солидный паркетник с большим «кругозором» и интересной родословной. Мы устроили тест-драйв новому «китайцу» и проверили его проходимость на Байкале. Рассказываем, как управлять этим 5-метровым флагманом, сколько пассажиров можно взять на борт и почему такой огромный автомобиль стоит от 2 млн рублей.

«Пока другим плевать с высокой колокольни, нам до башни» — в Танхое стартует проект по восстановлению старинных водонапорных башен