В то время как вся молодежь стремится в мегаполисы – они сознательно переезжают в глубинку. Пока другие выпускники спешат покончить с учебой – они, наоборот, возвращаются к школьной доске. Мы поговорили с выпускниками Педагогического института ИГУ и узнали, что заставляет их перебираться из Иркутска в деревни и поселки Прибайкалья, какие «плюшки» они получают к зарплате и где сегодня готовят будущих педагогов.
«Первый Байкальский» и Иркутский государственный университет задумали проект про молодых педагогов: мы заглянем в села и деревни Прибайкалья, посмотрим, в каких условиях работают учителя и постараемся разгадать все прелести и подводные камни сельской жизни. Первый выпуск – специально ко Дню учителя и 115-летию педагогического образования в Восточной Сибири.
Изучать образ жизни людей, стиль их мышления, поведение, традиции, досуг и повседневную бытовую жизнь – вот такое необычное увлечение у Дарьи Данильченко. Именно поэтому она решила стать учителем истории и поступила в Пединститут ИГУ. Свою магистерскую диссертацию Дарья посвятила любопытной теме – досуг иркутян в годы застоя.
Как рассказывает Дарья, именно в пединституте преподаватели научили ее основательно готовиться к урокам: искать авторитетный источники и захватывающие исторические факты.
Девушка уверена, что этот навык сейчас необходим каждому пользователю интернета.
«Нас учили находить информацию так, чтобы потом мы могли представить ее на публике, к примеру, выступить на конференции, глубже раскрыть вопрос. Потому что сейчас очень важно обдумывать каждое слово и не искажать действительность».
Эти принципы молодой педагог теперь прививает своим подопечным в школьном медиацентре. Дарья не только преподает историю и обществознание в сельской школе Хомутово, но и учит детей создавать медиаролики, новости, познавательные видео, в том числе о земляках, которые прославили Хомутово. Все это дает Дарье ощущение того, что она на своем месте.
«Молодые учителя – это локомотив, благодаря которому село начинает активно развиваться. На них лежит колоссальная ответственность за то, чтобы сделать образовательное пространство как в школе, так и на селе более интересным. Плюс в селе есть прекрасная возможность получить жилье. Это очень сильно поддерживает и стимулирует работать дальше. Потому что ты понимаешь, что государство заинтересовано, чтобы ты остался работать на своей малой родине, в своем селе и занимался воспитанием подрастающего поколения».
Анастасия Бритенко – потомственный педагог. Ее прабабушки и бабушка были учителями, так что о подготовке к урокам, классных журналах и переменах девушка знает не понаслышке. В 2022 году она окончила Пединститут ИГУ и уже шестой год преподает музыку в Заларинской школе №1 (работать учителем она начала еще на первых курсах).
Из студенческой жизни Анастасия вспоминает один случай, который наглядно доказывает: порой волнение берет верх даже над опытом.
«На первом экзамене мне нужно было сыграть одно произведение. Не было никаких сомнений, что мне это удастся сделать легко, ведь за плечами девять лет музыкальной школы. Я зашла в аудиторию, села за рояль – и забыла все напрочь. Куратор попросила сыграть хотя бы конец, но я замерла и смогла лишь поставить аккорд. После чего поклонилась, вышла из аудитории».
Ее исполнение услышали преподаватели – в итоге повторно экзамен сдавать не пришлось.
Анастасия прожила в поселке Залари всю жизнь и была счастлива вернуться в родную школу после окончания института. Здесь, по словам молодого специалиста, есть все необходимое для успешного старта и комфортной жизни.
«Все в пешей доступности, есть новые просторные школы, построенные меньше 10 лет назад. Бассейн, кино, ФОКи, модельная библиотека, большая поликлиника для детей. Так зачем уезжать в город?»
Анастасии удалось выстроить доверительные отношения с учениками, чем она очень гордится. За шесть лет работы появилось больше уверенности в себе, а учительские отчеты ее больше не пугают – они превратились в обычный ежедневный ритуал. Педагог шутит: «Порой меня все еще путают со школьницами, ведь я такая же миниатюрная, как они».
Первыми учениками Светланы Чуфистовой были плюшевые игрушки – так еще в детстве девушка определилась с будущей профессией. Ее первая учительница Латунова Алена Викторовна оказалась такой чуткой и внимательной, что маленькая Света еще больше захотела стать педагогом. Прошло десять лет – и в 2017 году Светлана поступила в Педагогический институт ИГУ.
«Самым запоминающимся за годы учебы в ИГУ стали, конечно же, педотряды. Поездки в детские лагеря заняли отдельное место в моем сердце, там я окончательно нашла себя».
Уже три года Светлана работает учителем в Иркутском районе в деревне Грановщина. Она отмечает, что дети в сельской школе отличаются от городских.
«Они вовлеченные, идут в школу с интересом. Им не важны гаджеты, они общаются друг с другом. В школе много кружков, интересные праздники. Дети цепляются за каждую учебную и внеучебную возможности».
В классе у Светланы 24 мальчика и 8 девочек, многие из них участвуют в олимпиадах и уже занимают призовые места. А чтобы материальные вопросы не мешали развивать педагогический потенциал, для сельских учителей предусмотрены подъемные – это выплата, которую молодой педагог сельской школы получает раз в год сверх зарплаты в рамках программы «Земский учитель».
«Я переехала в деревню из города. И оказалось, что у такой жизни очень много плюсов: благоустроенные дома, свой двор, свежий воздух, до работы – 15 минут пешком. Я думала, что у нас не будет магазинов, а оказалось, все есть. Такая прогрессивная деревня».
Еще один плюс – так называемые стажисты. Это опытные педагоги, наставники, которые помогают молодым специалистам в начале профессионального пути.
«Они находят интересные интерпретации традиционным занятиям и урокам. Мы практикуем стажерские пары. У нас получается такой очень хороший тандем: молодость – это энергия, а стажист – знания. И вместе получается сильное комбо».
Через год Светлана планирует выпустить свой первый класс и набрать новый, чтобы углубиться в профессию и стать опытным педагогом.
Анастасия Нефедова выросла в семье педагогов: папа – преподаватель физики, мама – учитель начальных классов. Вдохновленная примером родителей, Настя поступила в Педагогический институт ИГУ на учителя физики.
«На первом курсе одну из дисциплин вел Дмитрий Александрович Букреев. Так как некоторые из нас не совсем серьезно отнеслись к учебе на первом курсе, пришлось помучиться на летней сессии. На одном из зачетов у Дмитрия Александровича мы просидели до семи вечера над лабораторными работами, и он взял с нас расписки о том, что мы в следующем году будем учиться хорошо. Обещал, что на выпускном их вручит. Но так и забыл, а история осталась».
Говорит, что именно в селе можно полностью реализовать себя как педагога благодаря различным программам.
«Наша школа базируется на концепции непрерывного агробизнес-образования, благодаря чему есть много достойных проектов и программ. В прошлом году мы выиграли кабинет химии на 2 миллиона рублей, теперь хотелось бы новый кабинет физики».
По словам девушки, развитию потенциала на селе помогает еще и небольшое количество детей в классах, дружный коллектив в школе и возможность воплощать смелые идеи.
«Я веду кружок робототехники и показываю, как она связана с физикой. Мы создаем оборудование, решаем задачки – ученикам 7-9 классов очень интересно».
В этом году Анастасия Нефедова аттестовалась на первую категорию. Она намерена и дальше популяризировать свой предмет в школе и вдохновлять учеников на сдачу ЕГЭ по физике.
С самого детства у Карины Фоменко перед глазами был пример учителей с большой буквы. Ее дедушка преподавал физику и астрономию, а впоследствии стал директором Селенгинской и Выдринской школ. Преподавателями также были мама и тетя.
«Целенаправленно учителем я никогда не хотела стать – я видела, насколько это тяжело. Планировала поступать на нефтегазовое дело, но в 10 классе у меня сменилась школа, круг общения, учителя. И так вышло, что я много времени проводила в кабинете у мамы, помогала ей готовиться к урокам и в какой-то момент поняла, что я люблю детей и мне нравится с ними заниматься».
Как признается Карина, стать учителем начальных классов у нее не хватило бы нервов и усидчивости. Поэтому она поступила в Пединститут ИГУ на учителя биологии и химии.
«Очень запомнились поездки с научным руководителем и выезды на педагогическую базу в Большое Голоустное. Было здорово вырваться из большого города, наблюдать за птицами, белками, просто погулять по Байкалу – это дорогого стоит».
Уже больше двух лет Карина работает в Марковской школе, куда попала сразу после первой практики. По словам Карины, сейчас она приходит на уроки с удовольствием и уверенностью в своих знаниях.
«Я благодарна Педагогическому институту ИГУ за эту уверенность в том, что я все могу, что я знаю, как проводить уроки. Знаю зоологию, ботанику, органическую химию, которую я могу детям рассказывать на простом языке. Потому что и нам это преподавали на очень понятном языке».
После двух лет работы в сельской школе Карина уже не представляет, как можно вернуться в город – теперь она мечтает о большом загородном доме с зеленым садом, где можно было бы готовиться к любимому предмету.
Еще больше интересных историй, удивительных фактов и лайфхаков для путешествий – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Реклама. ФГБОУ ВО «ИГУ»
Угадайте, кто из наших авторов прятался в ванной от Деда Мороза? Кто подхватил вирус от песни «Снежинка»? Кто каждый год менял амплуа в новогодних спектаклях, при этом не меняя платья? Мы решили поделиться с читателями историями о том, как мы отмечали Новый год в детстве. Наши воспоминания оказались теплыми, трогательными и смешными.