Почему важно воспитывать экологическое сознание с детства, как нужно преподавать экологию в школах и при чем здесь звезда Сириус? Наш сегодняшний собеседник — Илья Уйманов, руководитель академии лидера «Байкал-Сириус».
Первый Байкальский: Расскажите немного о проекте и его истории.
Илья Уйманов: Это проект, который начинался как экологический детский лагерь в поселке Большое Голоустное на Байкале. Он существует уже три года.
Я начал этим заниматься, потому что чувствовал, что могу объединить детей для высшей цели. Для меня важно было не просто развлечь детей и не только рассказать им про флору и фауну, ходить в походы, а зажечь их сердца, чтобы ребята раскрылись. Я думаю, что люди по своей природе добрые, они нацелены на созидание, и мы помогаем с самого детства культивировать эти и другие положительные качества. Это экология как наука о доме, включающем всю нашу планету.
Когда дети заезжают в наш лагерь, мы готовим для них задания. Они, объединяясь в группы, их выполняют. Эти задания не всегда связаны с экологией: например, мы спрашиваем их, какие две технологии они взяли бы при освоении новой планеты. Интересно, что все группы приходили к мнению, что это должны быть безопасные для природы технологии и что самое главное – сделать новую планету экологически чистой и комфортной. Наши вожатые не учат детей, они в основном все знают, их нужно лишь «подтолкнуть».
Если сначала это был просто летний лагерь, то потом мы стали заезжать туда и зимой. Со временем дети и их родители сами стали проявлять инициативу, чтобы собраться, продолжать активность, а мы уже взяли организацию в свои руки.
Дети, которые участвуют в нашем лагере второй, третий год, воспринимают и себя, и окружающий мир по-другому: они более ответственны, они понимают, как круто жить в гармонии с обществом и природой. Они становятся лидерами
ПБ: Почему академия лидера называется «Байкал-Сириус»?
Илья У.: Мы живем на берегу великого озера Байкал. А Сириус – самая яркая звезда южного небосклона. Юг всегда ассоциировался с теплом, и эта звезда ведет нас к внутреннему теплу. Каждый ребенок имеет право сиять как самая яркая звезда.
ПБ: Какие мероприятия будут проходить в этом году?
Илья У.: Летом мы планируем заезд в Большое Голоустное. В ближайшее время мы будем участвовать в «Ледовом переходе». Большой группой детей мы пойдем по льду Байкала от поселка Старая Ангасолка до города Слюдянка. По пути из Иркутска мы рассказываем об озере и проводим викторину. Уже в вагонах поезда дети лучше знакомятся между собой, дружатся перед главным испытанием, самим переходом. Эти 19 километров – не сильно много, но и не мало. Они тратят силу, но аккумулируют энергию, накапливают эмоции. Они физически и психологически перешагивают себя. На эмоциональном уровне у них появляется понимание того, что природа – это счастье, что взаимодействие с природой приносит радость. Уже возвращаясь в город, они начинают это осознавать.
Планируем проведение экологических квестов на территории нескольких школ. Дети делятся на команды, получают маршрутные листы и выполняют задания на станциях, где находятся вожатые, и ставят отметки о прохождении, чтобы ребята могли пойти на следующее задание. На прохождение задания дается 12 минут, а за его выполнение команды получают баллы. Такие трехчасовые квесты – это хорошая школа и испытание, которое преподносится в интересной игровой форме. Думаю, что за такой системой преподавания – будущее.
Нынешняя система образования не совсем подходит для современного общества. Мы знаем, как сильно за последние сто лет изменились условия жизни человека, но школа остается очень консервативным институтом из прошлого, индустриального общества, а мы живем уже в информационном. Для современных детей важна не сама информация, а способы ее добывания, синтеза и отбора.
ПБ: Как вы видите дальнейшее развитие проекта?
Илья У.: Наш проект должен стать круглогодичным. Крайне важно в ребенке воспитывать любовь к себе и к окружающей среде. Чтобы он понимал, что экология – это наука о доме, а дом – это вся наша планета. Если он любит себя, если он понимает, что находится в природе, то он начинает созидать, и это должно закладываться уже с 7-8 лет. Мы начинаем работать с детьми только с 5-го класса. Думаю, что начни мы работать с ними раньше, то успели бы заложить гораздо больше. К 5-му классу они стали бы гораздо более осознанными, а к 11-му они бы четко осознавали свои позиции и знали бы, что им нужно от жизни.
Со временем мы должны создать полноценную общеобразовательную школу.
На озере Байкал завершился масштабный экомониторинг. В нем участвовали биологи, токсикологи, экологи, генетики из 10 крупнейших научных институтов России. Мы поговорили с руководителем экспедиции Михаилом Колобовым и узнали, какие «злодейские» водоросли пришли на смену спирогире, где самые чистые и загрязненные места на Байкале и как микропластик убивает обитателей озера изнутри.