Гибкие навыки – это что-то про йогу? Почему мы нервничаем перед публичными выступлениями? Зачем физику-ядерщику ораторское искусство? Задали любопытные вопросы основателю школы гибких навыков «Говори! Говорю» Владиславу Липатову.
школу гибких навыков «Говори! Говорю» и за это время научил говорить ярко и убедительно примерно 1800 человек. Бонус: в материале найдете 3 лайфхака, как унять тревогу перед выступлением.
Вы что-нибудь слышали про понятия hard и soft skills*? Вас хоть раз просили показать свои гибкие навыки? Сегодня этими понятиями оперируют во многих крупных корпорациях и издают на эту тему немало литературы. Мы решили разобраться, что скрывается за этими словами, и обратились к эксперту по публичным выступлениям Владиславу Липатову. Два года назад он основал в Иркутске– Периодически я сталкиваюсь с мнением, особенно среди взрослого поколения, что гибкие навыки – это как раз про растяжку, йогу, гимнастику. На самом деле, гибкие навыки (soft skill) – это умение человека быть более адаптивным к обстоятельствам и окружающим людям. Сюда относят ораторское искусство, умение вести переговоры, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, проектное мышление.
Если есть гибкие навыки, значит, существуют и какие-то «твердые». Так вот твердые навыки (hard skills) – это конкретная профессия. Юрист, инженер, журналист, плотник. Но если твердым навыкам нас обучают в школе, университете и на работе, то, к сожалению, гибким навыкам приходится учиться самостоятельно. Мы взяли на себя инициативу развивать это направление в Иркутске.
Например, в школе «Говори! Говорю» мы также относим к гибким навыкам работу с медиа, умение создавать контент и даже работу с нейросетями. Потому что сегодня искусственный интеллект позволяет значительно ускорить некоторые рутинные процессы: например, поможет сделать презентацию за 30 минут, а не три часа. Это вопрос эффективности и конкурентности.
– Раньше у всех на слуху был IQ, то есть коэффициент интеллекта. Им измеряли эффективность и успешность человека. Но со временем стало понятно, что человек с высоким IQ не всегда добивается успеха в карьере и жизни. Тогда ученые выдвинули идею, что существует еще и уровень эмоционального интеллекта.
Причем как свои эмоции, так и эмоции других людей. Допустим, мы часто говорим «мне грустно». Но что это за эмоция? Точно ли это грусть или, допустим, тоска, депрессия, одиночество?
Когда человек начинает разбираться в себе, он начинает «читать» других людей. По взгляду, мимике, жестам, положению тела можно определить, как человек себя чувствует и какие эмоции он испытывает. Исходя из этой информации ты «подключаешься» к другому человеку, чтобы оказать какое-то влияние на него или поддержку.
– Именно. Ведь конфликт можно рассматривать и как нечто такое разрушающее, и как нечто созидающее.
Конфликтология, на самом деле, хорошо подходит для командных обучений. Мы не учим людей ссориться на бытовом уровне (ругаться с мужем из-за разбросанных по дому носков), зато мы разбираем конфликты в командах и подсказываем, как лучше из этих ситуаций выходить и как направить энергию конфликта в продуктивное русло.
Еще у нас есть направление эристики – науки о споре. Там мы проводим настоящие дебаты проводим и учимся спорить. Создаем такой спор, когда нужно доказать свою позицию, когда мы в конфликте уже переходим на этап агрессии.
– Ораторское искусство – это широкий фундаментальный навык, который зародился еще в Древней Греции более 2500 лет назад. Он подразумевает под собой очень многое. Во-первых, логику – как быть последовательным в своей речи. Во-вторых, искусство убеждения, или риторику – как донести свою позицию до другого человека и переманить его на свою сторону. В-третьих, эристику, или искусство спора. В-четвертых, демагогику – искусство заводить толпу и вызывать у нее разные эмоции.
И вот, казалось бы, зачем обычному человеку все эти навыки? Но каждый раз, когда необходимо с кем-то познакомиться, нам нужно сначала заговорить. Чтобы кому-то понравиться – тоже нужно заговорить. Чтобы защитить свой отчет на работе, придется заговорить. Все эти навыки и инструменты работают не только на больших аудиториях по 1500-200 человек, но и в маленьких компаниях и даже один на один с собеседником.
Был у нас на курсах один парень, который учится на физика-ядерщика. Собирается стать ученым, изменить мир ядерной индустрии, новый ядерный реактор разработать. Он пришел с таким запросом: «Я четко понимаю, как в ядерной физике все устроено, но когда начинаю кому-то рассказывать, люди скучают, им не интересно, я не могу защитить свои прорывные идеи». Мы поработали с ним, и сейчас он гораздо лучше себя подает и увлекательно преподносит информацию.
– На самом деле, ораторскому мастерству в целом невозможно научиться раз и навсегда. Это как занятие спортом: невозможно сходить в зал, сделать атлетическую форму и сохранить ее на всю оставшуюся жизнь. Форму нужно постоянно поддерживать.
То же самое с ораторским мастерством: если я не буду повторять какие-то упражнения несколько недель, у меня начнет пропадать голос. Поэтому в ораторском мастерстве нужно освоить основные приемы и подходы и постоянно их комбинировать.
– Безусловно. Потому что главный принцип ораторского искусства – это как можно больше говорить. В наш информационный век разговорная коммуникация постоянно снижается – проще написать сообщение или просто отправить смайлик. И когда человек начинает общаться голосом, вскрываются все речевые проблемы.
Если раньше ораторские навыки были уделом телеведущих и лекторов, то сегодня в век развития социальных сетей и видеоконтента они нужны всем. Человек, который обладает такими навыками, сможет, не теряясь, говорить на камеру, импровизированно сказать какую-то речь, устроить небольшой стендап в компании друзей.
– Почему человек боится, когда на него смотрят такие же люди, как он сам? Вопрос до сих пор необъяснимый. Есть теория, что раньше, когда мы жили в пещерах и точили каменные топоры, человек, который выходил к своему племени и что-то предлагал (сходить на охоту, перебраться в новую пещеру), по сути, брал на себя ответственность за это решение. Если оно приводило к плохим последствиям, племя убивало зачинщика. Вот этот первобытный страх, возможно, в нас еще сидит.
Когда человек выходит выступать публично, у него случается всплеск адреналина и возникают определенные зажимы. Зажимы с точки зрения психологии, которые со временем переросли в физические зажимы. Допустим, в детстве родители говорили мальчику: «Не ори!» – и у него развился гортанный или челюстной зажим. В таком случае у человека будет зажата гортань, челюсть не будет открываться, губы не будут правильно работать и артикулировать. Во взрослом возрасте, когда он будет испытывать какое-то напряжение, связанное с публичным выступлением, стресс будет выходить как раз в эти точки зажима. У кого-то это поднятые плечи, у кого-то трясущиеся руки, у кого-то зажатая гортань. Таблетка одна – работать с этими зажимами с психологической точки зрения и с физиологической.
Кстати, 10 ноября можно попасть на бесплатный открытый урок «Стресс и выступления: как справляться с волнением». За два часа изучите природу стресса, освоите техники для снижения уровня тревоги, обретете новые знакомства. Начало в 16:00 в отеле «Европа», для участия нужно пройти простую регистрацию.
Действие адреналина можно сравнить с огнем: в одном случае он может создавать уют и тепло, а в другом – носит разрушительный характер. Каждый оратор, когда выходит на публику, немного переживает. Так, перед каждым своим выступлением я все равно мандражирую, у меня тоже вырабатывается адреналин, и это нормально.
Но я заметил такую тенденцию: когда человек не понимает, как с этим работать, он боится просто за сам факт своего выступления. «Как я буду выступать? Смогу я выступить или не смогу? О что мне подумают люди?» В этом случае адреналин как раз становится разрушительным фактором.
3 лайфхака, как успокоиться перед выступлением
1. Заранее определиться с идеей выступления. Лучше всего уложить ее для себя в короткий слоган. Во время выступления мысленно всегда тянуть одеяло на эту основную мысль, чтобы не уходить от темы и не теряться.
2. Базовый прием – это дыхание по квадрату. Схема такая: растяните вдох на 4 счета, задержите дыхание на 4 счета, медленно выдохните на 4 счета и вновь задержите дыхание. Нужно насытить тело кислородом, чтобы организм расслабился.
3. Снять напряжение с рук. Жесты напрямую связаны с голосом, и если человек не жестикулирует, то и подача голосом тоже страдает. Если жест живой, речь сама собой становится более плавной, выразительной, яркой. Поэтому надо поработать с руками: можно их активно растереть, как будто в руках пластилин, либо сильно напрячь от кончиков пальцев до плеч, а затем сбросить напряжение, сделав руки «сосисочными».
– Ничего экстраординарного на занятиях не происходит. В основном, мы устраиваем публичные выступления, но в разных вариациях.
Представьте: сидит 10 взрослых людей, и задача одного – начать историю, а других – подхватить. Многих это бодрит и заставляет пошевелить мозгами.
За два года существования через школу гибких навыков прошло более 1800 человек – все они научились уверенно выступать на публике, ловко спорить и убедительно говорить. Фото: «Говори! Говорю».
Но самое основное в обучении – это работа с голосом. Голос в целом подразумевает много разных странных упражнений и на дыхание, и на мычание. Зачастую они немного гипертрофированные. Например, мы отрабатываем какие-то эмоции исключительно взглядом. Для это нужно садиться друг напротив друга и раскрываться. Многих людей это пугает.
Чем больше мы дурачимся на наших занятиях, тем лучше это влияет на результат. Это снимает зажимы и помогает людям посмотреть на себя с другой стороны, а потом они видит результат в обычной жизни.
– Обязательно. Многие крупные корпорации, такие как СБЕР, «Росатом» или ИНК, развивают гибкие навыки в своих командах и учитывают наличие таких качестве при приеме на работу. После прохождения наших курсов вы сможете подтвердить soft skills сертификатом, а в скором времени мы начнем выдавать дипломы государственного образца о дополнительном образовании. Конечно, можно приложить его к резюме и немножко этим похвастаться.
Но, на самом деле, гибкие навыки нужны не для резюме, а для жизни. Люди, которые обладают такими скилами, располагают к себе других, к ним проникаются окружающие.
Человек, который обладает гибкими навыками, просто нравится людям больше.
*твердые и мягкие навыки
Школа гибких навыков «Говори! Говорю» предлагает несколько программ обучения:
✔️ очный курс по ораторскому искусству (ближайший стартует уже 18 ноября!)
✔️ открытые уроки
✔️ онлайн-обучение
✔️ личные консультации
✔️ программы для бизнеса.
Занятия проходят в самом центре города по адресу: Иркутск, ул. Урицкого, 11а.
Для связи: +79140077521
Сайт: говориговорю.рф
Соцсети: Вконтакте, телеграм-канал
Реклама. ООО «СОФТ»
Еще больше удивительных историй и эксклюзивных материалов – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Если вы думаете, что социологи – это люди с анкетами в руках и вопросом во взгляде, вы сильно недооцениваете их профессию. Современные социологи ведут большую невидимую работу, наблюдая за людьми, их паттернами поведения и отношениями в разных слоях общества. Мы задались вопросом, кто и как исследует общество, и пошли за ответом к выпускникам Института социальных наук ИГУ.
В июле 2024 года на автомобильном рынке России появился новый игрок – китайский кроссовер VGV. Солидный паркетник с большим «кругозором» и интересной родословной. Мы устроили тест-драйв новому «китайцу» и проверили его проходимость на Байкале. Рассказываем, как управлять этим 5-метровым флагманом, сколько пассажиров можно взять на борт и почему такой огромный автомобиль стоит от 2 млн рублей.